Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Наши помощники-словари"
Цель: закрепление знаний об изученных словарях, развитие умения пользоваться словарями, показать актуальность и значимость различных словарей,
Задачи:
-закрепить знания об изученных словарях,
-способствовать развитию учебной мотивации, развитию внимания, формирование познавательного интереса к теме урока,
-способствовать развитию самостоятельности, взаимного уважения друг к другу, любви к родному языку, слову.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: вовлечение учащихся в деятельность урока; осознание каждым ответственности за общее дело в классе; уметь сопереживать чувствам других участников.
Метапредметные УДД: Регулятивные УУД: уметь ставить цель и уметь достигать её; контролировать и оценивать свою деятельность и других учеников; работать по заданию учителя.
Коммуникативные УУД: полно, четко, ясно выражать свои мысли; уважительное отношение к мнению других , умение работать вместе и договариваться.
Познавательные УУД: уметь правильно задавать вопрос и выстраивать ответ по теме урока; определять самим тему урока; находить нужную информацию в словарях; сопоставлять, сравнивать и обобщать полученную информацию.
Предметные УУД: работать с различными словарями, уметь ориентироваться в них и учебнике русского языка.
Форма проведения: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2. Сообщение темы урока. Проблемная ситуация.
Ребята, отгадайте ребус.
-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Минута чистописания
-Пропишем слово в тетради, поделим на слоги, поставим ударение
3.Проблемная ситуация.
Правильно. Ребята, 22 ноября мы будем отмечать День Словарей и энциклопедий. И я хотела пригласить на этот урок нашего друга-Буратино.
*письмо*
«Здравствуйте, ребята! Я бы с радостью приехал к вам на праздник. Но в нашей кукольной школе произошла беда. Карабас –Барабас спрятал все словари, он не хочет, чтобы мы были грамотными, хочет, чтобы мы все- я, Мальвина, Пьер, Артемон и другие куклы вернулись в его театр и работали там, не покладая рук и лап. А мы хотим учиться. Карабас Барабас сказал, что вернет нам словари, если мы выполним все его задания. Помогите нам, пожалуйста».
-Ребята, Карабас Барабас спрятал все словари! А какие словари существуют? Вы знаете? (толковый, орфоэпический, орфографический, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь однокоренных слов)
-Молодцы! Как же мы можем помочь Буратино? (отправиться в гости к Буратино и помочь героям сказки пройти все испытания)
-Тогда в путь! Давайте возьмем с собой наших помощников- СЛОВАРИ. Без них справится с испытаниями Карабаса Барабаса будет непросто. (звучит музыка, на экране появляется сказочный город и первая дверь, дверь открывается, на экране появляется Буратино)
4.Работа над темой урока.
1 задание. Перед ребятами на слайде сундук.
Чтобы освободить первый словарь, нужно открыть сундук. У нас есть 4 ключа (изображения ключей: скрипичный, дверной, отгадка, родник). Только один ключ подойдет к двери.
- Как мы можем проверить свои предположения? Сколько значений у слова ключ? В каком словаре мы могли бы посмотреть значение слова? ( В толковом.) А что еще в толковом словаре можно увидеть? (однозначное или многозначное слово)
-Давайте заглянем в наш толковый словарь и найдем лексическое значение слова КЛЮЧ.
-Каким же ключом мы можем открыть сундук?
-Вот мы и справились с первым заданием. (Достаем из сундука ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ) И первый словарь возвращается Буратино.
2 задание.
У Буратино во втором сундуке карточки со словами. (ауди сообщение. Буратино не может правильно прочитать слова)
Инструмент, торты, туфля, банты, звонить.
-Как их правильно прочитать, он не знает. Какой словарь нам может помочь? (орфоэпический, где указывается правильная постановка ударения, произношение слов)
-Давайте запишем эти слова в тетрадь и с помощью орфоэпического словаря учебника правильно поставим ударение и поможем Буратино верно прочитать слова. (ребята письменно выполняют это задание)
-Ура! Вот и орфоэпический словарь мы помогли вернуть в школу, где учатся Буратино и его друзья.
3 задание. Работа в парах.
В третьем сундуке у Буратино слова с пропущенными буквами.
К..пуста, п..тух, ..лф..вит, вет..р, д..рога, к..ньки.
У вас на партах лист с этими словами. Работа в парах, вставьте пропущенные буквы, помогите Буратино.
-Как мы можем проверить, правильно мы выполнили задание? (посмотреть в словаре)
-Какой словарь придет нам на помощь? (орфографический). Проверьте по орфографическому словарю, правильно ли вы выполнили задание?
Молодцы! А вот и орфографический словарь возвращается к Буратино.
5. Физкультминутка.
6. Работа над темой урока.
На слайде пары слов (Друг – товарищ, Друг – враг)
-О каком словаре пойдет речь7 (словарь антонимов /словарь синосимов)
-Что такое антонимы? (слова, противоположные по смыслу)
-Какие слова называют синонимами? ( Слова, схожие по значению)
-Какие словари помогут нам выполнить это задание? (словари синонимов и антонимов)
-Распределите пары.
1 вариант-найдёт и запишет пару синонимов, (Блестеть - Друг-)
2 вариант-пары антонимов. (Вчера - Громкий - )
Проверка по эталону.
-Молодцы! И с эти заданием мы с вами справились! Словари синонимов и антонимов Карабас Барабас тоже вернул Буратино.
8.Рефлексия.
Ребята! Вы-молодцы! Благодаря вашей слаженной работе в школу, где учится Буратино, вернулись все словари! А Буратино предлагает вам оценить вашу работу на уроке. Перед вами Поле чудес, на котором Буратино закапывал свои золотые монетки. А вот и ямка. Давайте положим в нее наши разноцветные монетки-кружочки.
9. Подведение итогов урока.
-Ребята, а почему Буратино так переживал, что Карабас Барабас спрятал все словари?
-Для чего нам нужны словари? (чтобы правильно произносить слова, правильно писать, узнавать значение непонятных слов и т.п.)
-Да, поэтому (читаем хором тему нашего урока- Словари-наши верные друзья. Теперь Буратино обязательно придет к нам в гости 22 ноября в День словарей и энциклопедий. Спасибо за работу!
10. Домашнее задание.
Выписать однокоренные слова к словам лес, сор из словаря однокоренных слов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.