Конспект урока в 8 классе "Москва - столица Российского государства"
Оценка 4.9

Конспект урока в 8 классе "Москва - столица Российского государства"

Оценка 4.9
doc
29.06.2022
Конспект урока в 8 классе "Москва - столица Российского государства"
Урок Москва - столица Российского государства.doc

 

ОГБОУ «Архангельская школа-интернат»

 

 

Конспект  урока по истории

«Москва – столица Российского государства».

8 класс.

 

 

Учитель истории

Седова Н.М.

 

 

2021 г.

 

 

Тема:  Москва—столица Российского государства

Цель:

Показать, что Москва в XVI веке являлась центром  ремесла, торговли, культуры, сердцем России.

Задачи

Образовательные: дать учащимся представление о  Москве  как о центре Российского государства, о строительстве Московского кремля, замечательного произведения русского зодчества.

Корекционно- развивающие: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать исторический материал.

Воспитательные: воспитывать у учащихся глубокое уважение к русским людям - создателям настоящих произведений  искусства, пробудить у учащихся понимание и восхищение красотой русской архитектуры,  воспитывать бережное отношение к историческому наследию.

Основные знания

Москва- столица Российского государства, Московский кремль. Красная площадь, башни кремля.

Основные термины и понятия: усыпальница, надгробие

Оборудование и материалы

Презентация: Москва- столица Российского государства.

Компьютер. Мультимидийная доска или плеер.

Тип урока: комбинированный.

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Оргмомент

Повторение  пройденного

материала

 

 -Какую тему изучали на предыдущем уроке?

Что нового узнали?

Учитель проводит опрос, опираясь на иллюстрацию «КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА».

Задания

  1. Какие сословия проживали в Российском государстве?
  2. Опишите крестьянское жилище, используя слова для справок (печь,

деревянная изба, оконце, лучина,

деревянная и глиняная посуда, полати, лавки, красный угол, лохань).

  1. Выберите из перечисленных предметов те, которые существовали в домах крестьян того времени:

Кровать                    стулья

Люстра                    полати

Чугунок                   лучина

Лавки                      подсвечник

Диван                     кастрюля

Шкаф                     полки

Бадья                     сундук

  1. Составьте с помощью опорных предложений рассказ о быте боярина.

- Жили в хоромах с несколькими светлицами.

- Одежда из заморского сукна, бархата, шелка.

- Ели из золотой и серебряной посуды

 

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока

Задания выполняются индивидуально- устно.

 

 

Дают ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают развернутый ответ.

Задания выполняют индивидуально - устно.

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация

Знаний.

 

 

 

 

 

 

Объявление новой темы

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

-----------------

Вступительное слово учителя.

-Как называется главный город государства?

-Как сейчас называется столица нашего государства?

На прошлых уроках мы говорили об укреплении и расширении Российского государства. Центром объединения русских земель уже в те времена становится Москва.

Сообщение темы урока:

«Москва – столица Российского государства».

( Презентация. Кадр 1)

В Москве жил царь, работали приказы, трудом ремесленников и зодчих создавался московский Кремль.

Давайте вспомним:

- В каком году Москва впервые упоминается в летописи?

- Какой князь считается основателем Москвы?

( Презентация. Кадр 2)

- Из чего был построен первый московский кремль?

( Презентация. Кадр 3)

Еще Иван IV и Василий III начинают перестраивать Кремль .

Кремль должен был символизировать могущество и богатство Российского государства.

( Презентация. Кадр 4)

Схема московского кремля.

- Какую геометрическую фигуру напоминает схема кремля?

- Сколько башен на схеме?

С одной стороны протекает река Москва, с другой-  Неглинная, с третьей был прорыт ров.

Кремль оказался на острове.

Попасть в Кремль можно было через ворота.

Шесть башен были проездные.

Рассмотрим несколько самых важных башен.

Используем гиперссылки. Кликаем на изображение башни, затем снова возвращаемся к схеме, чтобы уточнить местоположение следующей.

( Чтобы вернуться к схеме надо кликнуть по изображению башни.)

(Презентация. Кадр 5).

Троицкая башня. В Троицкой башне находилась темница, где содержали опасных преступников.

(Презентация. Кадр 6).

Водовзводная башня. Здесь располагался колодец для снабжения Кремля водой..

 

 

        Деятельность учителя.

-------------------------------------------------

(Презентация. Кадр 7).

Тайницкая башня. Какую же тайну она хранила…  Из нее подземный ход вел на берег

Москвы реки.

(Презентация. Кадр 8).

Спасская  башня- главная башня Кремля.

Сейчас на этой башне часы, которые звонят нам в новогоднюю ночь. А тогда над входом весела икона «Спас нерукотворный».

Перед Спасской башней располагалась площадь. Ее  называли Торговая, а потом – Красная.(Красная – красивая).

 (Презентация. Кадр 9).

На Красной площади стояли торговые ряды и шла бойкая торговля.

В  XVI веке здесь был построен один из самых красивых соборов. Собор Покрова или Василия Блаженного.

( Презентация. Кадр 10).

Внутри Кремля также располагались храмы. Главные храмы страны.

( Презентация. Кадр 11).

Успенский собор. Он считался главным храмом страны. В праздники здесь проводил службу сам митрополит – глава православной церкви.          

(Презентация. Кадр 12).

Благовещенский собор. Домашняя церковь русских царей. Построен он был рядом с дворцом и соединен с ним переходом.

( Презентация. Кадр 13).

Архангельский собор. Здесь хоронили русских царей.

( Презентация. Кадр 14).

Над каждым захоронением ставили каменную плиту – надгробие. Собор был усыпальницей русских царей. Усыпальница – место захоронения.

Между соборами находилась колокольня Ивана Великого.

( Презентация. Кадр 15).

Сейчас вы слышите голос колокольни Ивана Великого. Колокольня была самой высокой башней в Москве. Ее высота 81 метр.

За колокольней располагалась Ивановская площадь, где читали царские указы. На ней находились удивительные вещи.

( Презентация. Кадр 16).

Эту пушку сделал русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка. Вес 40 тонн.

 

Дают ответ.

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока в тетрадь.

 

 

 

 

 

Дают ответ.

 

 

 

 

 

Следят за показом.

 

 

 

 

 

 

Рассматривают схему.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают изображения башен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность учащихся

---------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают иллюстрации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают звоны колоколов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

      Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

Домашнее задание

 

Индивидуаль. задание

 

( Презентация. Кадр 17).

Позднее здесь был установлен и самый большой колокол – «Царь – колокол». Его вес 200 тонн.

(Презентация. Кадр 18).

Вывод. В Кремле заседала Боярская дума, работали приказы. Из Кремля царь руководил Российским государством. Московский Кремль был сердцем России.

 

КРОССВОРД.

(Презентация. Кадр 19).

1. Как называлась башня Кремля, в которой находился подземный ход? (Тайницкая).

2.Как называется площадь перед Кремлем?

( Красная).

3.Как называется главная башня Кремля?

(Спасская).

4.Как называлась башня, в которой была темница? (Троицкая).

5.Какой собор стал усыпальницей русских царей? (Архангельский).

6.Какая удивительная вещь находится на площади перед колокольней Ивана великого?

( Пушка).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ.

1.ИЗ какого материала строили новый Кремль?

2.Сколько всего башен у Кремля?

3.Почему Красная площадь так называлась?

4.Почему Красная площадь была особенно многолюдной?

5.Что находилось внутри Кремля?

 

ЗАДАНИЕ. Игра «Третий лишний».

Успенский собор – Благовещенский собор – Петропавловский собор.

  Реки: Волга – Москва – Неглинная.

 

Комментарии, объявление оценок за работу.

 

Сообщение домашнего задания.

Прочитать текст учебника, составить  рассказ об убранстве царского дворца.

Прочитать и рассказать об Ивановской площади.

 

 

 

Записывают вывод в тетрадь.

 

 

 

 

 

Разгадывают кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в беседе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в игре.

 

 

 

 

Слушают комментарии учителя.

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

Литература

При составлении вопросов для опроса и закрепления использованы материалы:

Учебно- методического пособия «Уроки истории»

8 класс специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы VIII вида

Из-во «Владос». Москва. 2003г.

 


ОГБОУ «Архангельская школа-интернат»

ОГБОУ «Архангельская школа-интернат»

Тема: Москва—столица Российского государства

Тема: Москва—столица Российского государства

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся

Актуализация Знаний.

Актуализация Знаний.

Конспект урока в 8 классе "Москва - столица Российского государства"

Конспект урока в 8 классе "Москва - столица Российского государства"

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Литература При составлении вопросов для опроса и закрепления использованы материалы:

Литература При составлении вопросов для опроса и закрепления использованы материалы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2022