ОГБОУ «Архангельская школа-интернат»
Конспект урока по истории
«Москва – столица Российского государства».
8 класс.
Учитель истории
Седова Н.М.
2021 г.
Тема: Москва—столица Российского государства
Цель:
Показать, что Москва в XVI веке являлась центром ремесла, торговли, культуры, сердцем России.
Задачи
Образовательные: дать учащимся представление о Москве как о центре Российского государства, о строительстве Московского кремля, замечательного произведения русского зодчества.
Корекционно- развивающие: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать исторический материал.
Воспитательные: воспитывать у учащихся глубокое уважение к русским людям - создателям настоящих произведений искусства, пробудить у учащихся понимание и восхищение красотой русской архитектуры, воспитывать бережное отношение к историческому наследию.
Основные знания
Москва- столица Российского государства, Московский кремль. Красная площадь, башни кремля.
Основные термины и понятия: усыпальница, надгробие
Оборудование и материалы
Презентация: Москва- столица Российского государства.
Компьютер. Мультимидийная доска или плеер.
Тип урока: комбинированный.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оргмомент Повторение пройденного материала |
-Какую тему изучали на предыдущем уроке? Что нового узнали? Учитель проводит опрос, опираясь на иллюстрацию «КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА». Задания
деревянная изба, оконце, лучина, деревянная и глиняная посуда, полати, лавки, красный угол, лохань).
Кровать стулья Люстра полати Чугунок лучина Лавки подсвечник Диван кастрюля Шкаф полки Бадья сундук
- Жили в хоромах с несколькими светлицами. - Одежда из заморского сукна, бархата, шелка. - Ели из золотой и серебряной посуды |
Вспоминают тему и содержание предыдущего урока Задания выполняются индивидуально- устно.
Дают ответ.
Дают развернутый ответ. Задания выполняют индивидуально - устно.
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Актуализация Знаний.
Объявление новой темы
Изучение нового материала
Этап урока ----------------- |
Вступительное слово учителя. -Как называется главный город государства? -Как сейчас называется столица нашего государства? На прошлых уроках мы говорили об укреплении и расширении Российского государства. Центром объединения русских земель уже в те времена становится Москва. Сообщение темы урока: «Москва – столица Российского государства». ( Презентация. Кадр 1) В Москве жил царь, работали приказы, трудом ремесленников и зодчих создавался московский Кремль. Давайте вспомним: - В каком году Москва впервые упоминается в летописи? - Какой князь считается основателем Москвы? ( Презентация. Кадр 2) - Из чего был построен первый московский кремль? ( Презентация. Кадр 3) Еще Иван IV и Василий III начинают перестраивать Кремль . Кремль должен был символизировать могущество и богатство Российского государства. ( Презентация. Кадр 4) Схема московского кремля. - Какую геометрическую фигуру напоминает схема кремля? - Сколько башен на схеме? С одной стороны протекает река Москва, с другой- Неглинная, с третьей был прорыт ров. Кремль оказался на острове. Попасть в Кремль можно было через ворота. Шесть башен были проездные. Рассмотрим несколько самых важных башен. Используем гиперссылки. Кликаем на изображение башни, затем снова возвращаемся к схеме, чтобы уточнить местоположение следующей. ( Чтобы вернуться к схеме надо кликнуть по изображению башни.) (Презентация. Кадр 5). Троицкая башня. В Троицкой башне находилась темница, где содержали опасных преступников. (Презентация. Кадр 6). Водовзводная башня. Здесь располагался колодец для снабжения Кремля водой..
Деятельность учителя. ------------------------------------------------- (Презентация. Кадр 7). Тайницкая башня. Какую же тайну она хранила… Из нее подземный ход вел на берег Москвы реки. (Презентация. Кадр 8). Спасская башня- главная башня Кремля. Сейчас на этой башне часы, которые звонят нам в новогоднюю ночь. А тогда над входом весела икона «Спас нерукотворный». Перед Спасской башней располагалась площадь. Ее называли Торговая, а потом – Красная.(Красная – красивая). (Презентация. Кадр 9). На Красной площади стояли торговые ряды и шла бойкая торговля. В XVI веке здесь был построен один из самых красивых соборов. Собор Покрова или Василия Блаженного. ( Презентация. Кадр 10). Внутри Кремля также располагались храмы. Главные храмы страны. ( Презентация. Кадр 11). Успенский собор. Он считался главным храмом страны. В праздники здесь проводил службу сам митрополит – глава православной церкви. (Презентация. Кадр 12). Благовещенский собор. Домашняя церковь русских царей. Построен он был рядом с дворцом и соединен с ним переходом. ( Презентация. Кадр 13). Архангельский собор. Здесь хоронили русских царей. ( Презентация. Кадр 14). Над каждым захоронением ставили каменную плиту – надгробие. Собор был усыпальницей русских царей. Усыпальница – место захоронения. Между соборами находилась колокольня Ивана Великого. ( Презентация. Кадр 15). Сейчас вы слышите голос колокольни Ивана Великого. Колокольня была самой высокой башней в Москве. Ее высота 81 метр. За колокольней располагалась Ивановская площадь, где читали царские указы. На ней находились удивительные вещи. ( Презентация. Кадр 16). Эту пушку сделал русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка. Вес 40 тонн. |
Дают ответ.
Записывают тему урока в тетрадь.
Дают ответ.
Следят за показом.
Рассматривают схему. Отвечают на вопросы.
Рассматривают изображения башен.
Деятельность учащихся ---------------------------------
Рассматривают иллюстрации
Слушают звоны колоколов |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Первичное закрепление нового материала
Подведение итогов
Домашнее задание
Индивидуаль. задание
|
( Презентация. Кадр 17). Позднее здесь был установлен и самый большой колокол – «Царь – колокол». Его вес 200 тонн. (Презентация. Кадр 18). Вывод. В Кремле заседала Боярская дума, работали приказы. Из Кремля царь руководил Российским государством. Московский Кремль был сердцем России.
КРОССВОРД. (Презентация. Кадр 19). 1. Как называлась башня Кремля, в которой находился подземный ход? (Тайницкая). 2.Как называется площадь перед Кремлем? ( Красная). 3.Как называется главная башня Кремля? (Спасская). 4.Как называлась башня, в которой была темница? (Троицкая). 5.Какой собор стал усыпальницей русских царей? (Архангельский). 6.Какая удивительная вещь находится на площади перед колокольней Ивана великого? ( Пушка).
ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ. 1.ИЗ какого материала строили новый Кремль? 2.Сколько всего башен у Кремля? 3.Почему Красная площадь так называлась? 4.Почему Красная площадь была особенно многолюдной? 5.Что находилось внутри Кремля?
ЗАДАНИЕ. Игра «Третий лишний». Успенский собор – Благовещенский собор – Петропавловский собор. Реки: Волга – Москва – Неглинная.
Комментарии, объявление оценок за работу.
Сообщение домашнего задания. Прочитать текст учебника, составить рассказ об убранстве царского дворца. Прочитать и рассказать об Ивановской площади. |
Записывают вывод в тетрадь.
Разгадывают кроссворд.
Участвуют в беседе.
Участвуют в игре.
Слушают комментарии учителя.
Записывают домашнее задание
|
Литература
При составлении вопросов для опроса и закрепления использованы материалы:
Учебно- методического пособия «Уроки истории»
8 класс специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида
Из-во «Владос». Москва. 2003г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.