«Дорогобужский Дом детского творчества»
Конспект занятия «Апрель – водою славен, почками красен»
Составила:
педагог дополнительного образования Березовская И.В.
г. Дорогобуж
2023 г.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-творческая деятельность»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Цель: расширить представления детей о весеннем месяце – апреле, о его признаках.
Задачи:
Образовательные:
· продолжать формировать представление о весне на основе знакомства с существенными признаками апреля, народным земледельческим календарём;
· учить устанавливать разнообразные связи в природе;
· поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира;
· учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию.
Развивающие:
· развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения;
· развивать образное представление;
· развивать эмоциональную сферу детей.
Воспитательные:
· воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых;
· воспитывать любовь к художественному слову и продуктивной деятельности.
Материалы и оборудование: иллюстрации с весенними пейзажами, изображение половодья.
Ход занятия:
(Педагог предлагает детям встать в круг и поиграть)
Педагог. Доброе утро, дорогие ребята! Как ваши дела? Я хочу, чтобы вы сегодня пожелали друг другу успеха на занятии.
Игра – пожелание «Удачи тебе!»
(обучающиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят):
- Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (указательными пальцами)
- большого (средними пальцами)
- во всём (безымянными пальцами)
- и везде (мизинцами)
- удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки).
Этюд «Улыбка» (психогимнастика)
Педагог. Дети, мы все рады солнышку. Давайте улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь, как хитрая лиса, а сейчас, как будто вам подарили подарок, улыбнитесь от всей души.
(По окончании игры дети присаживаются на свои места)
Педагог. Дети, а какой сейчас месяц? Правильно, наступил второй месяц весны – апрель.
Где ты, солнышко проснись!
Где ты, скворушка, вернись!
Сыпать снег зима устала,
Кап-кап-кап! Весна настала!
Идет матушка Весна,
Отворяй ворота!
Первым март пришел,
Белый снег сошел!
А за ним апрель
Отворил окно и дверь!
- Повсюду тает снег, бегут бурные ручьи. Не напрасно апрель называют «месяцем живой воды». В народе месяц называют ледоломом и снегогоном – апрель лёд ломает, и снег отовсюду гонит. Апрель – удивительный весенний месяц. Всего за 30 дней он совершает поистине сказочные превращения в природе, и остатки зимы прогонит. И считали, сто только у апреля, единственного в семье братьев – месяцев, хранятся ключи к тёплому сезону: «Апрельский цветок ломает снежок».а «солнышко с апрельской горки в лето катится». Поэтому у россиян названия этого месяца связано с пробуждением живой природы: цветень, березень. Тепла, но неустойчива в апреле погода, зато славен он водою.
Педагог. А сейчас отгадайте мои загадки:
Из – под снега побежал,
Заворчал и зажурчал.
Я кораблик смастерю,
И ему я подарю.
В блеске солнечных лучей
Унесёт его… ручей.
Она помогает нам чистыми стать,
Посуду помыть и бельё постирать. (Вода)
Была белая, да седая,
Пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна)
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки –
На снегу…проталинки.
Пробивается в апреле,
Все поля позеленели!
Покрывает как ковром
Поле, луг и даже двор! (Трава)
Из – под снега расцветает,
Раньше всех Весну встречает. (Подснежник)
Педагог. Про апрель говорили «Апрель водою славен, почками красен». Оживает лес. Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухшим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев ещё нет, но всё же деревце словно окутано нежным жёлто – зелёным облаком. Светлеют, делаются пушистые серёжки на ольхе и орешнике.
На солнечных лужайках робко зеленеет молодая нежная травка. На пригорках, на склонах холмов распускаются жёлтые звёздочки мать – и – мачехи. На лесных полянах синеют подснежники, которые называют « синими глазами весны».
А с первыми цветами появляются и первые насекомые. Давайте превратимся в бабочек.
Физминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На четыре – улетела!
Педагог. А что же происходит в лесу? В середине апреля просыпаются медведи. Медведица с медвежатами вылезают из берлоги. Выходит из норы барсук. У волчицы появляются волчата. У зайчишки в апреле мех пока ещё пёстрый, ведь косой меняет свою белую шубку на летнюю – серо – бурую. Белочка тоже линяет – пушистый серый мех становится рыжеватым. На лесных проталинах, на сухих пнях греются ящерицы. Снегири и свиристели улетают на Север, а в родные края возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки.
Педагог. А сейчас давайте поиграем в игру «Четвертый – лишний!
Муравей, пчела, ящерица, шмель.
Подснежник, мимоза, ландыш, лилия.
Скворец, жаворонок, свиристель, трясогузка.
Воробей, голубь, грач, ворона.
Январь, март, апрель, май.
- Молодцы, справились с заданием.
Педагог. В апреле крестьяне (люди, которые работали на земле, жили в деревне или селе, занимались разведением сельскохозяйственных культур и животных) проращивали семена, готовили почву к посевам, сняли овёс, ячмень, просо. В огородах в конце апреля сеяли ранние культуры: укроп, петрушку, морковь и лук.
В апреле часто идут дожди. Представьте, пошёл дождь:
- струйки дождя поглаживают ваше лицо (продольный, поперечный);
- капельки стучат по лицу (постукивание подушечками пальцев – точечный);
- снова струйки дождя поглаживают ваше лицо (кругообразный).
- 7 апреля в народе отмечали один из самых почитаемых праздников – Благовещение.
Наши предки считали, что в этот день даже солнце радуется, «играет». Праздники и знаменательные дни апреля связаны с основным событием – пробуждением природы от зимней спячки. В апреле всё начинает оживать не только в полях и лесах. Но и в сердцах, наполняющихся чувством радости и любви. В народе считали, что весна будет дружной, если люди, прежде всего дети, будут дружными,
сумеют ладить друг с другом.
Педагог. Ребята, вы сегодня такие молодцы, хорошо занимались. Я вам предлагаю подарить друг другу тёплое и весеннее настроение. Встанем в круг парами, возьмите друг друга за ручки и почувствуйте тепло друзей.
У друга тёплая и нежная ладошка
Поглажу друга по руке немножко.
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.
Без друга плохо жить, запомнить надо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.