Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое семья?»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: осознание роли семьи, общности её членов, защищённости, формирование представлений о своей будущей семье. Материалы: стимульный материал для проведения упражнений и заданий.
Иконка файла материала Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.docx

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Что такое семья?»

 

         Цель:  осознание роли семьи, общности её членов, защищённости, формирование представлений о своей будущей семье.

         Материалы: стимульный материал для проведения упражнений и заданий.

 

Ход занятия: 

 

            Ритуал начала занятия « Я рад общаться с тобой»

         Цель: формирование чувства близости с другими людьми.

         Инструкция.  Предложить каждому протянуть другому руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает её другому с этими же словами. Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

 

  Упражнение «Пожелание»

         Начнём занятие с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким. Вы бросаете мяч кому хотите и одновременно говорите своё пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

 

         Сегодня на занятии мы с вами будем беседовать, играть и рисовать. Я предлагаю вам послушать стихотворение А. Барто «Одиночество».

         Нет, уйду я насовсем!                      Мне, друзья, по душе

         То я дома надоем:                            Одиночество.

         Пристаю с вопросами,                     Пруд заглохший я найду,

         То я кашу не доем,                           В чаще спрятанный.

         То не спорь со взрослыми!              Разговоры заведу с лягушатами.

        

         Буду жить один в лесу.                     Буду слушать птичий свист

         Землянику принесу.                          Утром в перелеске.

         Хорошо жить в шалаше,                  Только я же футболист,

         И домой не хочется,                          А играть-то не с кем.

 

         Беседа:

·Как вам кажется, какое настроение отражено в этом стихотворении (доброе, веселое, хорошее, грустное, печальное)?

·Как мальчик чувствует себя, когда он один? (Одиноко, ему грустно). Подберем картинку к его настроению. Кто сочувствует мальчику, покажите, как ему одиноко. Человек плохо выносит одиночество. Поэтому люди и многие животные создают семьи и живут в семьях.

·Давайте послушаем, что значит слово семья?  7-«Я». Считаем, сжимая пальцы в кулачок. Что же значит «семья»?— это много родных мне людей. Про кого же можно так сказать: «СЕМЬЯ»? (Папа, мама, сыновья, дочери, тети, дяди, бабушки, дедушки...). В семье близкие люди часто дарят хорошее настроение друг другу.

 Давайте поиграем в семью, но семью необычную.

 

Игра «Семейки животных»

         Цель:  осознание роли семьи, общности её членов.

         Материал: листочки бумаги с изображениями животных (например: коровы, кошки, собаки, свиньи и т.д.) Каждое из этих животных изображается несколько раз, всего должно получиться столько листочков с изображениями животных, сколько участников группы. Все они сворачиваются так, чтобы не было видно рисунка.

         «Сейчас я предлагаю поиграть в семейки животных. Я подкину листочки вверх, и каждый возьмёт один из них. Посмотрите на изображение животного, но не называйте его вслух. После этого закройте глаза и издавайте звуки вашего животного. По звуку вам надо будет объединиться со своей семьей. Старайтесь держать глаза закрытыми и говорить только как ваше животное. Глаза можно будет открыть по моей команде».

         Ведущий просит открыть глаза после того, как все семейки соберутся. Ведущий спрашивает у каждой группы, кто они. Это даёт возможность убедиться, все ли оказались в своей группе.

         Обсуждение :

·Как вы искали свою группу?

·Ходили и прислушивались к звукам или стояли и старались громко издавать звуки?

·Что вы почувствовали, когда нашли свою семью?

 

         Все вы молодцы! А теперь я приглашаю вас в театр, но непростой, а кукольный.

 

Сказка «Семья медведей»

         Цель:  осознание роли семьи, общности её членов.

         «За высокими горами, за семью долами в одном лесу жила-была семья медведей. Была у них под большим деревом берлога. Папа-медведь каждый день рано утром уходил в лес за добычей. Мама-медведица оставалась дома, стирала, наводила порядок, готовила обед. У них были дети-медвежата. Они любили играть, были  дружными и помогали своим родителям. Зимой медведи спали в своей берлоге, а летом в хорошую погоду папа приносил много добычи. Но бывали и тяжелые дни. Любовь и поддержка друг друга помогали им в эти трудные моменты. Так они и жили день за днем в своем лесу дружно и счастливо».

         Обсуждение:

·        Кто жил в этой семье?

·        Чем занимались члены семьи медведей?

·        Что помогало семье медведей в трудные дни?

·        Что такое семья и зачем она всем нужна?  (людям, животным)

         Затем дети рисуют сказку, рассказывают о своих рисунках.

 

         Ритуал окончания занятия:  «Круг друзей»

         Цель: формирование чувства близости с другими людьми.

         Инструкция.        Всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех, улыбнуться.

 

         Анализ занятия:

         Делимся впечатлениями о занятии:

·Что понравилось?

·Что хотели бы повторить?

·Как оцените наше занятие: выкиньте на счёт три  столько пальцев (по пятибалльной шкале), на сколько оцените наше сегодняшнее занятие).

 

 

Литература:

 

1.     Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2001.

2.     Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994.

3.     Ананьева Е.И., Лобанова Л.В., Мельникова Р.В. Дочки-матери. Методическое пособие по проведению интерактивной игры для детей-сирот. - Спб., 200.

4.     Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. - Спб.: КАРО, 2007.

5.     Красницкая Г.С. Подготовка ребёнка к жизни в новой семье. Журнал «Защити меня»