Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Что такое семья?»
Цель: осознание роли семьи, общности её членов, защищённости, формирование представлений о своей будущей семье.
Материалы: стимульный материал для проведения упражнений и заданий.
Ход занятия:
Ритуал начала занятия « Я рад общаться с тобой»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми.
Инструкция. Предложить каждому протянуть другому руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает её другому с этими же словами. Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
Упражнение «Пожелание»
Начнём занятие с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким. Вы бросаете мяч кому хотите и одновременно говорите своё пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
Сегодня на занятии мы с вами будем беседовать, играть и рисовать. Я предлагаю вам послушать стихотворение А. Барто «Одиночество».
Нет, уйду я насовсем! Мне, друзья, по душе
То я дома надоем: Одиночество.
Пристаю с вопросами, Пруд заглохший я найду,
То я кашу не доем, В чаще спрятанный.
То не спорь со взрослыми! Разговоры заведу с лягушатами.
Буду жить один в лесу. Буду слушать птичий свист
Землянику принесу. Утром в перелеске.
Хорошо жить в шалаше, Только я же футболист,
И домой не хочется, А играть-то не с кем.
Беседа:
·Как вам кажется, какое настроение отражено в этом стихотворении (доброе, веселое, хорошее, грустное, печальное)?
·Как мальчик чувствует себя, когда он один? (Одиноко, ему грустно). Подберем картинку к его настроению. Кто сочувствует мальчику, покажите, как ему одиноко. Человек плохо выносит одиночество. Поэтому люди и многие животные создают семьи и живут в семьях.
·Давайте послушаем, что значит слово семья? 7-«Я». Считаем, сжимая пальцы в кулачок. Что же значит «семья»?— это много родных мне людей. Про кого же можно так сказать: «СЕМЬЯ»? (Папа, мама, сыновья, дочери, тети, дяди, бабушки, дедушки...). В семье близкие люди часто дарят хорошее настроение друг другу.
Давайте поиграем в семью, но семью необычную.
Игра «Семейки животных»
Цель: осознание роли семьи, общности её членов.
Материал: листочки бумаги с изображениями животных (например: коровы, кошки, собаки, свиньи и т.д.) Каждое из этих животных изображается несколько раз, всего должно получиться столько листочков с изображениями животных, сколько участников группы. Все они сворачиваются так, чтобы не было видно рисунка.
«Сейчас я предлагаю поиграть в семейки животных. Я подкину листочки вверх, и каждый возьмёт один из них. Посмотрите на изображение животного, но не называйте его вслух. После этого закройте глаза и издавайте звуки вашего животного. По звуку вам надо будет объединиться со своей семьей. Старайтесь держать глаза закрытыми и говорить только как ваше животное. Глаза можно будет открыть по моей команде».
Ведущий просит открыть глаза после того, как все семейки соберутся. Ведущий спрашивает у каждой группы, кто они. Это даёт возможность убедиться, все ли оказались в своей группе.
Обсуждение :
·Как вы искали свою группу?
·Ходили и прислушивались к звукам или стояли и старались громко издавать звуки?
·Что вы почувствовали, когда нашли свою семью?
Все вы молодцы! А теперь я приглашаю вас в театр, но непростой, а кукольный.
Сказка «Семья медведей»
Цель: осознание роли семьи, общности её членов.
«За высокими горами, за семью долами в одном лесу жила-была семья медведей. Была у них под большим деревом берлога. Папа-медведь каждый день рано утром уходил в лес за добычей. Мама-медведица оставалась дома, стирала, наводила порядок, готовила обед. У них были дети-медвежата. Они любили играть, были дружными и помогали своим родителям. Зимой медведи спали в своей берлоге, а летом в хорошую погоду папа приносил много добычи. Но бывали и тяжелые дни. Любовь и поддержка друг друга помогали им в эти трудные моменты. Так они и жили день за днем в своем лесу дружно и счастливо».
Обсуждение:
· Кто жил в этой семье?
· Чем занимались члены семьи медведей?
· Что помогало семье медведей в трудные дни?
· Что такое семья и зачем она всем нужна? (людям, животным)
Затем дети рисуют сказку, рассказывают о своих рисунках.
Ритуал окончания занятия: «Круг друзей»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми.
Инструкция. Всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех, улыбнуться.
Анализ занятия:
Делимся впечатлениями о занятии:
·Что понравилось?
·Что хотели бы повторить?
·Как оцените наше занятие: выкиньте на счёт три столько пальцев (по пятибалльной шкале), на сколько оцените наше сегодняшнее занятие).
Литература:
1. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2001.
2. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994.
3. Ананьева Е.И., Лобанова Л.В., Мельникова Р.В. Дочки-матери. Методическое пособие по проведению интерактивной игры для детей-сирот. - Спб., 200.
4. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. - Спб.: КАРО, 2007.
5. Красницкая Г.С. Подготовка ребёнка к жизни в новой семье. Журнал «Защити меня»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.