Конспект занятия:
«Хлеб - всему голова»
(Откуда хлеб пришел)
Цель: Формирование представлений
детей о выращивании хлеба.
Задачи:
1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб;
2. Объяснить, что хлеб - итог большого труда многих людей;
3. Воспитывать к хлебу бережное отношение.
Материал: презентация,картинки
пшеницы и ржи, серп, цеп, каравай, рушник.
Ход занятия:
Воспитатель: Отгадайте, ребята, загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Дети: Хлеб.
(Иллюстрация с изображением хлеба.)
Воспитатель: Верно, это хлеб. Этот продукт есть на столе у нас
всегда, и его мы очень все любим. А хлеб делают из чего?
Дети: Из муки
Воспитатель: А мука какая бывает?
Дети: Ржаная и пшеничная
Воспитатель: Скажите, из ржаной муки какой хлеб получается?
Дети: Темный
Воспитатель: А из пшеничной?
Дети: Белый
Воспитатель: Нам ребята известно, как люди выращивают рожь и
пшеницу. Много машин - помощников у них: комбайны, сеялки, трактора. Сегодня мы
с вами узнаем как на Руси раньше хлеб люди выращивали.
Готовились к севу заранее. Сначала в бане
мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в
лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые
два шага пригоршню зерна слева направо. А теперь представьте, что вы сеятели.
(Иллюстрация с изображением посевной на Руси.)
Дети показывают, как зерно разбрасывать.
Воспитатель: Как вы считаете, погода какая должна быть в этот день?
Дети: Погода должна быть безветренной.
Воспитатель: Ребята, а что для жизни и для роста растений
необходимо?
Дети: Дождей и солнца в меру.
Воспитатель: Совершенно верно. Послушайте, как люди кликали дождик:
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
- Народ на Руси не только заклички пел про хлеб,
но и много пословиц сложил о хлебе.
Скажите, какие пословицы о хлебе вам известны?
Дети: ответы
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот выросли рожь и пшеница, настало
время урожай убирать. А убирали в старину урожай так. Мужчины брали в руки
косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья серпом срезали и их в снопы собирали.
(Иллюстрация с изображением уборки урожая серпами)
Но колосья необходимо было обмолотить, то есть вынуть зерна из колосьев. Для этого брали люди цеп - ручное орудие, чтобы молотить - и им били по колоскам.
(Иллюстрация с изображением орудий труда)
Зерно, которое выбили
цепом, просеивали и на мельницу везли, где зерно мололи, получалась мука. Из
муки много вкусного готовили, но главное - хлеб.
Мы с вами узнали, как в поле народ работал. А
отдыхал народ где?
Дети: Дома отдыхал
Воспитатель: Как дома назывались на Руси?
Дети: Избы
Воспитатель: Правильно. А избы все одинаковыми были?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, а русский народ трудолюбивый?
Дети: ответы
Физкультминутка
"Колос растет".
Воспитатель: Представьте, ребятки, что вы маленькие зернышки и
зернышки посадили в землю
(дети
приседают на корточки)
Солнце землю согревало, дождик землю поливал.
Росли, росли зернышки и превратились в колоски.
Дети
медленно встают, поднимая руки вверх
Колоски к солнцу тянутся,
Дети
напрягают руки
Солнце сильно припекло, и наши колоски завяли,
Дети
расслабляются, опускают руки, голову
Но вдруг дождик полил, ожили колоски и снова к
солнышку тянутся,
В поле выросли чудесные колоски!
Дети
улыбаются друг другу
Воспитатель: Мы с вами размялись, отдохнули. Сейчас продолжим
разговор о хлебе. Чтобы в каждом доме был хлеб, нужно много труда приложить
людям. Как к хлебу нужно относиться?
Дети: ответы
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Хорошие слова, правда?
- На Руси хлеб называли "каравай".
(Иллюстрация с изображением каравая)
В дверь
стучат и входит повар.
- Здравствуйте, ребята. Я услышала, что вы
говорите о хлебе, и пришла к вам с сюрпризом, но прежде такие слова послушайте:
Ветер спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят! (Л.Дегутите)
Повар: Скажите, что за золотые руки?
Дети: ответы
Повар: Умеет, вижу я, к хлебу бережно относиться, а в подарок
принесла я вам каравай.
Дети
угощаются караваем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.