Конспект занятия на тему: "Листья деревьев"

  • docx
  • 03.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Листья деревьев.docx

 

Структура занятия согласно ФГОС

Выполнила: Маежева А.Н

Тема:  «Листья деревьев»

Цель: сформировать представление о строении листьев деревьев и их различных видов.

Задачи:

Образовательные: ознакомить с такими основными понятиями как: «строение листа», «листовая пластинка», «черешок».

Коррекционно – развивающие:

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, творческую активность.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к живой природе.

Планируемы результаты

Предметные:

- расширить представления о строении и различных видах листьев деревьев

Метапредметные:

- развить умение сравнивать, классифицировать

Личностные:

- бережное отношение к живой природе.

Ресурсы занятия: конвертики с различными видами листьев деревьев; проектор, компьютер, карточки с названием деревьев, альбомный лист, клей, карточки с изображением различных эмоций.

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Организационный момент

Перед началом урока учитель выдает каждому ученику желтый конвертик, в котором находятся различные листья деревьев.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришёл в гости Лесовичок.

Учитель вывешивает изображение Лесовичка на доску.

 

                                                       Определение темы урока

- Но пришёл он не с пустыми руками. Лесовичок принёс каждому из вас конвертик с сюрпризом. Откроем их?

 

- Ну что же там?

Правильно, листья! Лесовичок собрал для вас их, так как заранее знал, что сегодня наша тема урока будет посвящена именно им.

Дети открывают конверт и смотрят, что там.

 

 

Дети отвечают на вопрос.

Усвоение новых знаний

- Тише ребята, Лесовичок мне хочет что-то сказать.

 - Он  просит  вас внимательно рассмотреть листья и разобраться какие из них похожи  друг  на  друга? (п: береза, тополь).

-  По каким признакам они похожи?  (по форме, цвету, размеру).

- А  какие  листья  различны  по  форме и размеру?

- Отлично, вы справились с этим заданием.

- Еще нам необходимо знать строение листа!

- Сейчас мы его рассмотрим.

 

Учитель включает презентацию.

 - Итак, лист  состоит из  пластины  и черешка.

- Пластина  -  это  сама    цветная, плоская часть листа.

- Черешок - это ножка листа, расширенная в том месте, где она прикрепляется к стеблю.

 

- Теперь скажите,  а знаете ли вы, какие  внешние  признаки  листа позволяют  определить,  к  какому  дереву  он относится?  Учитель выслушивает ответы детей, при затруднении помогает.

(цвет, форма, размер, край  листа  (на  экране выкладывать список)).

Учитель: - Я дополню список признаков: количество  листовых  пластинок  и  черешок.

- Напомните Лесовичку, что такое листовая пластинка? Покажите ее.

- Найдите  лист  с  одной  листовой пластинкой на парте. Покажите.

- Эти листья называются простыми.

- У  кого  на  парте  есть  листья,  у  которых  несколько листовых пластинок? - Эти листья называются сложные.

- Посчитайте  сколько  листовых  пластин  у рябины? 

- Рассмотрите слайд и выполните

задание.

Ученики рассматривают листья и отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики рассматривают строение листа (совместно с учителем) на слайде.

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

Задание: Покажите  и  назовите  простые  и  сложные листья.

Дети выполняют задание.

Физкультминутка

Мы — осенние листочки. (Качаем головой вправо-влево)

Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз)

Дунул ветер – мы цепочкой (Ребенок поворачивается в сторону мамы)

Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате за мамой на носочках)

Полетели, полетели,

И на землю сели. (Присаживаемся на корточки)

Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками)

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте)

И на землю опустил. (Снова садимся на корточки)

Дети выполняют физкультминутку.

Продолжение работы по данной теме

-  Ребята, как вы думаете, зачем  нужно  уметь  называть  внешние  признаки листа? 

 Учитель выслушивает ответы детей, а затем они делают обобщенный вывод (это поможет нам узнать, какому дереву принадлежит лист).

-  У Лесовичка  возникла идея.

- Сейчас он будет загадывать  вам  свои загадки  “Какое  дерево  потеряло  эти листочки”.

Ваша задача их послушать,  отгадать  название дерева  и  показать  листочек,  упавший  с этого дерева.

Загадки:

1. Белоствольные, стройные девицы.

Распустили зелёные косицы.

Стоят, шумят, серёжки висят. (Березы).

 Покажите его листочки. 

2. Листик на ладонь похож,

 осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён, 

потому что это ...(Клен).

Покажите его листочки.

3. Всё лето в зелени стояла,

 А осень в красный цвет зажгла,

И гроздья множества кристаллов,

Всех птиц на пир в сад позвала!  (Рябина).

Покажите его листочки. 

4. У него в июне с веток

 тёплым снегом пух летит.

 В сентябре он жёлтый, светлый –

словно солнышко, блестит! (Тополь).

5. Стоит над кручей богатырь могучий:

Голова – до тучи, плечи пораздвинул,

Руки пораскинул, пальцы узловаты,

Силы непочаты…(Дуб).

 

«Лес чудес» (работа в парах).

Учитель выдает карточки с названием деревьев и соответствующие этим деревьям листочки.

-  А сейчас  мы  будем  работать  в  парах. Постарайтесь  работать  дружно,  быстро, аккуратно,  помогая  и  советуясь  друг  с другом.

- Перед вами набор разных листьев и карточки с названием различных  деревьев.  Клей.  Соотнесите листок  и  названия  дерева.  После выполнения  мы  проверим  и расскажем Лесовичку,  как вы справились с заданием.

 

Дети выполняют задание, а затем совместно с учителем проверяют.

После этого учитель раздает всем альбомные листы.

Учитель: - Итак, у нас осталось последнее задание. У вас есть альбомный лист, клей и листочки деревьев из желтого конвертика. Вам необходимо создай свой «Лес чудес», а затем мы повесим ваши работы в классный уголок.

Дети выполняют задание.

Учитель: - Ну что ж, Лесовичок с вами прощается, ему было очень приятно с вами поработать, и он с нетерпением будет ждать новой встречи.

 

Дети отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

Дети выполняют задание на альбомном листе.

Рефлексия

- Наше занятие тоже подходит к концу. И поэтому я хочу подвести итоги.

- Ребята, скажите, вам понравилась сегодняшняя работа на уроке?

- Хотели бы вы еще когда-нибудь увидеть Лесовичка у себя в гостях?

- Какое у вас сейчас настроение? Выберите карточку с эмоцией, лежащую напротив вас, в соответствии с вашим настроением.

- Отлично, тогда до новых встреч!

Дети отвечают на вопросы и выбирают карточку, соответствующую их настроению.