Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Музыкальное путешествие в русскую народную культуру"
Оценка 4.7

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Музыкальное путешествие в русскую народную культуру"

Оценка 4.7
Мероприятия +1
docx
музыка
Детсад
14.11.2023
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Музыкальное путешествие в русскую народную культуру"
Конспект занятия для для детей от 5 до 6 лет. Занятие направлена на закрепление знаний детей о культуре и быте русского народа, посредством всех видов музыкальной деятельности..
конспект занятия.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №114»

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

по духовно-нравственному

воспитанию

Тема: «Музыкальное путешествие в русскую народную культуру»

Группа общеразвивающей направленности для детей

от 5 до 6 лет

 

 

 

 

 

 

Подготовила:                                                          

Малышева Виктория Юрьевна

                                                                            музыкальный руководитель первой

                                                              квалификационной категории

                                                        

Цель:воспитание у детей интереса к русской народной культуре, посредством всех видов музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песен;

-закреплять знания о разновидностях русских народных инструментах;

- закреплять знания о русских народных играх;

- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;

- закреплять знания детей о культуре и быте русского народа в доступной для детей форме.

 

Развивающие:

-способствовать развитию воображения, памяти, внимания, творческих способностей;

- обеспечивать двигательную активность в ходе проведения народных игр;

- развивать интерес к культуре русского народа;

-обогащать словарный запас, развивать память;

- развить интерес к устному народному творчеству русского народа на примере изучения фольклорных жанров.

Воспитательные:

-воспитывать уважение к традициям и к музыкальной культуре русского народа;

-воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам.

 

Расширять и активизировать словарный запас:фольклор,люлька, красный угол, бабий угол, убранство, чугунок, посиделки, частушки.

Создание среды для организации и проведения занятия:детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, колокольчики, ксилофон, треугольники, бубенцы, бубны), картинки для игры «Убери лишнее», презентация, музыкальный центр, фортепиано, телевизор, сундук, кокошник, шкатулка.

 

 

 

План занятия:

1. Вводная часть (3 мин.):

        Создание мотива для деятельности детей. Беседа. Определение цели. Создание проблемной ситуации. Сюрпризный момент.

2. Основная часть (17 мин.):

Хоровод «Вдоль по улице метелица метет»;

Беседа;

Слушание русской народной музыки «Ах, вы сени»;

М.д.и. «Убери лишнее»;

Игра на музыкальных инструментах «Во поле береза стояла»;

Пение частушек;

Игра «Плетень»

 

3. Заключительная часть (5 мин.):

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов.

 

Длительность–25минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход

Части занятия

 

1. Вводная часть.                                                          

Определение цели.

Создание мотива для деятельности детей.

 

Дети с воспитателем входят в зал под русскую народную музыку, встают перед гостями. Их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме.

Вторая половина музыкального зала закрыта занавесом.

М.Р.: здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, ребятки, розовые пятки.

Звонкие соловушки, умные головушки!

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло.

Давайте мы поздороваемся.

М.Р: Ребята, мне сегодня почтальон принес письмо и просил передать его вам. Пишет Вам письмо Алеша Попович

«Здравствуйте ребята. Моя жена, Любава собиралась идти к подругам на посиделки, да вот случилась беда. Злая Баба Яга заколдовала все сундуки и теперь они не открываются. У Любавы в сундуке лежал ее любимый и самый красивый кокошник, теперь она сидит и горько плачет у окна. А я не могу Любаве помочь, далеко от дома я, а ни то бы проучился бы я Бабу Ягу. Ребята, помогите развеять чары Бабы Яги и достать золотой кокошник Любавы»

М.Р. Ребята, поможем мы Любаве и Алеше Поповичу?

М.Р.Значит, что нам надо сделать?

Дети: отправится в гости к Любаве расколдовать сундук.

-А что в сундучке лежит? (Кокошник)

М.Р. Все верно, нам надо достать кокошник Любавы из сундука, а для этого надо отправится в путешествие в сказку.  Давайте закроем глаза и медленно-медленно повернемся вокруг себя, остановитесь и откройте глаза.

(В это время открывается занавес)

Слайд 1 «Хоровод»

 

2.Основная часть.

Хоровод «Вдоль по улице метелица метет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание, анализ произведения русской народной музыки «Ах, вы сени»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра на музыкальных инструментах «Во поле береза стояла»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муз.дидактическая игра «Убери лишнее»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пение частушек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Плетень»

М.Р. Ребята, посмотрите, девицы и молодцы водят веселый хоровод и пляшут, а давайте и мы с вами в хороводе пойдем только не в обычном круговом, а змейкой, и тоже попляшем.

Упражнение «хоровод».

(дети идут по кругу за направляющим, танцуют)

 

(Слайд №2 Изба).

М.Р. Ребята, посмотрите, а вот и изба Алёши Поповича и Любавы. Из чего сделан дом?

Дети: Из дерева, из бревен.

М.Р. Правильно, раньше не было многоэтажных домов, у каждой семьи была своя изба. Это был деревянный дом, срубленный из бревен. Давайте мы зайдем в дом и присядем

(Под музыку дети садятся на стульчики)

Слайд №3, убранство

М.Р. Вот мы пришли в избу. Ребята, посмотрите на убранство избы, как у Любавы тут красиво, что мы с вами тут видим?

Дети: В доме стоит печь.

М.Р. А зачем нужна была в доме печь?

Дети: Она раньше обогревала дом, на печи сушили грибы, ягоды на зиму, а также одежду и обувь. В печи готовили еду себе и домашним животным.

М.Р. А в чем готовили еду? (в чугунке)

А чем доставали чугунок из печи? (ухватом)

М.Р. А как раньше называли угол, где стояла печь?

Дети: Все хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно, чтобы приготовить обед. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие.

М.Р. Правильно, а еще что мы видим в избе?

Дети: балалайку.

М.Р. А что это такое? (Это музыкальный инструмент)

М.Р. А какие еще вы знаете русские народные инструменты? 

Дети: бубен, ложки, ксилофон, колокольчик, бубенцы, домра, гусли, рожок, жалейка

Дети: в каждой избе был красный угол. Красный - значит красивый, главный. В углу на полочке стояли иконы, украшенные тканым или вышитым полотенцем. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу. Это было самое почетное место. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки.

Дети: В каждой избе всегда была Прялка и веретено. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Дети: В избе находится еще люлька.

М.Р. А что это такое?

Дети: это детская кроватка. Раньше малышей укладывали спать в напольную или подвесную кроватку, а называлась она колыбель или люлька.

Дети: В каждом доме обязательно был сундук, раньше там хранили одежду.

М.Р. Конечно, ребята как вы думаете в этом сундуке лежит кокошник Любавы? Надо попробовать открыть. Эх, не открывается сундук, сильные чары у Бабы Яги. 

Слайд 4_  «Появление Бабы Яги»

 «Что касатики, сундук открыть захотели? Деловые какие! А вот фигушки вам. Не видать Вам никаких нарядов и не быть посиделок. Ишь чего удумали, в Оренбурге посиделки устраивают, а меня, Бабулечку Ягулечку и не позвали.  Теперь если хотите наряды вернуть, то для этого вам надо меня развеселить и позабавить,  тогда может быть и открою вам ваш сундук»

М.Р. Ребята, чем недовольна Баба Яга?

Дети: тем что ее не позвали на посиделки.

М.Р. Ребята, а что такое посиделки? И когда они проводились?

Дети: Раньше был такой обычай, как только наступала осень, и урожай весь был собран, все дела были сделаны, то народ русский собиралсявместе, коротали осенние да зимние вечера вместе, такие вечера и назывались посиделками. Как говорится в русской пословице: "от скуки бери дело в руки».

М.р. Чем занимались на посиделках?

Дети: Проводили время за любимым да полезным занятием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто вяжет. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают, корзины да лапти плетут. А когда дела были все сделаны, тогда народ начинал веселится, как говорится «Сделал дело – гуляй смело». И тогда звучали песни, частушки, сказки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, небылицы…

М.Р. Ребята, а как это все можно назвать одним словом?

Дети: народный фольклор.

М.Р. Правильно, а что это такое?

Дети: Это устное народное творчество.

М.Р. Правильно. Ребята, что нам надо сделать, что бы Баба Яга расколдовала сундук?

Дети: развеселить ее.

М.Р.А как мы можем ее развеселить?

Дети: спеть песню, станцевать, поиграть, сказку почитать.

М.Р. Ребята, а музыка может поднять настроение?

Дети: да!

М.Р. А давайте мы вместе с Бабой Ягой послушаем русскую Народную музыку.

Слушание «Ах вы, сени мои сени»

М.Р. какой характер этой песни?

Дети:  это -  веселая, задорная, радостная. Плясовая песня!

М.р.  молодцы! А как вы догадались об этом?

Дети: она звучала в быстром темпе, отрывисто, игриво, весело.

М.р.А вы узнали, что за инструмент звучал?

Дети: Балалайка.

Ребята, а что это за инструмент?

Дети: Это русский народный инструмент, у которой 3 струны.

М.Р. Как думаете Бабе Яге стало весело? Давайте у нее спросим: «Баба Яга, стало тебе веселее?»

Слайд 5

Баба Яга: Нет, не понравилась мне ваша музыка, еще и одна балалайка (гусли, баян) звучала. Другое дело, когда целый народный оркестр звучит, вот это я люблю слушать.

М.Р. А наши ребята и на инструментах умеют играть, правда ребята?

Посмотрите сколько тут на столе инструментов лежит, подходите разбирайте все.

(Дети берут инструменты, и встают лицом к телевизору)

Слайд 6

Оркестр «Во поле береза стояла»

(Дети садятся)

М.Р. молодцы ребята, вот как весело играли, Баба Яга, а тебе понравилось? (обращение к Бабе Яге)

Слайд 7

Баба Яга: Ой, ну так каждый сможет сыграть, а вот я с любым народным инструментом могу выступить.У меня даже есть коллекция картинок с народными инструментами. В шкатулки они лежат. Ой! А где же  она?! Не уж-то у Любавы я её забыла? Ребята, найдете шкатулку, так уж и быть, расколдую сундук.

М.Р. Ребята, не видите вы тут где-нибудь тут шкатулку? Давайте откроем ее посмотрим, какие же тут инструменты лежат (открываем шкатулку и достаем картинки).

М.Р. Ребята, посмотрите как тут много различных инструментов. Ребята посмотрите, а разве это  русский народный инструмент? Конечно же нет, он тут лишний. А давайте мы уберем лишние инструменты, а оставим только русские народные инструменты.

Игра «Убери лишние»

М.Р. Баба Яга, вот твоя шкатулка с инструментами, ребята тебе в шкатулке даже порядок навели.

Слайд 8

Баба Яга: Ох, спасибо вам, удружили бабушке.

М.Р. Бабушка, а ты обещала нам сундук расколдовать, поди запамятовала!

Слайд 9

Баба Яга: Как же я расколдую вам сундук, настроение то у меня все не веселое. Лучше вы мне песню спойте.

М.Р. Ребята, в старину больше всего люди любили петь частушки. А кто знает, что такое частушка? От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, это песенка -миниатюра, у которой много куплетов. Исполняется на одну мелодию во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Исполнять частушки на праздниках, посиделках это тоже была традиция, потому что частушки могли сочинять многие люди, частушка отражала быт и интересы людей разного возраста. Вы тоже знаете частушки. Давайте споем частушки для Бабы Яги.

Частушки.

Слайд10

Баба Яга: Теперь-то мне стало веселее. Ладно уж, расколдую я ваш сундук, все равно на ваших посиделках делать нечего! Что-то я с вами тут засиделася, полетела я в свою избу.

М.Р. Ребята, вот и расколдовала нам Баба Яга сундук. Давайте его скорее откроем.

М.Р. Ребята, посмотрите, вот и кокошник Любавы лежит. Я уверена Любава очень ему обрадуется. А нам ребята, пора возвращаться домой.

Ой ребята посмотрите, что это?

Слайд 11

Дети: ворота.

М.Р. Правильно, они нас не хотят отпускать домой, что же делать? (ответы детей) Ребята, а давайте мы их развеселим, а для этого сыграем в игру, которая называется «Плетень».

М.Р. Ребята, Кто знает, что такое ПЛЕТЕНЬ? (плетёная изгородь из прутьев, ветвей) 

Для игры нам нужно разделиться на 2 команды.

Эй, плетень, мой, плетень, заплетайся,

Вы, детишки, скорей собирайтесь.

А ну-ка, покажите, как он плетется.

Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, и сплетают руки. Игра «ПЛЕТЕНЬ».

 

3. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов.

 

Слайд 12

М.Р.Вот ворота и открылись, теперь мы можем вернуться обратно, для этого давайте закроем глаза и медленно покружимся. Открываем глазки.

М.Р. Ну вот мы с вами и вернулись в садик. А помните ли вы где мы были?

Дети: В гостях у Алеши и Любавы

М.Р. Зачем мы туда ходили?

Дети: расколдовать сундук и достать кокошник для Любавы.

М.Р. А кто заколдовал сундук? Как мы задобрили Бабу Ягу?

М.Р.Справились ли мы с нашей задачей?

Умнички! Все рассказали правильно!

А сейчас давайте прощаться! До свидания!

 

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №114»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №114»

Цель: воспитание у детей интереса к русской народной культуре, посредством всех видов музыкальной деятельности

Цель: воспитание у детей интереса к русской народной культуре, посредством всех видов музыкальной деятельности

План занятия: 1. Вводная часть (3 мин

План занятия: 1. Вводная часть (3 мин

Ход Части занятия 1

Ход Части занятия 1

Слушание, анализ произведения русской народной музыки «Ах, вы сени»

Слушание, анализ произведения русской народной музыки «Ах, вы сени»

Слушание, анализ произведения русской народной музыки «Ах, вы сени»

Слушание, анализ произведения русской народной музыки «Ах, вы сени»

Слушание, анализ произведения русской народной музыки «Ах, вы сени»

Слушание, анализ произведения русской народной музыки «Ах, вы сени»

Муз.дидактическая игра «Убери лишнее»

Муз.дидактическая игра «Убери лишнее»

Игра «Плетень» М.Р. Ребята, посмотрите, девицы и молодцы водят веселый хоровод и пляшут, а давайте и мы с вами в хороводе пойдем только не в…

Игра «Плетень» М.Р. Ребята, посмотрите, девицы и молодцы водят веселый хоровод и пляшут, а давайте и мы с вами в хороводе пойдем только не в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2023