Занятие 28.
Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи»
Цель: формировать умение пересказывать рассказ с опорой на картинки.
Задачи:
- расширять представления детей о роли солнца в жизни на земле
- формировать умение внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию полным предложением, подробно пересказывать рассказ по опорным картинкам;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру, память и воображение;
- активизировать внимание, речемыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие;
- обогащать словарь;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Демонстрационный материал: портрет писателя К. Д. Ушинского, аудиозапись «Песня жаворонка», опорные картинки (или слайды) для пересказа, картинка солнышка.
Раздаточный материал: опорные картинки для пересказа, салфетки бумажные жёлтого цвета.
Словарь:
Луч, жаворонок, курятник, насест, улей, келья.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за небом и солнцем на прогулках.
2. Ситуативный разговор «Какая сегодня погода?».
3. Игры с солнечными зайчиками.
4. Эксперимент «В тени и на солнце»
5. Д/и «Времена года».
6. Заучивание физкультминутки «Солнышко встало»
Ход занятия:
I.Организационный момент и введение в тему занятия:
1.Загадка:
До чего сияет ярко,
Щедро дарит всем подарки:
Теплоту, добро и свет
Миллионы долгих лет.
Утром выгляну в оконце,
В небе радостное…(Солнце)
2.Беседа о солнце:
- Как догадались, что загадка про солнце? (сияет ярко, даёт тепло и свет)
- В какое время суток мы можем видеть солнце? (утром, днём и вечером)
- А что такое Солнце? (ответы детей)
Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло. Без солнца на нашей планете Земля не было бы жизни.
- Как люди называют солнце? Какое оно? (красное, ясное, доброе и т. д.)
- Почему солнце всходит и заходит? (ответы детей)
Наша земля вращается вокруг своей оси. На той стороне земли, которая повёрнута к солнцу и освещена солнечными лучами, - день. А на другой стороне, где нет солнечных лучей – ночь.
Сейчас я прочитаю вам рассказ, который написал К. Д. Ушинский (педагог показывает портрет писателя). Этот писатель очень любил детей и сочинял для них интересные рассказы о животных, явлениях в природе, о самих детях. Рассказ называется «Утренние лучи».
II. Работа по теме занятия
1.Чтение рассказа
2. Беседа по вопросам:
- Как называется рассказ? («Утренние лучи»)
- Кто его написал? (К. Д. Ушинский)
3 Рассматривание иллюстрации из пособия «»
- В какое время суток на небо выплыло солнышко? (утром)
- Что оно стало делать? (будить землю)
- Кого будили утренние лучи? (жаворонка, зайчика, пчёл, кур и маленького мальчика)
- Сколько лучей было в рассказе? (5)
- Какой луч разбудил жаворонка? (первый)
- Какую песню жаворонок запел? («Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»)
-Хотите послушать эту песенку?
4. Слушание аудиозаписи
- Кого разбудил второй третий, четвертый луч? (ответы детей)
- Куда побежал зайчик? (по росистому лугу, добывать травку)
- Что сделал петух, когда луч попал в курятник? (захлопал крыльями, запел)
- Как повели себя куры? (слетели с насеста, закудахтали, стали разгребать землю, искать червей)
- Как луч разбудил пчел? (пчёлка выползла из восковой кельи, расправила крылья и полетела добывать мёд)
- Куда попал пятый луч? (в детскую комнату, на постельку к мальчику)
- Что произошло, когда луч попал в детскую? (перевернулся на другой бок и опять заснул)
- Верно ли называет писатель мальчика маленьким лентяем? (ответы детей)
- Куда мог попасть шестой лучик? (предположения детей)
- А вы, ребята, не ленитесь утром вставать?
III.Физкультминутка «Солнышко встало»
Солнышко встало, утро настало. (ладонь рисует в воздухе круг)
Эй, братец Федя, буди соседей! (кулаки обеих рук стучат друг о друга)
Вставай, большак, (разгибаются большие пальцы)
Вставай, указка, (разгибаются указательные)
Вставай, серёдка, (разгибаются средние)
Вставай, сиротка (разгибаются безымянные)
И – братец Митрошка (разгибаются мизинцы)
Привет, ладошка! (хлопок ладонями)
IY. Продолжение работы по теме занятия.
1.Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.
2.Игровое задание «Выложим картинки по -порядку».
Инструкция детям:
Возьмите маленькие картинки и разложите их к солнышку по – порядку. Они помогут вам правильно пересказать рассказ.
|
|
|
|
|
|
3. Пересказ рассказа детьми. (по цепочке про каждый лучик, индивидуально)
4 Речевое упражнение «Хорошо-плохо».
Педагог предлагает детям сказать, что в солнце хорошо, а что плохо.
Хорошо: солнышко все освещает, греет, от его света все растет, цветет, можно загорать. Плохо: жарко, солнце режет глаза, на него больно смотреть, можно обгореть.
В народе про солнышко существует много пословиц и поговорок.
«Солнце встает, так и утро настает».
«Солнце пригреет — все поспеет».
Ребята, а вы знаете какие-нибудь пословицы про солнце? Спросите у родителей, какие они знают пословицы про него.
5. Коллективная аппликация «Портрет солнышка».
Предложить детям скатать кусочки салфеток в комочки и сделать объемную аппликацию солнышка (можно только лучики), чтобы украсить группу.
Y. Итог занятия.
- Что вы слушали сегодня на занятии? (рассказ)
- Как он называется? (ответы детей)
- Что нового вы узнали? (ответы детей)
Все звери, птицы, насекомые радуются первым утренним солнечным лучикам, наступившему новому дню. И наши ребята утром будут вставать с хорошим настроением, делать зарядку, чтобы вырасти здоровыми и умелыми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.