МБУ ДО «Чернушинская детская школа искусств»
План-конспект открытого урока
«Колорит»
Автор: Карелина Алина Васильевна
город Чернушка
План-конспект открытого урока
«Колорит»
Класс: 1
Дисциплина: «Беседы об искусстве»
Тема урока: «Колорит»
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ. (Изучение новых знаний, закрепление и повторение изученного материала).
Цель урока: знакомство с понятием колорит
Задачи:
· Познакомить с понятием цвет, колорит.
· Развивать умение вести диалог, развивать творческое мышление рассказать.
· Воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический, репродуктивный, исследовательский (просмотр и анализ полученных результатов, анализ выполнения операций).
Технологии: информационно – коммуникативные технологии (мультимедийная презентация, фоторяд, прослушивание аудиозаписи и просмотр видеозаписи); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
Ход урока:
Слайд 1.
1.Организационный момент (5 мин.)
2. Сообщение темы и цели урока.
- Здравствуйте. Начинаем наш урок. Тема нашего урока «Колорит».
- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какие цели и задачи мы рассмотрим на уроке?
(Эмоциональный настрой - метод эмоционального погружения).
- Для начала предлагаю прослушать музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» - «Март. Песнь жаворонка». Эпиграфом к этому произведению композитором было выбрано стихотворение поэта В.А. Жуковского «Жаворонок».
Слайд 2. + щелчок (после прочтения стихотворения убавить звук)
- Какое настроение и какие чувства вызывают у вас эти произведения? (Ответы учащихся). Так музыкант и поэт могут передать в своём произведении эмоции и настроение. Музыкант при помощи звуков, а поэт при помощи слов.
2. Изложение нового материала.
- Какое основное средство выражения живописи использует художник для передачи состояния и настроения? (Ответы учащихся). (Верный ответ – цвет). Цвет - главное средство выражения в живописи. От того какие художник подберёт цвета зависит настроение в картине.
- Что вы знаете о цвете? Кто открыл цвет?
Слайд 3.
Цвет – это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра.
Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика, он обнаружил, что свет преломляется и разбивается на семь цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену. Солнечный свет, проходя через стеклянную призму, образует радугу (спектр).
Слайд 4.
- Спектральная полоса, сомкнутая в кольцо – цветовой круг. Для чего нужен цветовой круг? (удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний).
Слайд 5.
- В цветовом круге можно выделить основные группы цветов (щелчок), составные (щелчок) – и вспомогательные.
Слайд 6.
Цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов. В каждом примере соединяющие разные цвета линии можно мысленно вращать по кругу, получая новые сочетания.
2 противоположных цвета: сочетание с высоким контрастом Пример: Зелёный + Красный
Слайд 7.
Цвета делятся на ахроматические (цветные) и хроматические (бесцветные).
Слайд 8.
Цвета могут быть холодные и теплые.
- Как вы думаете, какие цвета относятся к холодным, а какие - к теплым?
Слайд 9.
- Что такое колорит?
3. Самостоятельная работа.
- Чтобы это определить, я предлагаю вам подобрать цветовую палитру к каждой картине. Цветные кружочки приклеиваем к палитре. (После подводим итог).
- Какие цвета вы использовали? Как они называются? Одна палитра цветов относится к одной картине, а другая к другой.
Слайд 10.
- Кто сможет сделать вывод, что такое колорит?
Щелчок.
Колорит – это гармоничное сочетание различных цветов в картине.
4. Изложение нового материала.
Слайд 11.
- В зависимости от использованных цветов, какой может быть колорит?
- Колорит может быть теплым, холодным, светлым, темным.
Слайд 12.
- При помощи цвета можно передать настроение. Например, чтобы показать спокойное настроение, какой цвет должен использовать художник? …радостное? …грустное? Т.е. колорит может быть спокойным, радостным, грустным.
- Это зависит тоже от цветовой палитры картины.
Слайд 13.
Например, Иоганн Гёте любил рассматривать один и тот же пейзаж через стёкла зелёного, жёлтого, красного и других цветов и наблюдать, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека. Поэт убедительно прочувствовал, что в зелёном цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.
Слайд 14.
Восприятие цвета в изобразительной деятельности:
Красный - согревающий, оживляющий, активный, энергичный
Желтый - тёплый, бодрящий, весёлый, привлекательный
Оранжевый - весёлый, радостный, пламенный, добрый
Синий - серьёзный, печальный, тоскливый, спокойный
Зеленый - спокойный, приятный, мирный
Фиолетовый - тоскливый, грустный, притягивающий и отталкивающий
5. Закрепление.
Слайд 15-19.
- Определите, какой колорит в пейзаже?
6. Практическое задание: подобрать цветовую палитру: (Слайд 20)
1 группа «Ура! Каникулы!»
2 группа «Опять двойка!»
7. Итог урока.
- С какой темой мы с вами познакомились? Что такое колорит? Какой колорит бывает?
- Теперь вы очень много узнали о цвете и колорите. Мне хотелось увидеть, какую цветовую палитру вы подберете к нашему уроку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.