Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русские обычаи и знакомство с самоваром»
Цель:
Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
Вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.
Обобщить знания детей о народных традициях.
Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину.
Развивать умение видеть красоту изделия, формировать эстетический вкус.
Активизировать словарь: самовар, роспись.
Материалы и оборудование:
Самовары, иллюстрации и картинки с изображением различных самоваров, минусовка частушек, загадок, пословиц, физминутки, вырезанные чашечки из бумаги, карандаши, пряники, печенье и конфеты.
Ход занятия:
-Ребята обратите внимание на красивый предмет, который стоит на столе. Кто знает, как называется этот предмет? (самовар).
-Да правильно! Молодцы!
-В старые добрые времена был на Руси такой обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать. А какие же посиделки без чайку горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. А, что же такое – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Вся семья собиралась за столом, на который водружался самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, блинами…
-Давайте внимательно рассмотрим самовар и расскажем из чего он состоит, какие украшения вы увидели.
1. Сам самовар стоит на ножках.
2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.
3. Кран поворачивается влево и в вправо, чтобы налить воду в чашку.
4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.
-Молодцы!
-Сейчас в наше время делают электрические или декоративные самовары. (Показываю самовар наших дней) .
-Ребята давайте мы с вами немного поиграем в простую игру, которая называется «Опиши самовар, который тебе понравился».
(Дети составляют небольшой рассказ 3-4 предложения).
-Молодцы!
-А теперь давайте с вами немного отдохнём, выходите ко мне.
Физминутка.
Я чайник ворчун, хлопотун, сумаброд, (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе)
Я вам на показ выставляю живот. (животик надут)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (топают обеими ногами)
«Эй, люди, я с вами попить чай хочу» (делают призывные движения правой рукой)
Молодцы!
-А вы знаете ребята, что про самовар есть пословицы и поговорки? Сейчас я вам прочитаю, а вы внимательно послушайте.
Пословицы и поговорки.
Самовар кипит, уходить не велит.
Чай пьёшь - до ста лет проживёшь.
Мы за чаем не скучаем.
Пей чай – удовольствие получай.
Самовар кипит – уходить не велит.
-Понравились вам пословицы и поговорки? Хорошо!
-А теперь давайте я вам прочитаю частушки про самовар.
Частушки.
-Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.
-Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!
-Посидеть за самоваром рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
-Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.
К потолку пускает пар наш красавец самовар.
-Понравились вам частушки? Хорошо.
-А теперь ребята, я загадаю вам загадки, а вы внимательно послушайте и попробуйте отгадать.
Загадки.
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)
Мы в пакете сто нулей
С маком замечаем.
Бабушка, чаек налей,
Их сгрызем за чаем. (Баранки)
Бабушка из сладких ягод
Наварила что-то.
И его нам хватит на год
К чаю и в компоты. (Варенье)
В ней варят
Щи, компот и кашу
На всю семью
Большую нашу! (Кастрюля)
Рядом разные подружки
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка)
Да, была я деревянной,
А потом и оловянной,
Но теперь-то я стальная,
И ребят из группы
Лучше всех на свете знаю,
Ведь кормлю их супом. (Ложка)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем. (Бублик)
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало — не пропало,
Румяной булкой стало. (Печь)
Я — услужливый пузан.
Всех охотно угощаю.
То молчу, как истукан.
А то песни распеваю. (Самовар)
-Понравились вам загадки?
-Молодцы ребята все загадки угадали!
-И про самовар и про печь, ложку, матрёшку, молодцы!
-Давайте мы с вами замесим тесто и испечём творожники к чаю!
-Подходите ко мне!
«Мы спросили нашу печь»
Мы спросили нашу печь, что сегодня нам испечь?
Печку мы спросили, тесто замесили,
Тесто скалкой раскатали, раскатали не устали.
Начинили творогом и назвали пирогом!
Ну-ка печка, дай твороженьку местечко.
-Вот какие у нас ребята молодцы!
-Давайте созывать гостей, на чаепитие.
-Сверху пар, снизу жар
-Шипит наш русский самовар.
-А теперь, я предлагаю вам для нашего стола разукрасить чашечки.
-Подходите к столам, там есть всё необходимое для рисования.
-Молодцы! У вас получились красивые и красочные чашечки.
-Вы все хорошо сегодня постарались!
-Правильно отвечали на вопросы, отгадывали загадки, хорошо спели частушки, молодцы!
-А сейчас приглашаем всех к столу.
-Вот так мы живём:
-Пряники жуём, чаем запиваем и ВСЕХ в гости приглашаем!
Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на Руси;
- Закрепить знание об истории возникновения самовара;
- Расширять представление о том, как люди украшают самовары.
Развивающие:
- Способствовать развитию у детей памяти, мышления.
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).
- Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.
Возраст: 5-7лет
Форма организации: групповое
Предварительная работа:
- разучивание пословиц о чае, стихотворений о самоваре.
- знакомство с росписями декоративно - прикладного искусства.
Оборудование:
Мультимедиа (презентация «Русский самовар», сундук, самовар для наглядности;
русский сарафан и кокошник; сушки, баранки, сахар рафинад, самовар с чаем,
чайник для заварки, молочник, чашки с блюдцами).
Словарная работа: самовар, самоварная Родина – Тула, сувенир.
Методы:
словесные – беседа, художественное слово, отгадывание загадок;
рассматривание иллюстраций на слайдах.
практические – дидактические игры, физкультминутка.
Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы,
поощрение, процесс чаепития у самовара.
Программное содержание:
1. Организационный момент
Дети входят в мини-музей «Горница», их встречает хозяйка, одетая в русский сарафан и кокошник. Стоит большой стол, накрытый для чаепития. (Сушки, баранки, сахар кусковой, самовар с чаем, чайник для заварки, чашки с блюдцами).
ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, садитесь поудобнее.
Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся!
Сюрпризный момент: В нашем сундуке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
Дети: - Это самовар.
Хозяйка: Да. Это самовар (дети рассматривают самовар).
Дидактическая игра «Что есть у самовара»
Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?
Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.
Хозяйка: Что есть у самовара?
Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.
Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева).
Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Ответ детей: (чтобы не обжечься).
Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара
(четыре ножки).
Хозяйка: А для чего нужен самовар?
Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.
2. Основная часть
Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. (Слайд 2)
Внутри у него находится топка – металлическая трубка, куда засыпались и щепочки, и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала. (Слайд 3)
Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными (Слайд 4).
А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. (Слайд 5, 6)
В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если вы спросите своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. (Слайд 7, 8)
ХОЗЯЙКА: Ребята, кто знает стихотворения о самоваре?
Самовар гудит и топчет
Топку в небо белый дым.
Где ты ни был, днем иль ночью
Словно дома рядом с ним.
Он гудит не уставая
Двести лет уже подряд.
Самовар - душа живая
Друг веселью, сказке брат.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.
Самовар блестит кипя,
И чаек в нем пенится
Погляди-ка на себя
Ну, и отраженице.
Самовар, самовар
Золотая ножка
Я посеяла горох
Выросла картошка.
ХОЗЯЙКА: Ребята, а у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.)
Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. (Слайд 9, 10)
Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. (Слайд 11)
Воспитатель: Какие пословицы о чае вы знаете?
Дети: - Чай пить – до ста лет жить.
- Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
- Где есть чай, там под елью рай.
Физкультминутка Дети становятся в круг, выполняют упражнения
Самовар похож на чайник Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево
Очень важный, как начальник. Поднимают плечи, «пыхтят».
Вот фарфоровые чашки, Приседают, руки на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца кружатся, рисуя круг руками.
Только стукни – разобьются. Кулачками стучат над головой
Вот серебряные ложки, потянуться, руки над головой
Голова на тонкой ножке. Голову наклоняют вправо-влево
Вот пластмассовый поднос. Сделать широкий общий круг
Он посуду нам принес.
ХОЗЯЙКА: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки.
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал (сахар) (Слайд 12)
Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают? (блин) (Слайд 13)
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода (самовар) (Слайд 14)
Ножек четыре,
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаёвничать вся семья (стол) (Слайд 15)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем (бублик) (Слайд 16)
Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … (лимон) (Слайд 17)
ХОЗЯЙКА: Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. (Слайд 18)
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Баранки жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Ребята, приглашаю всех к столу!!!
После чаепития все благодарят хозяйку.
3. Рефлексия.
Подведение итогов
– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?
– Где родина самовара?
- Как на Руси пили чай?
Ответы детей.
ХОЗЯЙКА: Молодцы ребята! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.