Конспект занятия "Русские традиции и знакомство с самоваром"
Оценка 4.6

Конспект занятия "Русские традиции и знакомство с самоваром"

Оценка 4.6
docx
07.05.2020
Конспект занятия "Русские традиции и знакомство с самоваром"
Русские обычаи и знакомство с самоваром.docx

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русские обычаи и знакомство с самоваром»

Цель:

Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;

Вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Обобщить знания детей о народных традициях.

Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину.

Развивать умение видеть красоту изделия, формировать эстетический вкус.

Активизировать словарь: самовар, роспись.

Материалы и оборудование:

Самовары, иллюстрации и картинки с изображением различных самоваров, минусовка частушек, загадок, пословиц, физминутки, вырезанные чашечки из бумаги, карандаши, пряники, печенье и конфеты.

Ход занятия:

-Ребята обратите внимание на красивый предмет, который стоит на столе. Кто знает, как называется этот предмет? (самовар).

-Да правильно! Молодцы!

-В старые добрые времена был на Руси такой обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать. А какие же посиделки без чайку горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. А, что же такое – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Вся семья собиралась за столом, на который водружался самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, блинами…

-Давайте внимательно рассмотрим самовар и расскажем из чего он состоит, какие украшения вы увидели.

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и в вправо, чтобы налить воду в чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

-Молодцы!

-Сейчас в наше время делают электрические или декоративные самовары. (Показываю самовар наших дней) .

-Ребята давайте мы с вами немного поиграем в простую игру, которая называется «Опиши самовар, который тебе понравился».

(Дети составляют небольшой рассказ 3-4 предложения).

-Молодцы!

-А теперь давайте с вами немного отдохнём, выходите ко мне.

Физминутка.

Я чайник ворчун, хлопотун, сумаброд, (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе)

Я вам на показ выставляю живот. (животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (топают обеими ногами)

«Эй, люди, я с вами попить чай хочу» (делают призывные движения правой рукой)

Молодцы!

-А вы знаете ребята, что про самовар есть пословицы и поговорки? Сейчас я вам прочитаю, а вы внимательно послушайте.

Пословицы и поговорки.

Самовар кипит, уходить не велит.

Чай пьёшь - до ста лет проживёшь.

Мы за чаем не скучаем.

Пей чай – удовольствие получай.

Самовар кипит – уходить не велит.

-Понравились вам пословицы и поговорки? Хорошо!

-А теперь давайте я вам прочитаю частушки про самовар.

Частушки.

-Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.

-Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

-Посидеть за самоваром рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

-Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

-Понравились вам частушки? Хорошо.

-А теперь ребята, я загадаю вам загадки, а вы внимательно послушайте и попробуйте отгадать.

Загадки.

Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)

Мы в пакете сто нулей

С маком замечаем.

Бабушка, чаек налей,

Их сгрызем за чаем. (Баранки)

Бабушка из сладких ягод

Наварила что-то.

И его нам хватит на год

К чаю и в компоты. (Варенье)

В ней варят

Щи, компот и кашу

На всю семью

Большую нашу! (Кастрюля)

Рядом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Да, была я деревянной,

А потом и оловянной,

Но теперь-то я стальная,

И ребят из группы

Лучше всех на свете знаю,

Ведь кормлю их супом. (Ложка)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублик)

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало — не пропало,

Румяной булкой стало. (Печь)

Я — услужливый пузан.

Всех охотно угощаю.

То молчу, как истукан.

А то песни распеваю. (Самовар)

-Понравились вам загадки?

-Молодцы ребята все загадки угадали!

-И про самовар и про печь, ложку, матрёшку, молодцы!

-Давайте мы с вами замесим тесто и испечём творожники к чаю!

-Подходите ко мне!

«Мы спросили нашу печь»

Мы спросили нашу печь, что сегодня нам испечь?

Печку мы спросили, тесто замесили,

Тесто скалкой раскатали, раскатали не устали.

Начинили творогом и назвали пирогом!

Ну-ка печка, дай твороженьку местечко.

-Вот какие у нас ребята молодцы!

-Давайте созывать гостей, на чаепитие.

-Сверху пар, снизу жар

-Шипит наш русский самовар.

-А теперь, я предлагаю вам для нашего стола разукрасить чашечки.

-Подходите к столам, там есть всё необходимое для рисования.

-Молодцы! У вас получились красивые и красочные чашечки.

-Вы все хорошо сегодня постарались!

-Правильно отвечали на вопросы, отгадывали загадки, хорошо спели частушки, молодцы!

-А сейчас приглашаем всех к столу.

-Вот так мы живём:

-Пряники жуём, чаем запиваем и ВСЕХ в гости приглашаем!

Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.

Задачи:
Образовательные:

Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на Руси;

- Закрепить знание об истории возникновения самовара;

- Расширять представление о том, как люди украшают самовары.

Развивающие
- Способствовать развитию у детей памяти, мышления.

- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

- Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).

- Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.

Возраст: 5-7лет

Форма организации: групповое

Предварительная работа
- разучивание пословиц о чае, стихотворений о самоваре.
- знакомство с росписями декоративно - прикладного искусства.

Оборудование:
Мультимедиа (презентация «Русский самовар», сундук, самовар для наглядности; русский сарафан и кокошник; сушки, баранки, сахар рафинад, самовар с чаем, чайник для заварки, молочник, чашки с блюдцами).

Словарная работа: самовар, самоварная Родина – Тула, сувенир.

Методы:

словесные – беседа, художественное слово, отгадывание загадок;

рассматривание иллюстраций на слайдах.

практические – дидактические игры, физкультминутка.

Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы,

поощрение, процесс чаепития у самовара.

Программное содержание:

1.    Организационный момент

Дети входят в мини-музей «Горница», их встречает хозяйка, одетая в русский сарафан и кокошник. Стоит большой стол, накрытый для чаепития. (Сушки, баранки, сахар кусковой, самовар с чаем, чайник для заварки, чашки с блюдцами).

ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, садитесь поудобнее.

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся!

Сюрпризный момент: В нашем сундуке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться.

Дети: - Это самовар.

Хозяйка: ДаЭто самовар (дети рассматривают самовар).

Дидактическая игра «Что есть у самовара»

Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?

Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.

Хозяйка: Что есть у самовара?

Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.

Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева).

Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

Ответ детей: (чтобы не обжечься).

Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара

(четыре ножки).

Хозяйка: А для чего нужен самовар?

Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.





2.    Основная часть

Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. (Слайд 2)

Внутри у него находится топка – металлическая трубка, куда засыпались и щепочки, и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала. (Слайд 3)

Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными (Слайд 4).

А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. (Слайд 5, 6)

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если вы спросите своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. (Слайд 7, 8)

ХОЗЯЙКА: Ребята, кто знает стихотворения о самоваре?

Самовар гудит и топчет

Топку в небо белый дым.

Где ты ни был, днем иль ночью

Словно дома рядом с ним.

 

Он гудит не уставая

Двести лет уже подряд.

Самовар - душа живая

Друг веселью, сказке брат.

 

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

 

Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец самовар.

 

Самовар блестит кипя,

И чаек в нем пенится

Погляди-ка на себя

Ну, и отраженице.

 

Самовар, самовар

Золотая ножка

Я посеяла горох

Выросла картошка.

ХОЗЯЙКА: Ребята, а у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.)

Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. (Слайд 9, 10)

Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. (Слайд 11)

Воспитатель: Какие пословицы о чае вы знаете?
Дети: - Чай пить – до ста лет жить.
- Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
- Где есть чай, там под елью рай.

Физкультминутка Дети становятся в круг, выполняют упражнения

Самовар похож на чайник Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево

Очень важный, как начальник. Поднимают плечи, «пыхтят».

Вот фарфоровые чашки, Приседают, руки на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца кружатся, рисуя круг руками.

Только стукни – разобьются. Кулачками стучат над головой

Вот серебряные ложки, потянуться, руки над головой

Голова на тонкой ножке. Голову наклоняют вправо-влево

Вот пластмассовый поднос. Сделать широкий общий круг

Он посуду нам принес.

ХОЗЯЙКА: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки.

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал (сахар) (Слайд 12)

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают? (блин) (Слайд 13)

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода (самовар) (Слайд 14)

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья (стол) (Слайд 15)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем (бублик) (Слайд 16)

 

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его … (лимон) (Слайд 17)

ХОЗЯЙКА: Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. (Слайд 18)

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Баранки жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Ребята, приглашаю всех к столу!!!

 

После чаепития все благодарят хозяйку.

 

3.    Рефлексия.

 

Подведение итогов

– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?

– Где родина самовара?

- Как на Руси пили чай?

Ответы детей.

ХОЗЯЙКА: Молодцы ребята! До свидания!


 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русские обычаи и знакомство с самоваром»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русские обычаи и знакомство с самоваром»

Вода заливается сверху, когда откроешь крышку

Вода заливается сверху, когда откроешь крышку

Их сгрызем за чаем. (Баранки)

Их сгрызем за чаем. (Баранки)

Шипит наш русский самовар. -А теперь, я предлагаю вам для нашего стола разукрасить чашечки

Шипит наш русский самовар. -А теперь, я предлагаю вам для нашего стола разукрасить чашечки

Дети входят в мини-музей «Горница», их встречает хозяйка, одетая в русский сарафан и кокошник

Дети входят в мини-музей «Горница», их встречает хозяйка, одетая в русский сарафан и кокошник

А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор

А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор

Слайд 9, 10) Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за…

Слайд 9, 10) Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за…

Слайд 18) Сверху пар, снизу пар –

Слайд 18) Сверху пар, снизу пар –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020