Конспект занятия «Средства графики»
Цель занятия для педагога: учить рассуждать на языке изобразительной грамоты, чтобы в дальнейшем самостоятельно использовать знания, умения и навыки.
Цель занятия для учащихся: создать образ родного города с помощью мягких графических материалов.
Задачи:
1. формирование представления о графике и графических материалах;
2. вырабатывание изобразительных навыков мягкими графическими материалами;
3. развитие образного, наглядно-действенного мышления, творческого воображения, гибкости мышления, умения анализировать, сравнивать и конкретизировать в художественно-творческой деятельности;
4. воспитание нравственного поведения в коллективном творчестве и умения работать в сотрудничестве.
Оборудование и материалы:
- для педагога: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, бумага, графические материалы
- для детей: полотно для коллективной работы, мягкие графические материалы.
Методическое обеспечение: образовательная программа, конспект занятия.
Дидактическое обеспечение: слайд-презентация
Методы обучения
Методы обучения |
Классификация методов обучения |
Область применения |
|
По источнику знаний |
По степени активности и самостоятельности детей |
||
Объяснение |
Словесный - рассказ - беседа |
Обьяснительно-иллюстративный |
Мотивационный блок |
Показ |
наглядный |
репродуктивный |
Информационно-аналитический блок. Формирование умения применять знания при выполнении творческой работы |
Демонстрация |
|
проблемный |
Информационно-аналитический блок. Формирование знаний о графике и графических материалах |
Эксперимент |
практические действия |
частично-поисковый |
Информационно-аналитический блок. Творческая работа Совершенствование умений |
Структура занятия
Этапы занятия |
Учебные задачи этапа |
Содержание этапа |
Показатели выполнения учебных задач этапа |
Организационный |
Обеспечить творческую обстановку для работы на занятии и психологическую подготовку детей к общению и предстоящему творчеству |
1.Приветствие. 2. Оценивание готовности воспитанников к занятию и подготовленности помещения (рабочих мест детей и педагога) к занятию. 3. Организация внимания детей. |
Доброжелательный настрой педагога и детей; - кратковременность организационного момента; - полная готовность кабинета и оборудования к работе; - быстрое включение детей в деловой ритм; - организация внимания всех детей. |
Мотивационный |
1.Организовать познавательную деятельность детей, подготовить их к усвоению нового материала. 2. Сформировать целенаправленный характер учебной деятельности. 3. Научить детей формулировать цель и выбирать конкретные средства её достижения.
|
1. Сообщение темы занятия. 2. Формулировка вместе с детьми цели и задачи изучаемого материала. 3. Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация обучающихся к его усвоению. 4. Постановка перед детьми учебной проблемы.
|
1.Активность познавательной деятельности обучающихся. 2. Эффективность восприятия и осмысления нового материала. 3. Понимание обучающими практической значимости изучаемого материала.
Вид деятельности - познавательная |
Информационно-аналитический |
1. Дать обучающимся представления о графике, выразительных средствах графики. 2. Добиться усвоения обучающимися метода воспроизведения изучаемого материала через анализ работ. 3.На основе приобретённых знаний выработать соответствующие навыки и умения. |
1.Организация внимания детей. 2.Организация педагогом процессом восприятия осознания, осмысления детьми нового материала. 3.Овладение содержанием материала.
|
1.Качество ответов детей. 2.Действия детей в процессе беседы. 3.Активное участие в подведении итогов беседы.
Вид деятельности - познавательная |
Самостоятельная работа. Выполнение практического задания |
1. Освоение детьми новых умений и навыков в изобразительной деятельности. 2. Закрепление полученных знаний в ходе практической деятельности. 3. Формирование навыков самостоятельной творческой работы. |
1. Выработка соответствующих навыков и умений: - создание образа средствами художественной выразительности; - рациональное сочетание графических материалов. |
1 .Качество выполненной самостоятельной работы. 2. Самостоятельные действия детей в ходе создания художественного образа. 3. Умение учащихся узнавать и соотносить факты, понятия и идеи с практическим воплощением.
Вид деятельности - художественно-творческая |
Рефлексия |
1.Закрепить у детей те знания, которые им необходимы для самостоятельной работы. 2. Добиться повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. |
1. Углубление осмысления учащимися учебного материал, проверка сущности новых понятий. 2. Закрепление нового материала на основе его творческого применения на практике. |
1. Умение воспроизводить основные идеи нового материала. 2. Умение выделять существенные признаки ведущих понятий, изучаемых на занятии, конкретизировать эти признаки.
Вид деятельности - учебная |
Оценочный |
1. Подвести итоги занятия |
1. Подведение итогов занятия: что нового узнали, что научились делать, кто из детей особо отличился, как работал коллектив в целом. 2.Мотивирование детей на дальнейшее занятие творчеством. |
1. Качество ответов детей. 2. Действия детей в процессе беседы. 3. Активное участие в подведении итогов занятия.
Вид деятельности - игровая |
Ход занятия
Организационный
Перед началом занятия педагог проверяет готовность рабочих мест детей к проведению занятий.
Мотивационный
Педагог.
Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег - как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.
Педагог. Добрый день! Меня зовут Мария Владимировна, я педагог «Детской картинной галереи». Со своими детьми в Школе классической живописи и дизайна на занятиях по рисунку мы учимся с помощью простого карандаша создавать настоящие картины. Посмотрите, перед вами простой карандаш. Вы все его видели и держали в руках, вы все знаете, что ни одна картина не обходится без него.
Вопрос детям. Ребята, что можно нарисовать с помощью простого карандаша?
Ответы детей.
Педагог. Возможности простого карандаша безграничны: соприкасаясь с листом бумаги, он может подарить вам маленький цветок или показать целую панораму города. Простой карандаш – самая важная персона в Стране ИЗО, не смотря на то что он простой карандаш. Без его участия ни один изобразительный материал не решится приступить к работе. Рисунок карандашом – это основа изобразительного искусства, важнейшие средство изучения и отображения действительности. Владение рисунком необходимо художникам: живописцам, скульпторам, архитекторам, графикам….. «Не умеющий рисовать, не будет писать как следует».
Педагог. На этом занятии мы будем говорить, пожалуй, о самом древнем виде изобразительного искусства – о графике. Этот вид искусства хорошо знаком вам с раннего детства, когда впервые взяв в руки карандаш, вы провели на листе бумаги первые линии. Именно тогда, сами того не сознавая, вы познакомились с графикой.
Вопрос детям. Что же такое графика?
Ответы детей.
Педагог. Конечно, графика – это прежде всего рисунок. Слово «графика» произошло от греческого слова «графо» - «пишу», «черчу», «рисую».
Вопрос детям. Ребята, как вы думаете, когда появились первые графические изображения?
Ответы детей.
Педагог. Первые графические изображения дошли до нас еще с первобытных времен, сохранившиеся в качестве наскальных рисунков. Прекрасные образцы рисунка оставила нам античная вазопись. Но самостоятельное художественное значение рисунок приобрёл лишь с конца XV – начала XVI в.в.
Вопрос детям. Ребята, давайте подумаем, где в обычной жизни мы с вами можем встретить графику?
Ответы детей.
Педагог. Чаще всего работа художника-графика встречается в книге. Основа книжного искусства – иллюстрация. Художник в книге создает орнаментально оформление переплета, титульного листа и всех других элементов украшения книги. Плакат, рекламная афиша – вид графики, необходимый в жизни человека. Графика – искусство линейное, строгое, основанное на сочетании темного и светлого, причём светлым является сама бумага, а темным – карандаш, уголь, сангина или другой графический материал.
Информационно-аналитический
Вопрос детям. Как вы думаете, чем рисовали люди в первобытном мире?
Ответы детей.
Педагог. Древние художники измельчали минералы, например охру, и получившийся краситель смешивали с водой или с животным жиром.
Вопрос детям. Ребята, вы знаете какие изобразительные материалы, кроме карандаша, сегодня используют художники-графики при изображении своих картин?
Ответы детей.
Педагог. С такими материалами как акварель, гуашь и пастель вы уже знакомы. Сегодня на занятии мы познакомимся с такими изобразительными материалами как уголь и сангина. Уголь и сангина, так же как и пастель – мягкий изобразительный материал, богатый и живописный, их возможности шире, чем у карандаша: ими можно сделать маленький набросок и большое полотно. Художественный уголь бывает разной твердости: мягкий - хорошо растушевывается и используется для тонирования, а твердый идеально подходит для рисования мелких деталей.
Педагог. Каждый из этих материалов обладает своими особенностями, но всех их объединяют выразительные способы создания изображения: линия, штрих, пятно и точка. Можно сказать, что каждый вид искусства «говорит» на своём языке. Графика говорит на языке различных линий. С помощью линии можно передать не только форму, обрисовав силуэт предмета, но и пластику этого предмета, нарисовав все его тонкости, а так же его характер.
Вопрос детям. Ребята, давайте подумаем, какие бывают линии?
Ответы детей.
Педагог. Линии могут горизонтальными, вертикальными и наклонными, спокойными и плавными, или стремительными. Линия, нарисованная с изменением нажима, меняет свою плотность и толщину, а значит, меняет свой тон, становится более светлой.
Вопрос детям. Ребята, вы знаете, как называется этот способ в графике?
Ответы детей.
Педагог. Этот способ называется штриховка. Штрихи – это множество прямых, а иногда и не прямых, но обязательно повторяющих друг друга по форме, движению и толщине линии, расположенные на равном расстоянии друг от друга. Штрихи могут быть прямыми и плавными, короткими и длинными, накладываться друг на друга в несколько слоев и таким образом создавать сетку.
Вопрос детям. Ребята, как думаете, что получается, если штрихи располагать близко друг к другу?
Ответы детей.
Педагог. На расстоянии будет казаться, что у нас с вами получился ровный тон – пятно. Пятно отвечает за тон, фактуру и силуэт предмета. Мягким материалом легко выполнить «пятно»: достаточно боковой частью мелка провести по листу бумаги. Мягкий материал так же хорошо растушевывается, что позволяет нам придать объем изображаемым предметам.
Вопрос детям. Ребята, вы догадались, что мы сегодня с вами будем рисовать?
Ответы детей.
Педагог. Прежде чем приступить к работе, мы с вами совершим виртуальную экскурсию по нашему городу и вспомним главные достопримечательности. Ребята, конечно же, Вы все были в разных уголках нашего города, но сегодня я предлагаю посмотреть на наш город глазами художников. (обсуждение по слайдам)
Педагог. Сегодня на уроке мы с вами создадим коллективную работу «Наш город» с помощью мягких материалов: угля и сангины. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, с какими приемами работы мягким материалом мы с вами познакомились. Давайте обратимся на экран. Какими выразительными средствами графики художники создали свои работы (работа со слайдом).
Педагог. Молодцы. Настало время приступить к практической работе. Прежде чем стать настоящими художниками, давайте сделаем небольшую разминку.
Художник-невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.
Самостоятельная работа. Выполнение практического задания
Педагог. А сейчас мы с вами приступим к творческой работе. Посмотрите, какой у нас большой белый лист, что бы ничего не пропустить, нам нужно равномерно распределиться вокруг него. Молодцы. У каждого из вас подготовлено рабочее место и мягкие графические материалы, которыми вы как настоящие художники-графики нарисуете «Наш город».
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа педагога с детьми во время выполнения коллективной творческой работы.
Рефлексия
Вопрос детям. Ребята вам понравилось быть в роли художников? А что было в вашей работе самое интересное? Каким материалом вам понравилось работать больше всего? Каждый художник придумывает название своей работе. Как мы назовем нашу картину?
Ответы детей.
Оценочный
Педагог. А теперь мы с вами перевоплотимся в зрителей, для этого нам необходимо снять рабочую одежду художника. Итак, вы – зрители. Ребята, что вам нравится в этой работе? Посмотрите, наверно здесь нарисованы самые любимые уголки нашего города?
Педагог. Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Мне очень понравилось с вами сотрудничать. Вы все очень творческие и талантливые дети. Спасибо за занятие!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.