Конспект занятия "Средства графики" в помощь педагогам дополнительного образования художественной направленности

  • docx
  • 05.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выразительные средства графики.docx

Конспект занятия «Средства графики»

 

Цель занятия для педагога: учить рассуждать на языке изобразительной грамоты, чтобы в дальнейшем самостоятельно использовать знания, умения и навыки.

Цель занятия для учащихся: создать образ родного города с помощью мягких графических материалов.

Задачи:

1.   формирование представления о графике и графических материалах;

2.   вырабатывание изобразительных навыков мягкими графическими материалами;

3.   развитие образного, наглядно-действенного мышления, творческого воображения, гибкости мышления, умения анализировать, сравнивать и конкретизировать в художественно-творческой деятельности;

4.   воспитание нравственного поведения в коллективном творчестве и умения работать в сотрудничестве.

Оборудование и материалы:

-     для педагога: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, бумага, графические материалы

-     для детей: полотно для коллективной работы, мягкие графические материалы.

Методическое обеспечение: образовательная программа, конспект занятия.

Дидактическое обеспечение: слайд-презентация

Методы обучения

Методы обучения

Классификация методов обучения

Область применения

По источнику знаний

По степени активности и самостоятельности детей

Объяснение

Словесный

-        рассказ

-        беседа

Обьяснительно-иллюстративный

Мотивационный блок

Показ

наглядный

репродуктивный

Информационно-аналитический блок. Формирование умения применять знания при выполнении творческой работы

Демонстрация

 

проблемный

Информационно-аналитический блок. Формирование знаний о графике и графических материалах

Эксперимент

практические действия

частично-поисковый

Информационно-аналитический блок. Творческая работа

Совершенствование умений

 


 

Структура занятия

Этапы занятия

Учебные задачи этапа

Содержание этапа

Показатели выполнения учебных задач этапа

Организационный

Обеспечить творческую обстановку для работы на занятии и психологическую подготовку детей к общению и предстоящему творчеству

1.Приветствие.

2. Оценивание готовности воспитанников к занятию и подготовленности помещения (рабочих мест детей и педагога) к занятию.

3. Организация внимания детей.

Доброжелательный настрой педагога и детей;

- кратковременность организационного момента;

- полная готовность кабинета и оборудования к работе;

- быстрое включение детей в деловой ритм;

- организация внимания всех детей.

Мотивационный

1.Организовать познавательную деятельность детей, подготовить их к усвоению нового материала.

2. Сформировать целенаправленный характер учебной деятельности.

3. Научить     детей формулировать цель и выбирать конкретные средства её достижения.

 

1. Сообщение темы занятия.

2. Формулировка вместе с детьми цели и задачи изучаемого материала.

3. Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация обучающихся к его усвоению.

4. Постановка перед детьми учебной проблемы.

 

1.Активность познавательной деятельности обучающихся.

2. Эффективность восприятия и осмысления нового материала.

3. Понимание обучающими практической значимости изучаемого материала.

 

Вид деятельности -  познавательная

Информационно-аналитический

1. Дать обучающимся представления о графике, выразительных средствах графики.

2. Добиться усвоения обучающимися метода воспроизведения изучаемого материала через анализ работ.

3.На    основе приобретённых знаний выработать соответствующие навыки и умения.

1.Организация внимания детей.

2.Организация педагогом процессом восприятия осознания, осмысления детьми нового материала.

3.Овладение содержанием материала.

 

1.Качество ответов детей.

2.Действия детей в процессе беседы.

3.Активное участие в подведении итогов беседы.

 

Вид деятельности - познавательная

Самостоятельная работа. Выполнение практического задания

1. Освоение детьми

новых умений и

навыков в изобразительной

деятельности.

2. Закрепление

полученных знаний в

ходе практической

деятельности.

3. Формирование

навыков

самостоятельной

творческой работы.

1. Выработка

соответствующих

навыков и умений:

- создание образа

средствами

художественной

выразительности;

- рациональное

сочетание графических материалов.

1 .Качество выполненной

самостоятельной работы.

2. Самостоятельные действия

детей в ходе создания

художественного образа.

3. Умение учащихся узнавать и

соотносить факты, понятия и

идеи с практическим

воплощением.

 

Вид деятельности -

художественно-творческая

Рефлексия

1.Закрепить у детей те

знания, которые им

необходимы для

самостоятельной

работы.

2. Добиться повышения

уровня осмысления

изученного материала,

глубины его

понимания.

1. Углубление

осмысления учащимися

учебного материал,

проверка сущности

новых понятий.

2. Закрепление нового

материала на основе

его творческого

применения на

практике.

1. Умение воспроизводить

основные идеи нового

материала.

2. Умение выделять

существенные признаки

ведущих понятий, изучаемых

на занятии, конкретизировать

эти признаки.

 

Вид деятельности - учебная

Оценочный

1. Подвести итоги

занятия

1. Подведение итогов

занятия: что нового

узнали, что научились

делать, кто из детей

особо отличился, как

работал коллектив в

целом.

2.Мотивирование детей на дальнейшее занятие творчеством.

1. Качество ответов детей.

2. Действия детей в процессе

беседы.

3. Активное участие в

подведении итогов занятия.

 

Вид деятельности - игровая

 

 


 

Ход занятия

Организационный

Перед началом занятия педагог проверяет готовность рабочих мест детей к проведению занятий.

Мотивационный

Педагог.

Недетский почерк детского рисунка.

Пера разбег - как будто взмах крыла.

Певучих линий тоненькие струнки

Звенят, срываясь с кончика пера.

Педагог. Добрый день! Меня зовут Мария Владимировна, я педагог «Детской картинной галереи». Со своими детьми в Школе классической живописи и дизайна на занятиях по рисунку мы учимся с помощью простого карандаша создавать настоящие картины. Посмотрите, перед вами простой карандаш. Вы все его видели и держали в руках, вы все знаете, что ни одна картина  не обходится без него.

Вопрос детям. Ребята, что можно нарисовать с помощью простого карандаша?

Ответы детей.

Педагог.  Возможности простого карандаша безграничны: соприкасаясь с листом бумаги, он может подарить вам маленький цветок или показать целую панораму города. Простой карандаш – самая важная персона в Стране ИЗО, не смотря на то что он простой карандаш. Без его участия ни один  изобразительный материал  не решится приступить к работе. Рисунок карандашом – это основа изобразительного искусства, важнейшие средство изучения и отображения действительности. Владение рисунком необходимо художникам: живописцам, скульпторам, архитекторам, графикам….. «Не умеющий рисовать, не будет писать как следует».

Педагог.  На этом занятии мы будем говорить, пожалуй, о самом древнем виде изобразительного искусства – о графике. Этот вид искусства хорошо знаком вам с раннего детства, когда впервые взяв в руки карандаш, вы провели на листе бумаги первые линии. Именно тогда, сами того не сознавая, вы познакомились с графикой.

Вопрос детям. Что же такое графика?

Ответы детей.

Педагог.  Конечно, графика – это прежде всего рисунок. Слово «графика» произошло от греческого слова «графо» - «пишу», «черчу», «рисую».

Вопрос детям. Ребята, как вы думаете, когда появились первые графические изображения?

Ответы детей.

Педагог.  Первые графические изображения дошли до нас еще с первобытных времен, сохранившиеся в качестве наскальных рисунков. Прекрасные образцы рисунка оставила нам античная вазопись. Но самостоятельное художественное значение рисунок приобрёл лишь с конца XV – начала XVI в.в.

Вопрос детям. Ребята, давайте подумаем, где в обычной жизни мы с вами можем встретить графику?

Ответы детей.

Педагог.  Чаще всего работа художника-графика встречается в книге. Основа книжного искусства – иллюстрация. Художник в книге создает орнаментально оформление переплета, титульного листа и всех других элементов украшения книги. Плакат, рекламная афиша – вид графики, необходимый в жизни человека. Графика – искусство линейное, строгое, основанное на сочетании темного и светлого, причём светлым является сама бумага, а темным – карандаш, уголь, сангина или другой графический материал.

Информационно-аналитический

Вопрос детям. Как вы думаете, чем рисовали люди в первобытном мире?

Ответы детей.

Педагог.  Древние художники измельчали минералы, например охру, и получившийся краситель смешивали с водой или с животным жиром.

Вопрос детям. Ребята, вы знаете какие изобразительные материалы, кроме карандаша, сегодня используют художники-графики при изображении своих картин?

Ответы детей.

Педагог.  С такими материалами как акварель, гуашь и пастель вы уже знакомы. Сегодня на занятии мы познакомимся с такими изобразительными материалами как уголь и сангина. Уголь и сангина, так же как и  пастель – мягкий изобразительный материал, богатый и живописный, их возможности шире, чем у карандаша: ими можно сделать маленький набросок и большое полотно. Художественный уголь бывает разной твердости: мягкий - хорошо растушевывается и используется для тонирования, а твердый идеально подходит для рисования мелких деталей.

Педагог.  Каждый из этих материалов обладает своими особенностями, но всех их объединяют выразительные способы создания  изображения: линия, штрих, пятно и точка. Можно сказать, что каждый вид искусства «говорит» на своём языке. Графика говорит на языке различных линий. С помощью линии можно передать не только форму, обрисовав силуэт предмета, но и пластику этого предмета, нарисовав все его тонкости, а так же его характер.

Вопрос детям. Ребята, давайте подумаем, какие бывают линии?

Ответы детей.

Педагог.  Линии могут горизонтальными, вертикальными и наклонными, спокойными и плавными, или стремительными. Линия, нарисованная с изменением нажима, меняет свою плотность и толщину, а значит, меняет свой тон, становится более светлой.

Вопрос детям. Ребята, вы знаете, как называется этот способ в графике?

Ответы детей.

Педагог.  Этот способ называется штриховка. Штрихи – это множество прямых, а иногда и не прямых, но обязательно повторяющих друг друга по форме, движению и толщине линии, расположенные на равном расстоянии друг от друга. Штрихи могут быть прямыми и плавными, короткими и длинными, накладываться друг на друга в несколько слоев и таким образом создавать сетку.

Вопрос детям. Ребята, как думаете, что получается, если штрихи располагать близко друг к  другу?

Ответы детей.

Педагог.  На расстоянии будет казаться, что у нас с вами получился ровный тон – пятно. Пятно отвечает за тон, фактуру и силуэт предмета. Мягким материалом легко выполнить «пятно»: достаточно боковой частью мелка провести по листу бумаги. Мягкий материал так же хорошо растушевывается, что позволяет нам придать объем изображаемым предметам.

Вопрос детям. Ребята, вы догадались, что мы сегодня с вами будем рисовать?

Ответы детей.

Педагог.  Прежде чем приступить к работе, мы с вами совершим виртуальную экскурсию по нашему городу и вспомним главные достопримечательности. Ребята, конечно же, Вы все были в разных уголках нашего города, но сегодня я предлагаю посмотреть на наш город глазами художников. (обсуждение по слайдам)

Педагог.  Сегодня на уроке мы с вами создадим коллективную работу «Наш город» с помощью мягких материалов: угля и сангины. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, с какими приемами работы мягким материалом мы с вами познакомились. Давайте обратимся на экран. Какими выразительными средствами графики художники создали свои работы (работа со слайдом).

Педагог.  Молодцы. Настало время приступить к практической работе. Прежде чем стать настоящими художниками, давайте сделаем небольшую разминку.


Художник-невидимка

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

Самостоятельная работа. Выполнение практического задания

Педагог.  А сейчас мы с вами приступим к творческой работе. Посмотрите, какой у нас большой белый лист, что бы ничего не пропустить, нам нужно равномерно распределиться вокруг него. Молодцы. У каждого из вас подготовлено рабочее место и мягкие графические материалы, которыми вы как настоящие художники-графики нарисуете «Наш город».

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа педагога с детьми во время выполнения коллективной творческой работы.

Рефлексия

Вопрос детям. Ребята вам понравилось быть в роли художников? А что было в вашей работе самое интересное? Каким материалом вам понравилось работать больше всего? Каждый художник придумывает название своей работе. Как мы назовем нашу картину?

Ответы детей.

Оценочный

Педагог.  А теперь мы с вами перевоплотимся в зрителей, для этого нам необходимо снять рабочую одежду художника. Итак, вы – зрители. Ребята, что вам нравится в этой работе? Посмотрите, наверно здесь нарисованы самые любимые уголки нашего города?

Педагог.  Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Мне очень понравилось с вами сотрудничать. Вы все очень творческие и талантливые дети. Спасибо за занятие!