Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Детский сад комбинированного вида №1892
Конспект занятия в старшей логопедической группе
На тему: Звук [М]; буква М
Подготовила:
Учитель-логопед
Мясик Анна Романовна
Москва, 2012
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических
средств языка.
Тема: «Звук [М]; буква М».
Цели занятия:
Для педагога -
- познакомить детей со звуком [М]; буквой М;
- научить характеризовать звук [М] по акустическим и артикуляционным признакам («согласный, звонкий звук»);
- закреплять понятие о месте звука в слове и понятия «слово», «согласный звук»;
- развивать фонематические процессы, моторный праксис, просодические компоненты языка;
Для воспитанников –
- учиться вслушиваться в речь взрослого;
- активизировать самостоятельную речь;
Оборудование: зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуком [М] в начале слова (ударная позиция) и звуком [М] в конце слова; картинка для звукоподражания, буква М, счетные палочки, доска, магниты.
Методическое обеспечение:
1. О.С. Гомзяк – Говорим правильно в 5-6 лет (конспекты фронтальных занятий I период обучения в старшей логогруппе) – М.: Издательство ГНОМ, 2011
2. Т. А. Куликовская – Массаж лицевых мышц для малышей – М.: Книголюб, 2006
План занятия:
I. Организационный момент – 20 секунд;
II. Повторение пройденного материала:
1. Игра «Подбери слово» - 2 минуты;
2. Развитие общей моторики – 1 минута;
3. Развитие мелкой моторики – 1,5 минуты;
4. Массаж лица – 1,5 минуты;
5. Развитие мимических мышц – 1,5 минуты;
6. Развитие артикуляционной моторики – 1 минута;
7. Работа над развитием дыхания и голоса – 2 минуты.
III. Основная часть:
1. Объявление темы занятия (новая тема) – 1 минута;
2. Акустико-артикуляционный образ звука – 3 минуты;
3. Связь звука и буквы – 3 минуты;
Физкультминутка – 1,5 минуты;
4. Звуковой анализ – 5 минут;
IV. Итог занятия – 1 минута.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дети встают в круг на ковре. Логопед приветствует детей и начинает занятие.
II. Повторение пройденного материала.
1. Игра «Подбери слово».
Логопед просит ребят назвать слова, которые начинаются со звуков [У], [И], [А] (логопед артикулирует звуки, но не произносит их, дети по артикуляции должны узнать звук и назвать его, далее назвать слова с этим звуком в начале слова).
2. Развитие общей моторики. «Шапка».
Шапка шерстяная, Наверху помпон, |
Изображают шапку и помпон. |
Круглый, словно мячик, И пушистый он. |
«Круглый мячик». |
Есть еще у шапки Отворот цветной, |
Показывают отворот «ушей» у шапки. |
В этой шапке можно Бегать и зимой. |
Бегут |
Бабушка вязала шапку Не спеша. |
«Вяжут» спицами |
Шапка шерстяная Вышла хороша. |
Руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку. |
После выполнения упражнения логопед просит детей пройти к своим стульчикам, но не садиться за столы.
3. Развитие мелкой моторики. «Варежка».
Маша варежку надела, |
«Надевают» |
Ой, куда я пальчик дела? |
Все пальцы, кроме большого, сжаты в кулак |
Нету пальчика – пропал, |
Загибают и большой пальчик |
В свой домишко не попал, |
Показывают «домик» |
Маша варежку сняла, |
«Разжимают» |
Поглядите-ка, нашла! |
Пальцы сжаты в кулак, кроме большого. |
4. Массаж лица.
Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом. Заканчивается массаж поглаживающими движениями.
1. Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, погладило.
(Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по лбу (от середины лба к вискам).
2. Солнышко проснулось,
К щечкам прикоснулось,
Лучиками провело,
И погладило, погладило.
(Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по щекам (от носа к средней части ушей).
3. Если дождь стучит по крыше
То сильней, то тише-тише,
Землю всю листва укрыла –
Значит, осень наступила.
(Постукивающие движения. От начала волосяного покрова на лбу вниз до подбородка).
5. Развитие мимических мышц.
Логопед: Послушайте и покажите. Вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы, печалитесь, нечаянно порвав новые брюки.
6. Развитие артикуляционной моторики.
- «Хомяк»
- «Лошадка»
- «Грибочек»
- «Лопаточка»
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Логопед просит детей встать рядом со своими стульчиками.
Сочетание голоса и движения. Дети вдыхают воздух через нос, вместе с движениями выдыхают воздух, произнося один из звуков (А, О, У, И)
Дети садятся на места.
III. Основная часть.
1. Объявление темы занятия.
Логопед: Ребята! Послушайте, пожалуйста, скороговорку.
Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
Какой звук вы чаще всего слышали? (Дети: звук [М]).
Логопед: Правильно! (Достает картинку с изображением коровы). Вышла буренка мычать и замычала:
«М-м-м...». С песенкой буренки мы сегодня и познакомимся.
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Давайте произнесем звук [М].
Сначала звук произносит логопед, затем дети хором, а после этого логопед просит произнести звук [М] отдельных детей. Анализ артикуляции звука производится перед зеркалом.
Логопед: Губы сжимаются друг с другом, воздух, выходя изо рта, встречает преграду. Значит, ребята, этот звук – согласный!
Если звук [М] – согласный, каким цветом мы его будем обозначать? (Дети: синим).
А теперь, все положили ладошку на горлышко, произнесем звук [М]. Что делает горлышко? (Дети, дрожит). Значит, это какой звук? Глухой или звонкий? (Звонкий!)
(Далее логопед просит нескольких детей повторить, что мы узнали про звук [М]).
3. Связь звука и буквы.
Логопед: Давайте познакомимся с буквой М.
(Показывает букву детям).
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы».
А между тем
Получилась буква М.
Рассмотрите букву М и выложите ее из счетных палочек.
(Логопед спрашивает одного из детей, сколько нужно палочек, чтобы выложить букву М).
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп!
4. Звуковой анализ.
Дети садятся на места. Логопед объясняет задание.
Логопед: Сейчас я буду вешать на доску картинку, а вы должны будете ее назвать и определить, в какой части слова находится звук [М] – в начале или в конце.
Логопед: А я разделю нашу доску на две половинки, слева мы с вами будем вешать картинки, в названии которых звук [М] – в начале, а справа – будем вешать слова, в названии которых звук [М] – в конце.
Звук [М] в начале слова |
Звук [М] в конце слова |
Мыло Мак Майка Муха Мухи Морковь Маляр Машина Магазин Муравей Малина Матрешка Магнитофон |
гноМ альбоМ аквариуМ доМ соМ
|
5. Итог занятия.
Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком [М].
Оценка работы детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.