Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"
Оценка 5

Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +1
6 кл
17.12.2018
Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"
урок проводится совместно с учителем изобразительного искусства в канун освящения храма Андрея Первозванного в поселке Новоозерное. Цель бинарного урока закрепить представления учащихся о жанре молитвы, настроить на более глубокое восприятие фрагментов произведений духовной музыки; Ученики ознакомятся с понятием “освещения” как средства выявления объёма предмета. Надеюсь пробудить у учащихся чувство уважения, сопереживания, сопричастности к духовной культуре России; В конце урокат подвести учащихся к выводу, что в наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов и сочинения написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий, ощутить глубокие связи музыки с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни; о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.
6 класс Перезвоны (1).doc
6 класс. 07.12.2018г. Присутствовало 19 чел.. Жанр урока: тематический. Вид урока: бинарный. (ИЗО и музыка) Тема: В.Гаврилин «Перезвоны» «Молитва».  «Освещение. Свет и тень». Цель: закрепить представления учащихся о жанре молитвы, настроить на более глубокое  восприятие фрагментов произведений духовной музыки; ознакомление с понятием “освещения” как средства выявления объёма предмета Задачи: Обучающая: ­осмысление интонационно­образного богатства и характерных особенностей молитвы в  музыке отечественных композиторов посредством слушания, анализа музыки, объяснения  понятий, речевого высказывания, умения делать выводы; ­ расширение знаний и актуализация музыкальных впечатлений учащихся, связанных с  современными произведениями – песнями иеромонаха Романа и Б.Ш.Окуджавы  посредством слушания музыки и музицирования. ­ расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине; ­ познакомить с градацией светотени, понятиями: “блики”, “полутени”, “собственная тень”, “рефлекс”, “падающая тень”. Развивающая: ­ развитие художественного вкуса, эмоций, интеллектуальной сферы, творческого  потенциала и общих музыкальных способностей учащихся. Воспитательная: – пробудить у учащихся чувство уважения, сопереживания, сопричастности к духовной  культуре России; ­ подвести учащихся к выводу, что в наше тревожное, неутешительное время произведения  духовной музыки отечественных композиторов и сочинения написанные в жанре молитвы,  напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий,  ощутить глубокие связи музыки с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни; о  любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии. ­ воспитывать наблюдательность. Личностные УУД: ­ вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих  на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; ­ присвоение духовно­нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания  музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их  жизненного содержания, широких связей музыки с другими видами искусства. Познавательные УУД: ­ стремление к приобретению музыкально­слухового опыта общения с известными и  новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей духовной и  профессиональной музыки, пониманию приёмов развития музыкальных образов,  особенностей их музыкального языка; ­ применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в  процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Регулятивные УУД: ­ самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая  интонационно­образный и жанрово­стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и  исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; ­ совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в процессе  музыкальной, творческо­художественной деятельности. ­ саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над  исполнением изобразительных и музыкальных сочинений на уроке. Коммуникативные УУД: ­ решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в  процессе учебно – музыкальной и изобразительной деятельности; ­ совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа  музыки и изобразительного искусства (с использованием музыкальных изобразительных  терминов и понятий). Научатся: ­ понимать жизненно­образное содержание музыкальных произведений; ­по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к  соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная,  современная; ­владеть навыками музицирования: исполнение песен ( народных, композиторских,  авторских) напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Получат возможность: ­принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально – эстетической жизни школы, города (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты  и др.) ­самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о музыке, о  искусстве,  концертах, оценивая их с художественно – эстетической точки зрения. Понятия: Духовная музыка. Молитва. Колокольность. Хор. Вокализ. Речетатив. Многоголосие.  Знаменное пение. Солист. Бард. Контраст ­ сопоставление. Ресурсы: ­УМК по предмету «Музыка» и ИЗО  6 класс, компьютер, проектирующее устройство,  экран, презентация в Power Point, созданная учителем, тексты песен, фонохрестоматия  музыкального материала, диски СД, МП­3 с записями исполнителей авторской песни,  портреты композиторов, виды колоколов. Технологии: ­развития процессов восприятия музыки; ­развития детского музицирования и певческой культуры учащихся; ­развития ассоциативно – образного мышления школьников; ­ развития проектно – исследовательской деятельности учащихся; ­ИКТ в деятельности педагога­музыканта и ИЗО; ­освоения содержания учебников и УМК по предмету «Музыка» 6 класс Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская., Изобразительное искусство 6 класс Л.А. Неменского Методы: ­метод художественного, нравственно­эстетического познания музыки и ИЗО; ­метод интонационно – стилевого постижения музыки и ИЗО; ­метод эмоциональной драматургии урока; ­метод забегания вперед и возвращения к пройденному; ­метод создания композиций; ­метод музицирования; ­метод погружения; ­метод соучастия. Содержание. 1.Организационный момент. Вход учащихся.  "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим"/ жить по заповедям божьим/ ­Что за музыка сейчас прозвучала?/ Молитва/ 2     Актуализация опорных знаний. В 6 классе мы выяснили, что музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух  направлениях: народное творчество фольклор и церковная музыка. Овладевая церковной музыкальной культурой, пришедшей на Русь из Византии,  распевщики обогащали церковные песнопения родными русскими напевами, этот сплав  выразился в таком явлении как знаменное одноголосное пение. Композиторы 19в. Обращаются к жанру молитвы в своих вокальных произведениях. /Максим Созонтович Березовский(1745—1777) ­создатель классического типа русского  хорового концерта./ ­Духовный концерт. Многоголосное хоровое партесное пение. / Павел Георгиевич Чесноков(1877­1944) – русский композитор, дирижер, автор широко  исполняемых духовных композиций. «Да исправится молитва моя» Концерт на слова 70­го псалма Давида.  «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье Души, тоскующей в изгнании своём, Святого таинства земное выраженье, Предчувствие и скорбь о чём­то неземном…» П.Вяземский. Молитвой начинается день ребенка. Молясь, он настраивается на добрые дела и поступки. « Восстав ото сна, прежде всякого дела Петя подошел к иконе и попросил: «Господи,  сделай так, чтобы папенька и маменька, мои братья и сестры, а также любимая нянюшка  Фанни, были живы и здоровы!» О каком композиторе идет речь? П.И. Чайковский «Детский альбом» Слушание фрагментов «Утренняя молитва», «В церкви». Любил я в детстве сумрак в храме,  Любил вечернею порой  Его, сияющий огнями  Перед молящейся толпой;  / И.Бунин/ Самая сильная молитва – это молитва матери о своем ребенке. За день до рождения ребенок просит у Бога: «Я не знаю, что я должен делать в этом  Мире?» Бог ответил: «Я подарю тебе Ангела. Он будет всегда рядом с тобой, охранять от всех  бед». «А как зовут моего ангела?» …Ты будешь называть его: Мама!» В. Гаврилин «Мама» ­ исполнение 1 куплета песни. Пластический этюд ­ разминка. Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина». «Перезвоны» - это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть Композитор 20в. В.А.Гаврилин ­ в своем творчестве всегда обращается к вокальной  музыке. Колокол ­ голос нашей Родины. В своей симфонии «Перезвоны» колокола звучат  по поводу праздника «Весело на душе», «Тири­тири», «Вечерняя музыка» пленяет своим  обаянием, мелодичностью, красотой русской природы. В основе этого сочинения – впечатления композитора от рассказа известного писателя  В.М. Шукшина «Слово о малой родине» «Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине.  Дороже у меня ничего нет… Жив ею, люблю ее, она придает мне силы. Красота ее ясная  редкая на земле. Дело, наверное, в том, что дает родина – каждому из нас в дорогу…» Послушайте один из номеров, дайте название образу, определите средства музыкальной  выразительности. Вывод. По­разному можно прожить жизнь и дорога у каждого человека своя, но перед  лицом смерти каждый в молитве просит помои у Бога. Музыка В.Гаврилина зовет человека к добру, к внутреннему совершенству Подведение итогов. Молитва – один из видов духовной деятельности человека, разговор с Богом и святыми. 1.Что же просит человек у Бога? ­Чаще всего житейских благ: здоровья, успеха, счастья… ­Мудрее, человек начинает просить у Бога иных духовных благ. Он просит избавить от  трусости, уныния, лени и раздражительности. ­Молитва это просьба о помощи и защите, о том чтобы Бог чаще давал человеку ощутить  свою близость. 2.1 Сейчас мы продолжим работу, но со стороны  изобразительного искусства. Вы  прослушали один из видов молитвы.  Где проводятся еще молитвы? (Ответ уч­ся) Правильно в церкви. Но под звон колоколов мы узнаем какое действие проходит в церкви.  Сегодня мы и изобразим с вами колокол (презентация) Из каких геометрических фигур состоит колокол? Итак, правила линейной перспективы позволяют изображать предметы в пространстве.  Чтобы превратить круг в шар, прямоугольник в цилиндр, квадрат в куб, недостаточно  только пририсовать ему дополнительные грани, иначе у нас получится просто пустой  каркас. О том, как изобразить предметы, чтобы они выглядели объемными, мы узнаем,  посетив страну “Света и Тени”. Создать в эскизе объем не так уж сложно, как кажется. Для этого надо познакомиться с такими личностями, как принц СВЕТ и принцесса ТЕНЬ. Уж  они­то точно знают, что такое ОБЪЕМ! Небольшой островок этой страны находится у вас на столах – это геометрические тела –  цилиндр, конус, параллелепипед, куб, шар. Но самым главным в этой стране является  Мистер Фонарь. Когда Мистер Фонарь включает свет, страна оживает. Откуда не возьмись, появляются блики, далее следует Свет, затем …. Во время путешествия по стране “Света и Тени” вы должны будете понаблюдать, как  меняется положение света и тени на предмете по отношению к источнику освещения. Свои  наблюдения, отразите в отчетах–зарисовках и сделайте выводы 3. Физкультминутка 4. Творческая работа:   выполнить эскиз колокола и правильно нанесем на него свет и тень. Самооценка учащихся. Поставь себе оценку (от 2 до 5 баллов) 1. Мне было интересно на уроке. 2) Я активно работал на уроке. 2. Я испытал новые ощущения и почувствовал изменения в себе. Итог: Рефлексия. ­Чем помогает духовная молитва людям? ­Сочинения, написанные в жанре молитвы, в наше тревожное время помогают человеку  обрести в себе образ Божий, напоминают о Вечности. ­Слушая духовную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его  раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе  и раскаянии… ­Есть ли у жанра молитва будущее? ­Что представляла из себя ваша молитва, о чём бы вы поведали в ней? Домашнее задание. Создать свою творческую работу по теме: «Молитва – это….» Варианты: а) музыкальный образ ( найти песни в жанре молитвы, возможно сочинить самим, спеть); б) рисуночный( подобрать иллюстрации или нарисовать самому) в) словесный (сказка, загадка, стихотворение и. т.д.) г) сделать небольшую презентацию по теме. д) закончить эскиз с нанесением света и тени. Заключение. Более редкая молитва ­ это благодарение. Редкая – потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Так и в отношениях между собой

Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"

Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"

Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"

Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"

Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"

Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"

Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"

Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"

Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"

Конспект бинарного урока в 6 классе "Перезвоны.Молитва"."Освещение.Свет и тень"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018