Игры входящие в занятие позволяют формировать умение обобщать слова в группы; развивать фонематический слух; формировать артикуляционную и мелкую моторику; закреплять звук «Ц» в слогах, словах, фразах, предложениях и текстах; формировать умение согласовать числительные с существительными; формировать умение отвечать на вопросы полным ответом; формировать умение пересказывать текст с опорой на картинки. Предназначено для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речевом развитии.
Тема: Звук «Ц».
Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Формировать умение обобщать слова в группы.
Развивать фонематический слух.
Формировать артикуляционную и мелкую моторику.
Продолжать закреплять звук «Ц» в слогах, словах, фразах,
предложениях и текстах.
Продолжать формировать умение согласовать числительные с
существительными.
Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.
Формировать умение пересказывать текст с опорой на картинки.
Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: картинки с изображением цветов; схема артикуляции
звука; картинки с изображением артикуляционной гимнастики; картинка с
изображением яиц, на которых написаны слоги; предметные картинки для
игры «Доскажи словечко»; картинка с изображением пуговиц; опорные
картинки для составления рассказа.
Ход занятия:
Организационный момент.
1.
Логопед: Здравствуй, … имя ребёнка. Перед тобой лежат картинки.
Перечисли, что на них нарисовано. Как, одним словом можно назвать
картинки?
Ребёнок: Цветы.
Логопед: Какой первый звук в слове цветы?
Ребёнок: Звук «Ц».
Логопед: Какой это звук?
Ребёнок: Согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: На занятии мы будем правильно произносить слова со звуком
«Ц». Давай вспомним, что при произношении звука «Ц» кончик языка
находится за верхними зубами, а воздушная струя при этом выходит с
большим напором.
2.
Развитие фонематического слуха.
Основная часть.Игра «Поймай слова со звуком «Ц».
Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук «Ц».
Сумка и блюдце;
Яйцо и осень;
Цыплёнок и часы;
Индеец и чашка.
Артикуляционная гимнастика.
«Часики».
Ротик свой приоткрой – язычок покажи,
А потом язычком вправо, влево походи.
«Качели».
Широко открой свой ротик – язычок покажи,
А потом язычок вверх подними, а затем вниз опусти.
«Лошадка».
Язычок мой как лошадка.
Вверх его я подниму,
И лошадку покажу.
«Вкусное варенье».
Ротик ты скорей открой – язычок покажи,
И язычком ты губки оближи.
Автоматизация звука «Ц» в слогах.
Ребёнку предлагается несколько нарисованных яиц. Под каждым из них
написаны слоги со звуком «Ц». Ты должен прочитать все слоги и выбрать
только варёные яйца, которые обозначены слогом «ЦА» и раскрась их
карандашом жёлтого цвета.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы ты посчитай
И скорей загибай.
Раз, два, три, четыре, пять
Пальцы посчитай опять.
Как только начинается счёт, ребёнок загибает по одному пальцу,
начиная с большого пальца.
Автоматизация звука «Ц» в словах.
Игра «Доскажи словечко».
Ребёнку предлагается, опираясь на картинки образовать слова, добавляя
слоги «ЦА» и «ЦЫ», соотнести картинку со словом.
ЦАКури……
Пти….
Сини….
Спи…..
ЦЫ
Ножни…..
Молод……
Огур…….
Птен………
Пугови…….
Физкультминутка «Цыплята».
Вышли мы погулять,
Ребёнок выполняет марш на месте.
И цыплят поискать.
Шли, шли двух нашли,
Ходьба на месте.
Влево чуть отошли ещё двух нашли.
Сделать несколько шагов влево.
Вправо чуть отошли одного нашли.
Сделать несколько шагов вправо.
Цыплят нашли и домой пошли.
Ходьба на месте.
Автоматизация звука «Ц» во фразовой речи.
Игра «Цветные пуговицы».
На картинке нарисовано несколько пуговиц, ребёнку предлагается
посчитать пуговицы. Считать нужно так: одна целая пуговица, две целых
пуговицы и так далее. Затем ребёнку предлагается раскрасить пуговицы
цветными карандашами.
Автоматизация звука «Ц» в предложениях.
Игра «Сам составь предложение».
Логопед: Я предлагаю тебе ответить на вопросы, а потом полностью
произнести предложение.
Образец: Чем мы разрезаем бумагу? Ответ ребёнка: Бумагу мы разрезаем
ножницами.
Чем мы вытираем лицо и руки?
Что мы ставим в воду?
Кто выводится из яйца?Автоматизация звука «Ц» в тексте.
Послушай мой рассказ и с помощью картинок перескажи его.
Цып.
У мамы – курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького
цыплёнка звали Цып. Цып был очень любопытным цыплёнком. Собирая
цветы, Цып увидел колодец, он решил заглянуть в него и чуть не упал в
колодец. Мама курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не
пускала.
3.
Какой звук на занятии ты старался произносить правильно?
Что тебе запомнилось?
Ты молодец! До следующей встречи!
Заключительная часть.