Конспект направлен на формирование артикуляционной и мелкой моторики; на закрепление навыка произношения звука «Ж» изолированно, в слогах, в словах, во фразах, в предложениях и тексте; развитие фонематического восприятия; формирование речевого дыхания; формирование умения строить предложения; формирование навыка чтения; формирование умения пересказывать текст с опорой на картинку, отвечать на вопросы по содержанию текста. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Тема: Звук «Ж».
Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Формирование артикуляционной и мелкой моторики.
Закреплять навык произношения звука «Ж» изолированно, в слогах,
в словах, во фразах, в предложениях и тексте.
Развитие фонематического восприятия.
Формирование речевого дыхания.
Формировать умение строить предложения.
Продолжать формировать навык чтения.
Формировать умение пересказывать текст с опорой на картинку,
отвечать на вопросы по содержанию текста.
Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: схема артикуляции звука; карточки для артикуляционной
гимнастики; предметные картинки для игр; домики; тучка; сюжетная
картинка для пересказа текста.
Ход занятия:
Организационный момент.
1.
Здравствуй…… имя ребёнка! Ты любишь отгадывать загадки? Отгадай
загадку и собери слово – отгадку.
Он высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей.
И питается он листьями –
Листьями деревьев.
(Жираф).
Логопед: Определи, какой первый звук в слове жираф?
Ребёнок: Звук «Ж».
Логопед: Что ты помнишь об этом звуке?
Ребёнок: Согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Будем правильно произносить его и помнить, что при
произнесении звука «Ж» губы немного округлены и выдвинуты вперёд, а
язык в форме чашечки находится за верхними зубами, голосовые связки
вибрируют, воздушная струя – тёплая.
2.
Основная часть.Артикуляционная гимнастика.
«Чашечка».
Широко открой ты ротик
Язычок в форме чашки положи.
И его так подержи.
«Змейка».
Язычок мой превратился в очень длинную змею,
Вам её покажу и под счёт подержу.
«Птенчики».
Широко открой роток,
Покажи свой язычок.
«Вкусное варенье».
Утром ела я варенье – замарала губки,
Сейчас их надо облизать и варенье с них убрать.
Автоматизация изолированного звука «Ж».
Посмотри на картинки и скажи: Как жужжит жук? Как едет мотоцикл?
Развитие фонематического восприятия.
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Ж».
Жук, шуба, жаба, зайка, ножик, ежата, чашка, медвежонок.
Автоматизация звука «Ж» в слогах. Игра «Жуки».
На картинке изображены жуки, под ними написаны слоги, прочитай все
слоги и обведи в круг только тех жуков, под которыми написан слог:
«ЖА».
Автоматизация звука «Ж» в словах. Игра Домики Жужжалочки».
Назови, что нарисовано на картинке. Слова потеряли свои домики.
Односложные слова посели в одноэтажный дом, слова, состоящие из двух
слогов в двухэтажный дом, а слова из трёх слогов в трёхэтажный дом.
Проведи от картинок стрелочки к нужным домам.
Словарь: жук, ёж, морж, жаба, ежата, журавль, жёлуди, пирожок, пружина.
Игра «У кого – кто»?
У лошади ….. жеребёнок, жеребята;
У медведицы – …… медвежонок, медвежата;
У ежихи – …….;
У моржа ……...
Физкультминутка.
Я лечу, лечу крыльями, машу,
Ребёнок выполняет взмахи руками.Я то, вправо полечу,
Выполнить несколько шагов вправо.
То я влево полечу.
Выполнить несколько шагов влево.
Я устал уже летать пора ложится спать.
Автоматизация звука «Ж» во фразовой речи. Игра «Закончи фразу».
А рядом бегемотики схватились за ……. животики.
Как на тоненький ледок выпал беленький ……. снежок.
А слониха вся, дрожа так и села на ……. ежа.
Развитие речевого дыхания. Игра «Дождик».
На тучке прикреплены капельки дождя, их можно пришить нитками.
Ребёнку предлагается подуть на эти капельки.
Пальчиковая гимнастика.
Мои пальцы, как жуки,
Ребёнок шевелит пальцами обеих рук.
Шевелю я ими.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я сгибаю их опять.
Как только начинается счёт, ребёнок загибает по одному пальцу,
начиная с большого пальца.
Автоматизация звука «Ж» в предложениях. Игра «Собери
предложения».
Жук, летать, над, цветок.
Уж, лежать, камушек, под.
Морж, плыть, льдина, к.
Ёж, бежать, в, норка.
Автоматизация звука «Ж» в тексте. Послушай и перескажи текст.
«Женя и ежата».
Однажды Женя пошёл в лес за желудями. Женя искал желуди и нашёл
жука. Он побежал за жуком и увидел ежиху с ежатами. Ежата увидели
Женю и убежали под ёлку.
3.
Какой звук чаще всего встречался в играх?
Какой это звук?
Что тебе запомнилось?
Ты молодец! До свидания!
Заключительная часть.