Конспект интегрированного урока литературы и истории «Кому на Руси жить хорошо» А. Н. Некрасов.
Оценка 4.8

Конспект интегрированного урока литературы и истории «Кому на Руси жить хорошо» А. Н. Некрасов.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история +1
11 кл
27.01.2017
Конспект интегрированного урока  литературы и истории  «Кому на Руси жить хорошо» А. Н. Некрасов.
Конспект интегрированного урока литературы и истории «Кому на Руси жить хорошо» А. Н. Некрасов. «Насколько правдиво Н. А. Некрасов изобразил жизнь людей в России до и после крестьянской реформы 1861 года» Задачи: увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев; наблюдая над текстами произведений, выявить авторское отношение к народной теме.
Конспект интегрированного урока истории и литератры.docx

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного урока

 литературы и истории

«Кому на Руси жить хорошо» А. Н. Некрасов.

 

 

«Насколько правдиво Н. А. Некрасов изобразил жизнь людей в России

до и после крестьянской реформы 1861 года»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 год

 

Цели урока:

образовательные:

·         Дать характеристику пореформенной России 19 в., рассмотреть положение различных сословий до и после  крестьянской реформы.

·         Выразить в историко-философском аспекте позицию автора: счастье – в служении народ.

·           Рассмотреть понятие свободы на примере поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

·           Обобщить и систематизировать изученный материал по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

развивающие:

·         Совершенствование умения сравнивать исторические эпоху, данные в художественном произведении и учебниках истории; видеть в художественном произведении воплощённую эпоху, определять через художественное своеобразие поэмы философские открытия автора.

·         Развитие художественного и логического мышления в работе с поэтическим текстом и историческими первоисточниками.

воспитательные:

·         Создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства. Раскрыть актуальность поэмы, обозначив связь эпохи Некрасова и сегодняшнего времени (русское общество в переломный момент истории).

·           на основе межпредметных связей формировать интерес к изучению истории, произведений литературы.

Тип урока: интегрированный урок-семинар литературы и истории

Принципы: наглядности, доступности, прочности, системности, научности

Методы: наглядно-иллюстративный, проблемный, частичнопоисковый

Виды учебной деятельности: аналитическая работа с текстом, сообщения на основе опережающего домашн. задания, проблемный диалог.

Технологии: проблемное обучение, технология сотрудничества (работа в поисковых группах), ИКТ (опережающие задания на основе презентаций)

Межпредметная область: история, литература, обществознание

ЗАДАЧИ: 
увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев; 

наблюдая над текстами произведений, выявить авторское отношение к народной теме. 

Технологическая карта урока

I.                   Организационный момент.

II.                Актуализация знаний.

III.             Работа по теме урока.

IV.            Рефлексия.

V.               Домашнее задание.

Технологическая карта урока для учащихся. Приложение 1

Ход урока:

I.                  Организационный момент.

Вступление. Ролик рекламы Озон.ru

-Какое слово ключевое в этом  ролике? (Свободен)

- Как вы понимаете это слово? Слово свобода? Свобо́да — такое состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, т.е. они не обусловлены непосредственно иными факторами, в т.ч. природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми[1]. Существует множество различных определений свободы.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова Слово свобода имеет  такое определение - это отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.

В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

В философии «Свобо́да» — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

В праве «свобода» — это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).

Работа с документом.

Историк  Из «Записок революционера» Петра Алексеевича Кропоткина

         «Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком. Церковно-славянские обороты только затемняли смысл.

         Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Крестьяне оставались крепостными ещё два года… тем не менее, ясно было одно: крепостное право уничтожено и крестьяне получают надел. Им придётся выкупать его, но пятно рабства смыто навсегда. Крепостничества больше нет. Реакции не удалось одержать верх…

         Восторженные сцены повторялись и на улице. Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «Ура!». Когда император показался на улице, за его коляской помчался народ…

         Где же были восстания, предсказанные крепостниками? Трудно было придумать состояние более неопределённое, чем то, которое вводило «положение». Если что-нибудь могло вызвать мятеж, то именно запутанная неопределённость условий, созданная законом. А между тем, кроме двух мест, где были возмущения, да небольших беспорядков, кое-где созданных главным образом непониманием, вся Россия оставалась спокойной – более спокойной, чем когда-либо. С обычным здравым смыслом крестьяне поняли, что крепостному праву положен конец, что воля пришла».

 

1.      Назовите точную дату, к которой относится принятие манифеста, и имя императора, с которым связано описанное автором событие.

2.      Какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста? Укажите не менее двух главных вопросов. Автор утверждает, что наделы крестьянам «придётся выкупать». Каким именно образом? Назовите не менее двух условий выкупной операции.

3.      Какие позиции в отношении этого события охарактеризованы или упомянуты автором воспоминаний? Были ли крупные волнения крестьян, вызванные данным решением? Назовите не менее трёх положений.

Ответы:

1. Может быть указано, что:

1) дата события – 19 февраля 1861 г.;

2) имя императора – Александр II.

 

2. Могут быть указаны следующие вопросы, составляющие основное содержание манифеста:

1) об отмене крепостного права, личном освобождении крестьян;

2) о наделении крестьян землей;

3) о необходимости выкупа земельных наделов у помещиков.

 

Могут быть названы следующие условия проведения выкупной операции:

1) за землю нужно было выплатить определенную сумму помещику: за основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику (выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк под 6% годовых, давала бы стоимость прежнего оброка);

2) до проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнить в пользу помещика все прежние повинности (временнообязанное состояние);

3) государство выплачивало 75-80% выкупной суммы помещику сразу, остальное вносил крестьянин, а затраты государства крестьянин должен был восполнить в течение 49 лет, внося в казну сумму ссуды с процентами.

 

3.Могут быть названы следующие положения:

1) недовольство крепостников;

2) одобрение, поддержка, радость в связи с отменой рабства;

3) недовольство части крестьян, вызванное противоречивостью реформ;

4) наличие двух крупных выступлений крестьян (село Кандеевка в Пензенской губернии и село Бездна в Казанской губернии).

4.      Назовите причины отмены крепостного права.                                                   Причины отмены крепостного права:

1. Экономические:

Низкая производительность крепостного труда.

Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма.

2. Политические:

Возможность потерять статус Великой державы.

3. Социальные:

Многочисленные бунты крестьян

Безнравственность крепостного права.

5.      Как проходила подготовка  крестьянской реформы?

Подготовка отмены крепостного права

Сначала подготовка реформы шла в Секретном совете, созданном в 1857 году. Однако вскоре это учреждение было преобразовано в Главный комитет по крестьянскому делу. Теперь подготовка реформы была открытой. В ней принимали участие только дворяне и правительство (крестьяне к разработке не допускались).

Причем каждый помещик мог внести свое предложение, для этого существовали губернские комитеты, в которые могли поступать проекты дворян об отмене крепостного права. Из губернских комитетов пожелания помещиков отправлялись в Редакционную комиссию, все идеи помещиков обобщались, и уже обработанная информация передавалась Главному комитету.

 

 Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сделало всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарованными правами», власть помещика тяготела над крестьянами. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и барщина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.

 

II.              Актуализация знаний  литератор

В этом году исполнится 195 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Многие годы своей жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим "любимым детищем". "Я задумал, - говорил Николай Алексеевич, - изложить в связном рассказе все, что я знал о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял "Кому на Руси жить хорошо". Это будет эпопеей современной крестьянской жизни".

В этом произведении поэт создал широкую панораму дореформенной и пореформенной  России, показал те перемены, которые произошли в стране. Эта картина жизни крестьянской  России, где на каждом шагу ещё памятны крепи помещика, но уже возникает вольный дух подымающегося на борьбу за свои права крестьянства. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, Некрасов делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов.

Итак, крестьяне получили свободу, как же они ею распорядились. Рассмотрим это на примере произведения Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

 -Из каких деревень были эти правдоискатели? (Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка.)

-Что их объединяет? (Их объединяют бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси.)

- С какой целью отправляются крестьяне в путешествие? (Крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, помещику, крестьянской реформе, крестьянам).

-Какой главный вопрос задают крестьяне каждому, с кем встречаются? (Кому вольготно, весело живется на Руси?)

- На какой еще вопрос мы ответим, подводя итог изучению творчества Н. А. Некрасова? (Насколько правдиво изобразил Некрасов жизнь людей до и после  реформы).

 - На столе у вас лежат индивидуальные листы урока, по ходу урока вы будете заполнять его самостоятельно. Рассмотрите его. Впишите основной вопрос произведения. Впишите основной вопрос урока.

 

III.           Введение в суть урока.

- С кем же первым встретились крестьяне?  ПОП

-  Как поп характеризует свою жизнь?

- что же включает в идеал счастья  поп, крестьяне? (Покой, богатство, почет. Счастье попа -  это жить чужим трудом)

- Каково положение крестьян в его рассказе? 

- Счастливым ли оказался поп?

- Почему в пореформенной России несчастливы не только мужики, но и поп?

 - А что на этот счет говорит история? Не забывайте про индивидуальный лист работы.

 - Что вы можете сказать о жизни духовенства до реформы? После реформы?

(На доске репродукции картин Васи́лия Григо́рьевича Перо́ва:

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы - Перов. 1862.

Перед зрителем предстает обычная, тривиальная летняя подмосковная сцена. Монах, в нашем случае, вероятно, настоятель, пьет чай в тени подмосковного сада. Перед ним внезапно появилась пара нищенствующих: старый слепой солдат-инвалид и мальчик-поводырь. Служанка, обеспокоенная появлением попрошаек, пытается их прогнать. Главный же герой делает вид, что происходящее к нему вовсе не относится.

О многом могут рассказать ордена на изношенной шинели солдата, оборванная рубашка мальчика, красное лоснящееся лицо монаха, торопливая и суетливая фигура монастырского послушника на заднем плане, раскрытый саквояж важного гостя, готовый принять гостинцы.

 

Сельский крестный ход на Пасхе, Перов, 1861.

Перед нами крестный ход, проходящий в завершение пасхальной службы. Участники, судя по всему, заходят уже не в первый дом и успели хорошо "угоститься".

Внимание зрителя приковано в фигуре священника в праздничном облачении. Лицо лишено всякого выражения, глаз практически не видно на "испитом" лице.

   Под стать своему "пастырю" и сама паства. Оборванный старик держит икону ликом вниз, не обращая на это никакого внимания. На крыльце дома хозяйка пытается привести в чувство уснувшего мужа. Под крыльцом кто-то уснул. В центре картины трое крестьян в праздничной одежде.

Действие происходит на фоне раннего весеннего утра. Под ногами участников мартовская грязь и лужи, над ними облачное, желтоватое и такое же грязное небо. Путь до церкви, виднеющейся вдали, очень долог. Нетрудно представить, во что превратится процессия у церковных ворот).

  Помещик,

- С представителем какого сословия на своей дороженьке встречаются мужики далее?

- С помещиком.

Литератор

Сюжетной основой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» становятся поиски на Руси счастливого человека. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить  все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. Поэтому поэт описывает жизнь «русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно жить счастливо, вольготно на Руси». Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин – непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина – в гробу», - говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину – вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.

-С какими помещиками встречаются мужики? (Жестоким самодуром-угнетателем показан помещик Шалашников, "воинскою силою" покорявший собственных крестьян. Жесток "жадный, скупой" господин Поливанов, не способный испытывать чувство благодарности и привыкший поступать только так, как ему вздумается. В главах "Помещик" и "Последыш" Н. А. Некрасов вообще перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в обсуждение острейших моментов социального развития России.  Н. А. Некрасов не оставляет никаких иллюзий, видя, что мирное решение извечной проблемы помещиков и крестьян невозможно. Оболт-Оболдуев являет собой типичный образ крепостника, привыкшего жить по особым нормам и считавшего труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия. Но в главе "Последыш" Н. А. Некрасов показывает, что привычка властвовать так же свойственна помещикам, как и крестьянам - привычка покоряться).

 - Почему портреты помещиков автор дает сатирически? Как он это показывает?

- Что использует автор, чтобы показать помещиков? Какие приемы использует автор?  (Говорящие фамилии, предметную деталь, гиперболу, гротеск, несоответствие. Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: «Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту». С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ. В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с «достоинством» приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств. Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со «всякой роскошью», бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится в нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: «Сорил казну народную». Он произносит нелепые «патриотические» речи: «Русь-матушка, с охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид». Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников).

 - Можно ли считать образы помещиков однолинейными или в них есть сложность, внутренние противоречия?

Рреформа 1861г. отменила крепостное право, но она же наглядно показала, что не доведена до конца. В жизни крестьян мало что изменилось, но несколько иначе стали жить и помещики после отмены крепостничества:   Однако даже произошедшие в жизни изменения не могут заставить помещика трудиться и уважать чужой труд. Помещики не собираются учиться чему-либо и надеются так же, как и раньше, жить за счет труда крестьян.

Историк о жизни помещиков

 -   А что на этот счет говорит история? Не забывайте про индивидуальный лист работы.

 - Что вы можете сказать о жизни помещиков до реформы? После реформы? Что сохранилось?

 

Литератор:

- Как поэт изображает здесь изображает крестьян?

- Как относится к крестьянам автор? Сравните манеру изображения помещиков  с описанием облика крестьян?

В поэме  Яким Нагой, Агап Петров, староста Влас, Ермил Гирин, Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, дед Савелий и другие крестьянские персонажи показаны крупным планом, их характеры тщательно разработаны. 

 - Как же показана жизнь крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Яким Нагой? Агап Петров? Староста Влас? Ермил Гирин? Клим Лавин? Матрена Тимофеевна? дед Савелий?

Ермила Гирин.

- Каким путем идет к счастью Ермила Гирин?

 - В чем же правда Ермилы Гирина?

Примерные ответы детей:

Ермила Гирин: Е. Гирин имеет все для счастья, живя по законам народной правды. Но это не явилось гарантией счастья, а, напротив, привело к столкновению с силами, стоящими в стороне порядков. Народный заступник не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду, социальную справедливость, но заступничество за народ во время бунта в вотчине помещика Обрубкова. Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки». Окончились для Гирина трагически.с тех пор в «остроге он сидит». Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий: «счастливо», «вольготно», «счастье», «воля», «свобода».

- Кто еще включается в поиск ответа на вопрос о счастье?  (Включается буквально весь народ. Мысль о коренных преобразованиях, создании жизненных условий, совсем не похожина те старые, что они знали до этого.

Яким Нагой. Представитель той части крестьянства, для которой характерно активное, протестующее начало. Он относится к поколению крестьян пореформенной России. Он выступает в поэме как народный защитник. Он говорит не об отдельных крестьянах, своих земляках или посетителях «ярмонки», а обо всем мире тружеников. Герой чувствует величие  и правильно оценивает  роль крестьянского труда в жизни страны. Яким отстаивает  свое представление  о сути крестьянской жизни, свое, крестьянское чувство чести и собственного достоинства. Отстаивает чувство трудовой крестьянской гордости. Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству. Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решите5льный спор с теми, кто судить о народе превратно.

Матрена Тимофеевна: Проходит через все испытания, в которых могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. В трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась  к самому губернатору. Это русская женщина, узнавшая и тяжесть крепостного угнетения, и горе жизни, не согнулась, а сохранила свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает её с Савелием. Это единственная часть поэмы, написанная от первого лица.

 - Вспомните музу Н. А. Некрасова

О Муза! я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба -

Не плачь! завиден жребий наш,

Не наругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Не русский - взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

 

 

Вчерашний день, часу в шестом,

        Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

        Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

        Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

        Сестра твоя родная!»

 

 

Савелий – «богатырь святорусский». В нем воплощены наиболее близкие автору стороны внутреннего мира русского крестьянина, былинные, героические черты: свободолюбие  и могучая сила Савелия, хаживавшего в одиночку на медведя, его презрение к рабской покорности, его готовность  постоять за народ, его душевное благородство и мужество. Образ Святогора  помогает донести мысль не только о могучей силе, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но и один из самых неподвижных героев богатырского эпоса. Так и в образе Савелия  обнажается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая, несгибаемая мощь, понимание бесполезности терпения, неутихающий гневный протест, с другой – незнание, как надо завоевать себе свободу. А отсюда – ноты отчаяния, чувство безысходности, неверие в возможность изменить свою судьбу.

- Как поэт относится к крестьянам деревни Вахлаки? (Народ-богатырь и труженикам обрекает себя на добровольное рабство. И слово «вахлак» вопринимается как символ покорности, невежества. Их «шутка», «дурачество» обернулось бедой. Погиб Агап Петров, единственный крестьянин, который осмелился сказать правду в глаза Утятину. Он не желает терпеть моральное унижение, не желает участвовать в комедии вахлаков).

- Корежским крестьянам? (Поведение корежских крестьян в истории с Шалашниковымп и немцем Фогелем не покорность, не вера в возможность договориться с помещиками, а страстная жажда независимости. В своеобразном состязании с Шалашниковым они проявили беспримерную стойкость, сумели одержать моральную победу над своим поработителем. Жажда независимости, жгучее чувство ненависти к угнетателям, непокорность судьбе ведут корежских крестьян на путь борьбы, против немца Фогеля, которого они живьем в землю закопали).

Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, и в своих вековых страданиях, и  в грехах, и разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Крестьянство многосложно, уровень духовного развития крестьян различен. Но ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей.

К Какому выводу они приходят? В чем оно счастье народное? () Главное не богатство, а человеколюбие, сострадание, честь, правда, свобода. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и счастлив)

Историк жизнь крестьян

- А что на этот счет говорит история? Не забывайте про индивидуальный лист работы.

 - Что вы можете сказать о жизни крестьянства до реформы? После реформы?

- В каких еще произведениях Н. А. Некрасов показал жизнь крестьян? (выступление детей: исследовательская работа, домашняя работа.)

- Кто такой Григорий Добросклонов? (представитель новой группы людей, которые вобрали  в себя черты и  крестьянства, и дворянства - разночинцы).

Разночи́нцы («люди разного чина и звания») — юридически не вполне оформленная категория населения в Российском государстве XVII—XIX вв. Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий. В художественной литературе и публицистике того времени разночинцы часто противопоставлялись дворянам. Они воспринимались не только как социальный слой, но и как носители новой идеологии — либеральной, демократической, прогрессивной, революционной. Определённая их часть была сторонниками радикальных политических преобразований.

- Как выражены мысли Гриши Добросклонова? (Через песни).

- Зачитайте названия песен.  О чем они говорят? ( «Средь мира дольного…», «Доля народа», «В минуту уныния, о родина-мать…», «Русь». «Доля народа» - утверждается мысль о том, что назначение человека в жизни – это служение народу, борьба за него. Служение в труде – счастье. «Средь мира дольного…» - размышления о смысле жизни, о том, какой выбрать путь, по какой дороге пойти. Есть две дороги, одна – к «соблазну жадная, другая дорога честная», по которой идут «сильные люди». Это завещание поэта, где устами Гриши он призывает молодежь встать в ряды борцов за счастье народа. «В минуту уныния, о родина-мать…» говорится о жизни страны до отмены крепостного права, но слышна уверенность в том, что сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином. «Русь» – подлинный гимн родине. Народ могуч и велик, и, когда он проснется, Россия превратится в могучую державу. Эта песня позволяет в народе увидеть силу, способную осуществить  переустройство жизни.

IV. Рефлексия.

-  Какой вопрос поставили перед путешествием крестьяне? Это главный вопрос поэмы. («Кому живется весело, вольготно  на Руси?», Кто же счастлив?).

 - Ответили  они на этот вопрос? Почему? (Представление о счастье у всех разное.)

Историк 

- Зависит ли счастье от свободы? Все ли крестьяне понимали слово свобода?

Здесь можно вспомнить Библейскую  историю Ветхого завета о Моисее, когда он водил евреев  по пустыне 40 лет, чтобы у тех,  кто ушел из Египта,  выветрился дух рабства, чтобы они осознали себя свободными. Кроме того за 40 лет подросло молодое поколение,  никогда не знавшее, что такое быть рабом и соответственно морально и психически более устойчивое.

Это ещё раз говорит о том, что во все времена, крестьяне  не могли принять свободу, данную им «сверху».

  -  Ещё раз обратитесь к индивидуальным листам работы. Рассмотрите их. Можно ли ответить на основной вопрос урока? Назовите его ещё раз.  (Насколько правдиво изобразил Некрасов жизнь людей до и после  реформы 1861 года в России).

V. Домашнее задание.

1.     Провести социологический опрос, снять видеоролик «Кому хорошо жить на Руси» на современном материале.

2.     Посетить заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, отчитаться презентацией с репродукциями картин художников-передвижников.

3.     Индивидуальное: сочинение-размышление «Современна ли поэма «Кому на Руси жить хорошо»

 

Музыка ария «Я свободен»

 

 


 

Конспект интегрированного урока литературы и истории «Кому на

Конспект интегрированного урока литературы и истории «Кому на

Цели урока: образовательные: ·

Цели урока: образовательные: ·

I. Организационный момент

I. Организационный момент

Какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста?

Какие вопросы составляли основное содержание упомянутого автором манифеста?

Социальные: Многочисленные бунты крестьян

Социальные: Многочисленные бунты крестьян

Из каких деревень были эти правдоискатели? (Заплатово,

Из каких деревень были эти правдоискатели? (Заплатово,

Внимание зрителя приковано в фигуре священника в праздничном облачении

Внимание зрителя приковано в фигуре священника в праздничном облачении

Что использует автор, чтобы показать помещиков?

Что использует автор, чтобы показать помещиков?

Яким Нагой? Агап Петров? Староста

Яким Нагой? Агап Петров? Староста

Пусть увеличит во сто крат Мои вины людская злоба -

Пусть увеличит во сто крат Мои вины людская злоба -

Шалашниковым они проявили беспримерную стойкость, сумели одержать моральную победу над своим поработителем

Шалашниковым они проявили беспримерную стойкость, сумели одержать моральную победу над своим поработителем

Эта песня позволяет в народе увидеть силу, способную осуществить переустройство жизни

Эта песня позволяет в народе увидеть силу, способную осуществить переустройство жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017