Тема: Одежда
Цель – закрепление умения использовать простое распространённое предложение.
Задачи:
I. Образовательная:
- расширять запас знаний и сведений об одежде людей.
II. Коррекционные:
1) расширять и уточнять номинативный словарь по теме «Одежда»;
2) упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом –ИН-;
3) закреплять умение использовать простое предложение с однородными дополнениями;
4) учить составлять описательный рассказ по предметной картинке.
III. Воспитательные:
1) вызывать положительные эмоции;
2) воспитывать бережное отношение к одежде.
Тема: Одежда
Цель – закрепление умения использовать простое распространённое предложение.
Задачи:
I. Образовательная:
расширять запас знаний и сведений об одежде людей.
II. Коррекционные:
1) расширять и уточнять номинативный словарь по теме «Одежда»;
2) упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом –ИН;
3) закреплять умение использовать простое предложение с однородными дополнениями;
4) учить составлять описательный рассказ по предметной картинке.
III. Воспитательные:
1) вызывать положительные эмоции;
2) воспитывать бережное отношение к одежде.
Оборудование: магнитная доска, магниты, куклы Ваня и Маша, кукольная одежда,
предметные картинки по теме «Одежда» (платье, кофта, штаны, майка, шорты, пальто,
шуба, свитер, носки, колготки, шапка, варежки, шарф, куртка), дидактические игры: «Что
это?», «Угадай что?», «У меня…», «Угадай, чья одежда», «Одежда кукол», «Опиши
картинку».
Речевой материал:
Существительные: платье, кофта, штаны, майка, шорты, пальто, шуба, свитер, носки,
колготки, шапка, варежки, шарф, куртка, карманы, бантики, пуговицы, лето, Ваня, Маша.
Прилагательные: мамино, мамина, мамины, мамин, папино, папина, папины, папин,
бабушкин, бабушкина, бабушкины, дедушкино, дедушкин, дедушкины, красивое, красные,
синие, жёлтое.
Глаголы: есть, носят.
Типы словосочетаний: мамино платье, жёлтые пуговицы.
Предложения: У Вани шорты и майка. У Маши платье и пальто. У меня платье (кофта,
штаны, майка, шорты, пальто, шуба, свитер, носки, колготки, шапка, варежки, шарф,
куртка).
Эталонный текст:
2Это красивое платье. Оно жёлтого цвета. У платья большие карманы. На карманах
бантики. Они красного цвета. У платья есть пуговицы. Они синие. Платья носят летом.
План занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы занятия.
I. Расширение словарного запаса.
II. Развитие грамматического строя речи.
III. Формирование фразовой речи.
IV. Обучение связной речи.
V. Итог занятия.
Организационный момент
Логопед встречает и приветствует детей. Дети проходят в кабинет и встают около своих
стульчиков.
Логопед: «Сядет тот, кто пришёл в платье…в кофте…в штанах…в юбке и т.д.» (логопед
перечисляет одежду, пока все дети не сядут).
Сообщение темы занятия
Логопед: «Сегодня мы с вами поговорим об одежде».
I. Дидактическая игра «Что это?»
Ход игры: логопед прикрепляет картинки (с изображением одежды) к доске и просит детей
(по очереди) назвать их.
Инструкция: «Посмотри и назови».
Дидактическая игра «Угадай»
Ход игры: логопед предлагает детям угадать одежду, которую он загадал.
Инструкция: «Я загадала одежду, угадайте какую».
II. Дидактическая игра «У меня…»
Ход игры: логопед раздаёт детям картинки, на которых изображена одежда и просит их
назвать её.
Инструкция: «Скажи, какая у тебя одежда».
Пример: «У меня платье».
3Дидактическая игра «Угадай, чья одежда».
Ход игры: логопед по очереди достаёт картинки, а дети должны сказать, чья это одежда
(мамина, папина, дедушкина или бабушкина).
Инструкция: «Посмотри и скажи, чья это одежда?»
Пример: мамино платье.
Физкультминутка «Как на горке»
Логопед читает стихотворный текст, а дети повторяют за логопедом движения и слова.
Как на горке снег, снег,
(Дети встают на носочки, поднимают руки наверх и хлопают в такт стихотворению)
Так под горкой снег, снег.
(Дети садятся на корточки и хлопают ладонями по ковру в такт стихотворения)
Как на ёлке снег, снег,
(Дети встают на носочки, поднимают руки наверх и хлопают в такт стихотворению)
Так под ёлкой снег, снег.
(Дети садятся на корточки и хлопают ладонями по ковру в такт стихотворения)
А под снегом спит медведь!
(Дети изображают спящего медведя)
Тише дети, не шуметь!
(Дети грозят указательным пальцем)
Щщщ!
(Дети прижимают указательный палец к губам)
III. Дидактическая игра «Одежда кукол».
Ход игры: логопед сажает на стол двух кукол (куклу Ваню и куклу Машу) и знакомит с
ними детей. Затем просит перечислить их одежду.
Инструкция: «Посмотри и назови одежду куклы».
Пример: «У Вани шорты и майка».
IV. Составление описательного рассказа по предметной картинке
4Дидактическая игра «Опиши картинку»
Ход игры: Логопед показывает детям картинку, на которой изображено нарядное платье, и
задаёт по ней вопросы. Затем логопед спрашивает у детей, кто сам хочет рассказать о том,
что изображено на этой картинке.
Инструкция: «Посмотрите на картинку».
Что это? (платье)
Это платье красивое? (красивое)
Это красивое платье (хором повторяем).
Какого цвета платье? (жёлтое)
Платье жёлтого цвета (хором повторяем).
Какие карманы у платья?
У платья большие карманы (хором повторяем).
Что на карманах? (бантики)
На карманах бантики (хором повторяем).
Какого цвета бантики? (красные)
Бантики красного цвета (хором повторяем).
Есть ли пуговицы? (есть)
У платья есть пуговицы (хором повторяем)
Какого цвета пуговицы? (синие)
Пуговицы (синие).
У платья синие пуговицы (хором повторяем).
Платья носят летом или зимой? (летом)
Платья носят летом (хором повторяем).
А кто сам хочет рассказать об этом платье?
V. Итог занятия
Логопед: «Что вы узнали нового сегодня? Что вам понравилось? Вы хорошо занимались.
Коля сегодня был активным. Женя правильно отвечала. Маша и Света отвечали быстро и
чётко. Паша правильно повторял за мной. Петя больше всех тянул руку. А Соня всем
помогала.
56