Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.
Оценка 4.9

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад—3 кл
09.03.2019
Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.
Логопедическое занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными недоразвитием речи системного характера Технологическая карта с дидактической структурой урока ТЕМА: Ударение. Смысло - различительная роль ударения. Цель: закрепить умение понимать смыслоразличительную роль ударения, определять слого-ритмическую структуру слов. Задачи: Образовательные: Определять ударный гласный в процессе написания слов; Понимать значение слова, когда ударение перемещается; Закреплять умение воспроизводить ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания; Научиться определять слого-ритмическую структуру слов, определять ударный слог; Помочь научиться учащихся пользоваться схемами слогов – х – слог безударный, Х – слог ударный;
конспект.docx
Логопедическое занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными недоразвитием речи системного характера Технологическая карта с дидактической структурой урока ТЕМА: Ударение. Смысло - различительная роль ударения. Цель:   закрепить   умение   понимать   смыслоразличительную   роль   ударения,   определять слого­ритмическую структуру слов. Задачи: Образовательные: 1. Определять ударный гласный в процессе написания слов; 2. Понимать значение слова, когда ударение перемещается; 3. Закреплять умение воспроизводить ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания; Научиться определять слого-ритмическую структуру слов, определять 4. ударный слог; 5. Помочь научиться учащихся пользоваться схемами слогов – х – слог безударный, Х – слог ударный;     Коррекционно-развивающие: Основной принцип-воздействие на умственное, сенсомоторное и речевое развитие ребенка с ОВЗ 1. мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму; Развитие речевых умений; 2. Развитие наблюдательности, внимания, логического 3. Развитие функций анализаторных систем; 4. Развитие, обогащение, уточнение, активизация 5. Формирование умений запоминать и воспроизводить 6. Формирование умения обдумывать свои действия в словаря; информацию; соответствии с заданными правилами. 7. Воспитательные: 1. 2. Формировать умение отвечать 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания). 3. Развивать навыки активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 4. Формировать способность к адекватной оценке своей учебной деятельности. 6. Развивать интерес к изучению темы. Тип урока: урок отработки умений и рефлексии. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая индивидуальная. Воспитание интереса к русскому языку; 1 техническое   оборудование: компьютер, Необходимое интерактивная доска, презентация. Раздаточный материал: карточки   с   заданиями,   предметные   картинки,   картинки   с цифрами, тетради, цветные карандаши. Использованные технологии: проблемно­диалогическая, ИКТ­технология.          Основные этапы   проектор, Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся учебной организации деятельности 1. Актуализация знаний. Постановка учебной 2. задачи Используемый дидактический и наглядный материал 1.Сядет тот, кто выделит ударный слог. 1. разделит свое имя на слоги и 2. Прослушать сказку «Ударение» (приложение №1) 3. Подпись числа, месяца и темы в тетрадях 5. 4. Слайд №1 3. 4. Вызов уже имеющихся знаний. Определение темы занятия. Погружение в проблему. Положительный настрой на работу и сотрудничество. Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Запись темы занятия в тетрадь. Внимательно слушают сказку. Определяют цель урока. 2. Первичная проверка понимания 1. Слайд №2 (2   картинки кружки») Слайд №3(вывод)   «на   столе Организовывает устную коллективную работу.     почему   ваши Вопросы   к   классу: какая картинка соответствует  подписи. ­ мнения разделились? Произнесём   :Каким был по счёту ударный   слог   в   1­м слове? Во 2­м? Как он звучал? Подвожу   детей   к выводу.   Влияет ударение   на   смысл слов? Какова роль? Сохраняет при интерес к теме непосредственно й работе с новой информацией. Ответы детей: (ударение перемещалось, поэтому менялось значение слова) Дети произносят КРуЖКИ – КРУЖКи 1й 2й Громче, выразительней Ударение влияет на смысл слов. В этом его смыслоразличител ьная роль. Отгадывают загадки Проверяют правильность выполнения с помощью 2 3. Закрепление знаний по теме Игра «Загадки» Слайд №4(иРИС-ИРиС) Слайд №5 (ЗаМОК-ЗАМоК) Слад №6(КРуЖКИ-КРУЖКи) Приложение «загадки» №2 4 Пальчиковая гимнастика Слайд №7 «Замок» Приложение №3(слова физминутки) Загадываю загадки (приложение №2) Показ и проговаривание стихотворения 5.Индивидуальна я работа. Оценивание товарища в паре. 6.Слого- ритмическая схема. Оценивание собственной работы по критериям Слайд №8 «Подбор слов к прилагательным» Карточки со словами (приложение №4) Слайд №9 (Критерии оценивания) 1. Игра «Хлопни и сосчитай» Слайд №10 2.Работа со слого- ритмической схемой интерактивной доски. Дети повторяют стихотворение и повторяют движения 1.Работа в тетради. Читают прилагательные, подбирают уже знакомые слова, выделяют ударение 2. Взаиморове рка в парах Организовывает самостоятельную работу по составлению словосочетаний самостоятельно в тетрадь и взаимопроверку по критериям оценивания.     со   слова. Подвожу к работе с слого­ ритмической схемой   Предлагаю определить с помощью   ритма (ударов,   хлопков)  количества слогов в   слове,   и   найти ударный слог и его выделить   голосом и хлопком посильнее Предлагаю подумать, можно   ли с помощью схемы определить количество слогов в слове, и показать ударный слог. Можно, например вот так: Xx – Саша, X-ударный слог Предлагаю Дети проговаривают название картинок на слайде, отхлопывают, считают количество слогов, выделяют ударный слог голосом и сильным хлопком Ответы детей, целеполагания. Дети по аналогии выполняют работу в тетради. Проверка у доски 3 каждому нарисовать схему своего имени, и схему имени товарища.   Повторяют движения за героями физ. минутки Организовывает 1. Читают задание 7.Общеразвивающая музыкальная физкультпауза 8.Работа в парах. Оценивание работы в группе по критерям Слайд № 11 http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/raznoe/2013/08/12/ves yolaya-fizminutka Слайд№11 Задание «Сгруппируйте картинки в 3 столбика по наличию ударного слога» Предметные картинки, Картинки чисел1,2,3 (приложение№5) 1. 2. совместную групповую деятельность учеников. Сгруппиров ать картинки в 3 столбика по наличию ударного слога» Поставить картинки под нужной цифрой по наличию в слове ударного слога 2. Группируют картинки в 3столбика 3. Проверка с доски, коррекция. Выполняют движения для глаз Отвечают на вопросы учителя. Ставят фишку красного, зеленого, синего цвета на слова "хорошо, отлично, слабо." 9.Зрительная гимнастика 10. Подведение итогов. Рефлексия https://yadi.sk/d/HDCh5zR7JveQk  Итоговая оценка     своей работы Проводит рефлексию: ­ Что узнали на уроке? Какие задания понравились? Какие задания вызвали затруднения? ­ Чему учились? ­Оцените свою работу: Я работал хорошо, отлично, слабо?  Приложение №1 (Сказка «Ударение»)         Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Без   слов   не   обойдётся   ни   один   человек.   Но   забыли   Слова   пригласить   на   свой   совет Ударение.   Ударение   обиделось.   Когда   Слова   стали   выступать,   откуда   ни   возьмись, выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения некоторых из вас!» 4 Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный   и   тяжёлый,   что   справлюсь   с   каким­то   Ударением.   Ведь   Ударение   –   просто чёрточка!»   ударение   рассердилось,   перепрыгнуло   с   последнего   слога   на   первый,   и появился   Замок.   Слова   зашумели.   Тогда   вышли   вперёд   Белки   и   сказали:   «Мы   самые главные компоненты живого организма. С нами Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, а вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепрыгивая  с одного слога на другой.         И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почётное место в словах. И   кто   про   него   забывает,   имеет   много   неприятностей!(автор:   учитель­логопед   Э.Г. Добрынина) Приложение №2         Я — травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирИс) Вот старинный дом огромный: Стены, башни, ров прорыт. Переставишь ударенье — И на двери он висит. (зАмок – замОк) Если первый слог ударный, Мы — посуда для питья. Переставьте ударенье — И чертите нас, друзья. (крУжки – кружкИ) Приложение №3 Скрестив пальцы, смыкаем их в "замок". На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули (тянем, не размыкая пальцев) Постучали (стучим ладонями друг о друга) Покрутили (крутим ладошки туда­сюда, не размыкая пальцев) И открыли! (пальцы размыкаются)  Приложение №4 / ЗАМОК / ЗАМОК / ИРИС / ИРИС 5 / АТЛАС / АТЛАС Приложение №5 1     2                Литература: 1. Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи у 2. Мазанова Е. В. «Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий 3. Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой 4. Чистякова О. В. «30 занятий по русскому языку для учащихся начальных классов», М., Владос, 2001г. для логопедов», М., ГНОМ и Д, 2007г. моторики: картотека пальчиковых игр», СПб, КАРО, 2008г. предупреждения дисграфии. 3 класс», СПб. Литера, 2010г. 5. Ударение. Нагдядно-методическое пособие 6

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.

Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2019