Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль ударения.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад—3 кл
09.03.2019
Логопедическое занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными недоразвитием речи системного характера
Технологическая карта с дидактической структурой урока
ТЕМА: Ударение. Смысло - различительная роль ударения.
Цель: закрепить умение понимать смыслоразличительную роль ударения, определять слого-ритмическую структуру слов.
Задачи:
Образовательные:
Определять ударный гласный в процессе написания слов;
Понимать значение слова, когда ударение перемещается;
Закреплять умение воспроизводить ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания, отхлопывания;
Научиться определять слого-ритмическую структуру слов, определять ударный слог;
Помочь научиться учащихся пользоваться схемами слогов – х – слог безударный, Х – слог ударный;
конспект.docx
Логопедическое занятие с группой обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
(с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной
речи, обусловленными недоразвитием речи системного характера
Технологическая карта с дидактической структурой урока
ТЕМА: Ударение. Смысло - различительная роль ударения.
Цель: закрепить умение понимать смыслоразличительную роль ударения, определять
слогоритмическую структуру слов.
Задачи:
Образовательные:
1. Определять ударный гласный в процессе написания слов;
2. Понимать значение слова, когда ударение перемещается;
3. Закреплять умение воспроизводить ритм слова с выделением ударного
гласного путём отстукивания, отхлопывания;
Научиться определять слого-ритмическую структуру слов, определять
4.
ударный слог;
5.
Помочь научиться учащихся пользоваться схемами слогов – х – слог
безударный, Х – слог ударный;
Коррекционно-развивающие:
Основной принцип-воздействие на умственное, сенсомоторное и речевое
развитие ребенка с ОВЗ
1.
мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать,
доказывать, работать по алгоритму;
Развитие речевых умений;
2. Развитие наблюдательности, внимания, логического
3. Развитие функций анализаторных систем;
4. Развитие, обогащение, уточнение, активизация
5. Формирование умений запоминать и воспроизводить
6. Формирование умения обдумывать свои действия в
словаря;
информацию;
соответствии с заданными правилами.
7. Воспитательные:
1.
2. Формировать умение отвечать 2-3 фразами по ходу и итогам учебной
работы (начало формирования связного высказывания).
3. Развивать навыки активного использования речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
4. Формировать способность к адекватной оценке своей учебной
деятельности.
6.
Развивать интерес к изучению темы.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая индивидуальная.
Воспитание интереса к русскому языку;
1 техническое
оборудование: компьютер,
Необходимое
интерактивная доска, презентация.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, картинки с
цифрами, тетради, цветные карандаши.
Использованные технологии: проблемнодиалогическая, ИКТтехнология.
Основные этапы
проектор,
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
учебной
организации
деятельности
1. Актуализация
знаний.
Постановка учебной
2.
задачи
Используемый
дидактический и наглядный
материал
1.Сядет тот, кто
выделит ударный слог.
1.
разделит свое имя на слоги и
2. Прослушать сказку
«Ударение»
(приложение №1)
3. Подпись числа,
месяца и темы в тетрадях
5.
4. Слайд №1
3.
4.
Вызов уже
имеющихся знаний.
Определение темы
занятия.
Погружение в
проблему.
Положительный
настрой на работу и
сотрудничество.
Деление слов на
слоги, выделение
ударного слога.
Запись темы занятия
в тетрадь.
Внимательно
слушают сказку.
Определяют цель
урока.
2. Первичная
проверка понимания
1. Слайд №2
(2 картинки
кружки»)
Слайд №3(вывод)
«на столе
Организовывает
устную
коллективную
работу.
почему ваши
Вопросы к классу:
какая
картинка
соответствует
подписи.
мнения
разделились?
Произнесём
:Каким был по счёту
ударный слог в 1м
слове? Во 2м? Как
он звучал?
Подвожу детей к
выводу.
Влияет
ударение на смысл
слов? Какова роль?
Сохраняет
при
интерес к теме
непосредственно
й работе с новой
информацией.
Ответы детей:
(ударение
перемещалось,
поэтому менялось
значение слова)
Дети произносят
КРуЖКИ – КРУЖКи
1й
2й
Громче,
выразительней
Ударение влияет
на смысл слов. В
этом его
смыслоразличител
ьная роль.
Отгадывают
загадки
Проверяют
правильность
выполнения с
помощью
2
3. Закрепление
знаний по теме
Игра «Загадки»
Слайд №4(иРИС-ИРиС)
Слайд №5 (ЗаМОК-ЗАМоК)
Слад №6(КРуЖКИ-КРУЖКи)
Приложение «загадки» №2 4 Пальчиковая
гимнастика
Слайд №7 «Замок»
Приложение №3(слова
физминутки)
Загадываю
загадки
(приложение №2)
Показ и
проговаривание
стихотворения
5.Индивидуальна
я работа.
Оценивание
товарища в паре.
6.Слого-
ритмическая
схема.
Оценивание
собственной
работы по
критериям
Слайд №8 «Подбор слов к
прилагательным»
Карточки со словами (приложение
№4)
Слайд №9 (Критерии
оценивания)
1. Игра «Хлопни и сосчитай»
Слайд №10
2.Работа со слого-
ритмической схемой
интерактивной
доски.
Дети повторяют
стихотворение и
повторяют
движения
1.Работа в
тетради.
Читают
прилагательные,
подбирают уже
знакомые слова,
выделяют
ударение
2. Взаиморове
рка в парах
Организовывает
самостоятельную
работу по
составлению
словосочетаний
самостоятельно
в тетрадь и
взаимопроверку
по критериям
оценивания.
со
слова.
Подвожу к работе
с
слого
ритмической
схемой
Предлагаю
определить
с
помощью ритма
(ударов, хлопков)
количества слогов
в слове, и найти
ударный слог и его
выделить голосом
и
хлопком
посильнее
Предлагаю
подумать, можно
ли с помощью
схемы
определить
количество
слогов в слове, и
показать
ударный слог.
Можно, например
вот так: Xx –
Саша, X-ударный
слог
Предлагаю
Дети
проговаривают
название
картинок на
слайде,
отхлопывают,
считают
количество
слогов, выделяют
ударный слог
голосом и
сильным хлопком
Ответы детей,
целеполагания.
Дети по аналогии
выполняют работу
в тетради.
Проверка у доски
3 каждому
нарисовать схему
своего имени, и
схему имени
товарища.
Повторяют
движения за
героями физ.
минутки
Организовывает
1. Читают задание
7.Общеразвивающая
музыкальная
физкультпауза
8.Работа в парах.
Оценивание
работы в группе
по критерям
Слайд № 11
http://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/raznoe/2013/08/12/ves
yolaya-fizminutka
Слайд№11 Задание
«Сгруппируйте картинки в 3
столбика по наличию ударного
слога»
Предметные картинки,
Картинки чисел1,2,3
(приложение№5)
1.
2.
совместную
групповую
деятельность
учеников.
Сгруппиров
ать картинки в
3 столбика по
наличию
ударного
слога»
Поставить
картинки под
нужной
цифрой по
наличию
в слове
ударного слога
2. Группируют
картинки в
3столбика 3.
Проверка с доски,
коррекция.
Выполняют движения
для глаз
Отвечают на вопросы
учителя.
Ставят фишку
красного, зеленого,
синего цвета на слова
"хорошо, отлично,
слабо."
9.Зрительная
гимнастика
10. Подведение
итогов.
Рефлексия
https://yadi.sk/d/HDCh5zR7JveQk
Итоговая оценка своей работы
Проводит
рефлексию:
Что узнали на
уроке?
Какие задания
понравились?
Какие задания
вызвали
затруднения?
Чему учились?
Оцените свою
работу:
Я работал хорошо,
отлично, слабо?
Приложение №1 (Сказка «Ударение»)
Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые.
Без слов не обойдётся ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет
Ударение. Ударение обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда ни возьмись,
выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю
значения некоторых из вас!»
4 Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой
сильный и тяжёлый, что справлюсь с какимто Ударением. Ведь Ударение – просто
чёрточка!» ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, и
появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд Белки и сказали: «Мы самые
главные компоненты живого организма. С нами Ударение ничего не сделает». Ударение
хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, а вместо них запрыгали
Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепрыгивая с одного слога на
другой.
И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что
дело плохо – не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почётное место в словах.
И кто про него забывает, имеет много неприятностей!(автор: учительлогопед Э.Г.
Добрынина)
Приложение №2
Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис – ирИс)
Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт.
Переставишь ударенье —
И на двери он висит.
(зАмок – замОк)
Если первый слог ударный,
Мы — посуда для питья.
Переставьте ударенье —
И чертите нас, друзья.
(крУжки – кружкИ)
Приложение №3
Скрестив пальцы, смыкаем их в "замок".
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули (тянем, не размыкая пальцев)
Постучали (стучим ладонями друг о друга)
Покрутили (крутим ладошки тудасюда, не размыкая пальцев)
И открыли! (пальцы размыкаются)
Приложение №4
/
ЗАМОК
/
ЗАМОК
/
ИРИС
/
ИРИС
5 /
АТЛАС
/
АТЛАС
Приложение №5
1 2
Литература:
1. Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи у
2. Мазанова Е. В. «Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий
3. Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой
4. Чистякова О. В. «30 занятий по русскому языку для
учащихся начальных классов», М., Владос, 2001г.
для логопедов», М., ГНОМ и Д, 2007г.
моторики: картотека пальчиковых игр», СПб, КАРО, 2008г.
предупреждения дисграфии. 3 класс», СПб. Литера, 2010г.
5. Ударение. Нагдядно-методическое пособие
6
Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль ударения.
Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль ударения.
Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль ударения.
Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль ударения.
Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль ударения.
Конспект логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль ударения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.