Знакомство детей с трудом повара - кондитера, с характерными особенностями внешнего вида и предметами, необходимыми для работы.Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через освоение различных технических приемов и способов лепки из соленого теста.Воспитывать интерес к художественному труду, положительное отношение дошкольника к результатам своей деятельности; доброжелательное отношение к созданным сверстниками поделкам.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному
труду с детьми среднего дошкольного возраста
Тема: «Кондитерская поваренка Вани»
Цель: развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного
возраста через освоение различных технических приемов и способов лепки из
соленого теста.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить детей с трудом повара кондитера, с характерными
особенностями внешнего вида и предметами, необходимыми для работы.
Учить отделять комочки соленого теста, соответствующие величине будущего
2.
образа предмета.
3. Закрепить умения лепить пирожное, используя приемы раскатывания,
вдавливания и уравнивая края формы; упражнять в соединении частей
приемом прижимания и сглаживания места скрепления, преобразовывать
форму цилиндра, шара.
Развивающая:
1. Развивать умение лепить предметы круглой формы разной величины и цвета,
умение согласовывать координацию движений рук при лепке предметов
шарообразной и цилиндрической формы, умение использовать стеку для
оформления и декорирования образа; активизировать словарный запас детей.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к художественному труду, положительное отношение
дошкольника к результатам своей деятельности; доброжелательное отношение
к созданным сверстниками поделкам.
Использование современных образовательных технологий: технология
целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности «Дошкольник и
рукотворный мир» (автор М.В. Крулехт).
Материал и оборудование:
11. Мультимедийный проектор.
2. Презентация «Кондитерская поваренка Вани».
3. Музыкальное сопровождение: «Песенка сладкоежек» (слова и музыка Анны
Петряшевой).
4. Телеграмма поваренка Вани к детям.
5. Благодарственное письмо «Лучшему помощнику поваракондитера».
6. Раскраска «Чудесный мир сладостей»
7. Фартуки, колпаки.
8. Соленое тесто желтого, белого, красного, черного цвета.
9. Доски для лепки, стеки, витражные краски коричневого и красного цвета,
розетки, влажные салфетки.
Предварительная работа: сюжетноролевая игра «Кафе», дидактическая игра
«Что лишнее в кондитерской», речевая игра «Какая бывает начинка».
1. Организация деятельности.
Ход НОД
Звучит веселая музыка «Песенка сладкоежек» (слова и музыка Анны
Петряшевой) (см. Приложение 2).
Воспитатель: К нам в детский сад сегодня утром забегал почтальон Печкин.
Он очень хотел вас увидеть. Но не смог дождаться. Видно очень спешил.
В саду было тихо и рано,
Стук в дверь: «Скорее!
Вам телеграмма!»
В телеграмме текст короткий,
От кого пока не знаю,
Так давайте дружно вместе
Телеграмму прочитаем!
Воспитатель: Давайте узнаем от кого она.
Воспитатель читает телеграмму детям.
Здравствуйте дорогие ребята! Приглашаю вас всех на свое день рождения. Я
пригласил всех своих лучших друзей, но боюсь не успеть управиться с делами,
поэтому я вас очень прошу помочь мне испечь пирожные в кондитерской.
2Воспитатель: Ребята, поможем Ване?
Ребята: Мы ему обязательно должны помочь.
Дети отправляются в кондитерскую на помощь поваренку Ване под
Ваш друг поваренок Ваня.
музыкальное сопровождение. Воспитатель в фартуке и колпаке встречает детей.
2. Основная часть.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я повар кондитер Лилия Ралифовна! Вы
пришли на помощь к поваренку Ване? (Ответы детей). Проходите, я как раз вас и
жду. Сегодня вы мои помощники.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда берутся в магазине рулеты, кексы,
булочки и пирожные? Кто их печет? (Ответы детей).
Воспитатель: К сожалению, нет, их готовит не повар Ваня, а я поваркондитер.
А чтобы лучше разобраться в этом, вам нужно познакомиться с профессией повара
кондитера, и научиться готовить как настоящие повара кондитеры. А кто такой
повар, знаете? (Дети отвечают).
Слайд 2. «Повар»
Воспитатель: Повар это человек, который готовит еду: салаты, супы, борщи,
макароны, картофельное пюре, жарит котлеты, варит каши. Совсем как наш
поваренок Ваня.
Поваренок Ваня ловко
Чистит ножиком морковку.
Сыр на крупной терке трет:
Взадвперед да взадвперед.
Суп мешает поварешкой
И толкушкой мнет картошку,
Режет ножиком укроп:
Вжиквжиквжик и в миску оп!
Получилось вкусно чтобы
Лично с блюд снимает пробы.
Все посолит, и тогда
Ждет Вас вкусная еда.
Воспитатель: А теперь я расскажу вам о своей профессии, которая называется
повар кондитер.
Слайд 3. «Кондитер»
Воспитатель: Повар кондитер это человек, который готовит, выпекает, а
потом украшает пирожные, торты, печенья и пряники. Профессия кондитера очень
3сложная, и в то же время очень интересная, творческая и… вкусная. Каждый из вас,
наверное, был в кафе, или покупали в магазине вкусные пирожные и торты. Как
красиво они украшены: и цветочками, и грибочками, и различными шариками, и
сердечками. Как много продается в магазинах разных видов печенья и пряников. Это
все приготовил повар кондитер!
Поглядите, вот кондитер!
Испечет он, что хотите!
Он наверно, чейто папа,
Он, наверно, чейто дядя,
Он, наверно, чейто брат…
Этот брат, наверно, рад!
Эмма Мошковская
Слайд 4. «Труд повара кондитера»
Воспитатель: У повара кондитера есть специальная одежда, которую он
одевает, приходя на работу. Это халат, фартук, колпак. Халат или фартук нужен,
чтобы защитить одежду, ведь на нее может попасть чтото и испортить. Еще фартук
или халат нужны, чтобы грязь, пыль, нитки с одежды не попала в еду. Колпак ему
нужен, чтобы закрыть волосы, иначе волосы могут попасть в выпечку.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему халат у повара и кондитера
всегда светлый и никогда не бывает темным? (Ответы детей). На темном халате грязь
не видна. Поэтому всегда у повара и повара кондитера белоснежная одежда.
Слайд 5. «Инструменты для повара кондитера»
Воспитатель: Конечно повар кондитер большой мастер своего дела. Большая
часть работ выполняется вручную с помощью специальных инструментов, которые
помогают делать, выпекать, и украшать пирожные и торты. Это скалки, различные
формы для тортов, пирожных, печенья.
Воспитатель: Ребята, как называется человек, который выпекает пирожные и
торты?
Он в сладком цехе день трудился,
Итог десертный получился
Эклеры, кекс, Наполеон,
Теперь подумай, кто же он?
4Какую одежду он одевает, придя на работу? Какие инструменты он использует в
своей работе?
Подвижная познавательная игра «Повар и кондитер»
Цель: закрепить знания о труде повара и поваракондитера.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на пары представить себя
в образе квалифицированных поваров и поваровкондитеров. Из предложенных
наборов карточеккартинок готовых блюд каждая пара детей выбирает только те,
которые подходят только повару или только поварукондитеру. Детям в парах
предлагается объяснить свой выбор продуктов.
Воспитатель: Вы столько узнали о профессии поваракондитера, что пора и
самим приниматься за работу, ведь День рождения поваренка Вани совсем скоро.
Сегодня вы научитесь делать пирожные. Пирожные мы будем лепить из цветного,
соленого теста. Кушать их нельзя, но зато с ними можно играть, когда они высохнут,
в «Кафе», в «Магазин», угощать кукол или просто подарить. Но сначала вам нужно
стать маленькими поварамикондитерами, и надеть рабочую одежду. Дети одевают
фартуки и колпаки.
Пальчиковая гимнастика «Сладкий торт»
Тесто ручками помнем. (сжимать и разжимать пальчики)
Сладкий тортик испечем. (прихлопывать ладонями)
Серединку смажем джемом, (круговые движения пальцами по ладони)
А верхушку, сладким кремом. (круговые движения пальцами по ладони)
И кокосовою крошкой (сыпем «крошку» пальчиками обеих рук)
Мы посыпем торт немножко.
А потом заварим чай, (пальцы «щепотью», круговые движения кистями обеих рук)
В гости друга приглашай! (ладони вверх, сжимать и разжимать пальцы)
Технология работы с соленым тестом при лепке пирожного «Шоколадная
1. Смешать соленое тесто желтого, красного, черного цвета в одинаковых частях.
фантазия»
Скатать два шарика шоколадного цвета: большой и маленький. Показ и
объяснение двух способов скатывания шариков.
2. Смешать соленое тесто черного, красного, белого и желтого цветов в
следующих пропорциях: черный 1 часть, красный 2 части, белый 3 части,
желтый 4 части. Скатать маленький шарик светлокоричневого цвета.
53. Из большого шоколадного шарика вылепить пирожное в форме цилиндра. С
помощью стека по всей боковой поверхности обозначить рельеф, сделав
продольные полосы.
4. Размять маленький шоколадный шарик, придать ему плоскую круглую форму и
соединить его с верхом пирожного.
5. Раскатать кусочек теста в ладонях прямыми движениями рук туда – обратно,
чтобы получилась колбаскацилиндр светлокоричневого цвета и белого цвета.
Скрутить колбаскицилиндры в косичку.
6. Украсить пирожное сверху косичкой. Коричневой витражной краской
изобразить шоколадную глазурь.
7. Выбрать предложенное украшение звезды, бусины, шарики, сердечки и
посыпать ими пирожное.
8. Вылепить из соленого теста красного цвета вишенку. Стеком обозначить место
крепления веточки. Закрепить вишенку на пирожном. Придать поверхности
вишенки глянец с помощью витражной красной краски.
По мере изготовления дети приносят поделки на отдельный столик.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, да вы настоящие помощники повара кондитера. Какие
красивые пирожные вы сделали. Анализ работ. И еще, мы должны дать обещание
«Помощника поваракондитера»!
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим обещанье.
Будем с тестом мы дружить,
И лепить! Лепить! Лепить!
Звучит «Песенка сладкоежек» (слова и музыка Анны Петряшевой).
Воспитатель вручает ребятам благодарственное письмо «Лучшему помощнику
поваракондитера» и раскраску.
67