Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Стихи Николая Михайловича Рубцова (4 ч)
Дата: 09.04.18
Урок 113.
Тема: Н.М.Рубцов «Берёзы»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной
литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать
художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и
смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём
воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Образовательные:
• познакомить учащихся со стихами Н.М. Рубцова;
• развивать внимание к художественному слову и учить понимать образный смысл произведений;
• учить понимать и интерпретировать образы, созданные поэтом;
• учить понимать мысли и чувства автора, анализируя лексику, ритм, художественные детали
стихотворения;
• учить сравнивать стихи русских поэтов о Родине и слышать авторскую речь и интонацию;
• повторить понятия «строфа», «стих» (строка), «рифма», «эпитет», «сравнение», «метафора»;
• учить выразительному чтению (определять задачу чтения, составлять партитуру чтения);
• воспитывать патриотические чувства у учащихся.
Учебные умения:
• называть стихи Н.М. Рубцова и определять их темы;
• определять интонационный рисунок стихотворения и читать стихи, выражая чувства поэта;
• отбирать стихи русских поэтов на заданную тему и сравнивать их особенности;
• самостоятельно определять партитуру выразительного чтения;
• читать выразительно наизусть стихи Н.М. Рубцова;
• сравнивать стихи русских поэтов (А.С. Пушкина, И.С. Никитина, И.А. Бунина, С .А. Есенина,
А.А. Блока, Н.М. Рубцова) о Родине и родной природе;
• формулировать и высказывать своё отношение к Родине.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники
чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать на слух стихотворное произведение (читает учитель), выражать своё мнение о
прослушанном произведении. Работать с текстом произведения: читать по строфам, находить эпитеты
и сравнения, указывать паузы и логические ударения. Определять настроение стихотворения и
выражать своё отношение.
Учиться читать выразительно с опорой на памятку 1. Выполнять самостоятельно задания в тетради и
проверять по готовому образцу. Воспринимать на слух стихотворное произведение (читает учитель),
выражать своё мнение о прослушанном произведении. Работать с текстом произведения: читать по
строфам, находить эпитеты и сравнения, указывать паузы и логические ударения. Определятьнастроение стихотворения и выражать своё отношение. Учиться читать выразительно с опорой на
памятку 1. Выполнять самостоятельно задания в тетради Сравнивать стихотворения (С.А. Есенина
«Берёза» и Н.М. Рубцова «Берёзы»): работать с таблицей (на листочках или на компьютере).
Фамилия
автора
заголовок
Строфа
рифма
Главная мысль
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока:
1.Знакомство с новым разделом: чтение названия раздела, дат жизни поэта, вступительной статьи.
2.Первичное (ознакомительное) чтение стихотворения Н.М. Рубцова «Берёзы» (читает учитель) и
беседа по выявлению первичного восприятия.
3.Работа с текстом стихотворения.
• Самостоятельное повторное чтение стихотворения учащимися.
• Выполнение заданий в тетради.
• Наблюдение за ритмом и построением строфы (выделение рифмующихся строк, определение вида
рифмы)Упражнение в выразительном чтении (выбор тона и темпа чтения, указание пауз и выделение
логических ударений, соблюдение ритма).
• Выразительное чтение для одноклассников (задача чтения показать чувства, навеянные поэту
осенними берёзами).
4.Самостоятельное выполнение заданий в тетради.
Совет коллегам. Не торопите детей при выполнении заданий: пусть вчитаются в текст,
подумают, какие чувства выражает поэт, как построена и звучит стихотворная строфа. Второе
задание позволяет детям не только повторить сравнения, но и увидеть «жёлтый листопад».
5. Коллективная проверка заданий в тетради (чтение, комментирование, объяснение, повторение,
выражение своего отношения).
6. Сравнение стихотворений русских поэтов о берёзе. Работа с таблицей (на листочках или на
компьютере). Таблица дана в поурочном планировании курса.
7. Задание на дом (по выбору): подготовить выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова
«Берёзы» (наизусть или с листа); повторить стихи С.А. Есенина о берёзе; подготовить ответ на вопрос
«Что для русского человека символизирует берёза?».
26
0