Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Стихи Николая Алексеевича Заболоцкого (3 ч)
Дата: 30.03.18
Урок 106.
Тема: Н.Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной речи:
способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча,
понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное
отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Задачи:
Образовательные:
• ввести в круг чтения четвероклассников стихи Н.А. Заболоцкого;
• познакомить с темами стихов поэта (о Родине, о природе, о детях, о животных и т. д.);
• закрепить понятия «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение»;
• наблюдать за особенностью использования сравнений в стихах Н.А. Заболоцкого;
• работать над выразительностью чтения;
• учить читать выразительно наизусть стихи Н.А. Заболоцкого;
• учить сравнивать стихи русских поэтов о Родине, природе, детях.
• определять темы и главные мысли стихов Н.А. Заболоцкого;
• при анализе стихотворений пользоваться понятиями «рифма», «строфа»;
• обнаруживать особенности выразительных средств языка поэта;
• выразительно читать наизусть стихи Н.А. Заболоцкого;
• сравнивать стихи русских поэтов о Родине, детях, природе.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку, выполнять задания к
тексту, читать по строфам. Самоконтроль: сравнивать свою модель с образцом. Читать выразительно (памятка
1). Находить средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры), зачитывать строфы и стихотворные
строчки (стихи), в которых встречаются тропы. Работа в группах; слушать стихотворение («Весна в лесу»),
выражать своё мнение о нём, задавать вопросы, формулировать ответы на вопросы, дополнять ответы
одноклассников. Наблюдать за построением стихотворения: строфы, рифмы, знаки препинания, паузы, логические
ударения. Читать выразительно стихотворение по группам (памятка 1), слушать чтение одноклассников,
определять лучшего чтеца и рекомендовать его для чтения в классе
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока:
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]1. Повторение стихотворений о родной природе.
1) Игра «Вспомни и назови».
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной...
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят;
Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса...
Н.А. Некрасов. «Зелёный Шум»
2)Чтение учащимися наизусть стихотворений о родной природе.
Н.А. Есенин. «Сыплет черёмуха снегом...»
2.Работа со стихотворением Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке».
• Слушание стихотворения (читает учитель).
• Беседа по выявлению первичного восприятия: о чём это стихотворение? Какие чувства оно у вас вызвало?
• Повторное чтение по строфам: расстановка пауз, определение тона и темпа, выделение логических ударений,
поиск эпитетов, сравнений и олицетворений.
• Выполнение заданий к тексту в учебнике.
• Самостоятельная работа в тетради.
• Проверка заданий в тетради (повторение сведений о рифме, строфе, сравнениях).
3.Фронтальная работа со стихотворением «Лебедь в зоопарке» Н.А. Заболоцкого.
• Чтение вслух по строфам (упражнение в чтении).
• Выразительное чтение картин «Лебедь» и «Большой город», сравнение интонаций и выяснение отношения поэта
к современному миру (в каких словах звучит восхищение, в каких словах слышится горечь и тоска, в каких
надежда?).
• Упражнение в выразительном чтении: чтение для себя и вслух для одноклассников (показать своё отношение к
читаемому).
2. Самостоятельная работа со стихотворением «Весна в лесу»: первичное чтение.
3. Работа со стихотворением «Весна в лесу»: чтение по строфам; выполнение заданий в учебной
хрестоматии.
Обратите внимание. Проводя чтение по строфам, обратите внимание на язык поэта, на выбор метафор
(природа лаборатория, маленькое растеньице колбочка живая, грач химик или врач, поле тетрадка и т.
д.). При чтении следует передать чувства поэта: восхищение, удивление, нежность.
4. Сравнение и дополнение моделей.
?
?
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]
Заболоцкий
?5. Задание на дом (по выбору): выучить наизусть одно из стихотворений Н.А. Заболоцкого «Лебедь в
зоопарке» или «Весна в лесу»; выполнить задания в тетради.
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]