Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для старшего дошкольного возраста.Знакомство с природными зонами материка Африки - пустыня, саванна, джунгли, расширение представлений о рстительном и животном мире материка, формирование представлений о взаимосвязи живых организмов со средой обитания, обогащение словарного запаса.Конспект ООДдля старшего дошкольного возраста "Путешествие в Африку"
Конспект ООД в старшей группе по «Ознакомлению с окружающим»
Тема: « Путешествие в Африку»
Цели:
Обучающие
Познакомить детей с природными зонами материка Африки – пустыня,
саванна, джунгли; расширить представление о растительном и животном
мире материка;
Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой
обитания.
Развивающие
Развивать речь детей, учить сопоставлять, анализировать, обобщать.
Обогащать словарный запас детей через ознакомление с животным и
растительным миром Африки.
Развивать внимание, память, мышление, моторику руки.
Ввести в словарь слова: баобаб, лианы, гепард.
Воспитательные
Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитывать любознательность, толерантности, создавать
положительный фон в группе, развитие любви к природе, эстетические
чувства, стремление беречь природу.
,
Оборудование для занятия:
Глобус, географическая карта, набор игрушек африканских животных,
макеты природных зон Африки, макеты животных, д/ игра «Сложи картинку»;
аудиозапись «Звук летящего самолета», «Пение птиц», «Рычание льва»
Предварительная работа
Для родителей вывешиваются рекомендации со списком книг, которые можно
прочитать детям, например: сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы»,
«Маугли», «РикиТикиТави»; детские энциклопедии, например, «Животный
мир».
Занятия: развитие речи «Там, где нет зимы»; ознакомление с художественной
литературой «Сказка Р. Киплинга «Слоненок», лепка «Обезьянка на
пальмах»; аппликация «Заморский натюрморт», конструирование «Попугай»;
рисование «Жилбыл лев».
Ход занятия
I.Организационный момент
Установка на занятия
Заходят под музыку Африки
Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются)Собирайся детвора
Заниматься нам пора.
В гости Африка нас ждет,
Все садимся в самолет.
Педагог: Ребята вы догадались, куда мы сегодня отправимся? (в Африку)
(дети друг за другом идут по кругу. Вокруг глобуса (на полу).
II. Основная часть
1. Актуализация опорных знаний:
Работа с глобусом и географической картой на коврике
Педагог:
Что это? (ответы детей)
Это глобус, макет нашей планеты Земля. Что мы видим на глобусе?
(ответы детей)
Какой формы наша планета Земля? (ответы)
Что мы видим на глобусе? (ответы)
Каким цветом изображают на глобусе леса, поля, луга? (Леса, поля, луга
изображают зеленым цветом)
Что обозначено голубыми и синими красками? ( Голубыми и синими
красками изображают реки, моря, океаны)
А пустыни, каким цветом? Почему желтым? (Пустыни – песок)
Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать чтото новое. Вот и
сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на самолёте. Завели
моторы….
Ой, что это? (лежит конверт) Ктото нам оставил письмо, давайте
посмотрим, что в нем.
2. Активизация познавательной деятельности
Дидактическая игра «Собери картинку».
Давайте соберем картинку, которая у вас на столе в конверте.
Педагог:
Рассмотрите картинки.
Как вы думаете, природа какого материка на них изображена? (На картинке
природа Африки, давайте сравним ее (карта на полу, прикладывают кусочек
Африки) Какой это материк? (ответы детей)
Покажите этот материк на карте.
Детский поэт К. Чуковский написал стихотворения об Африке
«Бармалей» и «Доктор Айболита»)
Давайте вспомним, куда Таня с Ваней отправились гулять? (ответы)
Вдоль по Африки гуляют, фигифиники срывают,
Ну и Африка!
Вот так Африка!
А доктор Айболит, куда отправился лечить зверей?
«Приезжайте. Доктор в Африку скорейИ спасите доктор наших малышей!»
Какими цветами раскрашена Африка (ответы детей)
Воспитатель: Отправляемся в путь! Завели моторы, полетели.
3. Изучение нового материала
План
1. Пустыня
2. Саванна
3. Джунгли
Педагог: Куда это мы попали?
Что изображено желтым цветом? (ответы)
Молодцы! Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто,
пустынно)
Пустыни на карте еще обозначаются светлокоричневым цветом.
Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Педагог: Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
Педагог: А какие растения там живут? (ответы) Показать кактус
Как же они обходятся без воды? (ответы)
Вывод: (У кактуса нет листьев, и вода не испаряется)
Загадка:
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (верблюд, показ иллюстраций)
Верблюда еще называют кораблем пустыни.
Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые
животные.
ребята здесь так жарко, давайте уедем отсюда?
На чем поедем? (на верблюдах)
Изображают, как едут на верблюдах.
Впереди Африканская саванна (показ иллюстрации).
Садимся в круг
Чем покрыта земля в саванне? (травой)
В жаркое время здесь все высыхает, трава становится желтой, а в дождливое
все расцветает и трава становится сочной, зеленой.
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная
после дождей. Коегде растут гигантские деревья. Это баобабы (показ
иллюстрации).
Это удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый
ствол, который достигает в диаметре) метров. Чтобы его обхватить нужно
взяться за руки всей группе детского сада. ( Давайте посмотрим, на сколько
большой ствол у Баобаба)
Ствол баобаба перенасыщен водой.Вывод: Зачем это дерево накапливает воду? (чтобы в засушливый период
питаться своими запасами). Садимся в круг
Педагог: что это за звуки? Слышите? (Применение звукового дизайна, т.е.
различные голоса птиц и животных). Давайте, послушаем! (Несколько
минут релаксации, когда дети стараются не издавать какихлибо
посторонних шумов, а стараются вслушаться в голоса природы, шепотом
высказать свои предположения кто же это мог бы быть).
послышался грозный рык (аудиозапись) Что за зверь рычит? (лев, показ
иллюстрации).
Кто это так рычит? (ответы)
Чем питаются львы? (мясом других животных)
(их добычей становятся зебры, жирафы, антилопы, газели) (показ
иллюстраций).
В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.
Как же животные спасаются от хищников? (зебры, газели, антилопы)
Ответы: очень быстро бегают.
Загадка:
“Что за коняшки,
на всех тельняшки” (зебра).
Чем питается зебра? (ответы)
Почему зебра полосатая? (чтобы прятаться в траве)
Педагог: загадывает загадку
Он высокий и пятнистый,
С длинной длинной шеей,
И питается он листьями
Листьями деревьев
(жираф)
как вы думаете почему у жирафа длинная шея? (чтобы доставать до
листьев )
Чем питается жираф?(листочками деревьев)
как вы думаете, почему зебра и жираф не дружат со львами, гепардами
(потому что они хищники и питаются их мясом).
Вывод: Где мы сейчас с вами были? (в саванне) Савано – это покрывало.
Воспитатель: Может, продолжим нашу дорогу, только на машине (встали
паровозиком)?
(едут дальше) Куда это мы попали?
Дети: Джунгли (В тропический лес)
Ой, куда это мы попали?
Тропический лес ещё называют джунглями. Здесь большая влажность и
тепло. В джунглях растут очень высокие деревья, различные травы, грибы,
лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света
и поэтому она цепляется за ствол дерева, обвивается вокруг него ипостепенно как бы ползет по нему. Джунгли – это царство обезьян. Здесь их
водится очень много. Обезьяны живут на ветвях деревьев и здесь же находят
пропитание.
Физкультминутка “Обезьянка”
Про зверей
1.В Африке жирафы делают вот так!
2.Цветные попугайчики крылышками «бякбякбяк».
3.А удавы в узелок «хлопхлопхлоп».
4.А слонята топают «топтоптоп».
И ушами хлопают «хлопхлопхлоп».
5.Обезьянки прыгают «прыгпрыгпрыг»
И ногами дрыгают «дрыгдрыгдрыг».
6.А теперь мы как мартышки дружно прыгаем вприпрыжку.
III. Заключительная часть
1. Закрепление пройденного материала
Д/игра
Педагог: Мне бы хотелось узнать знаете ли вы животных Африки. Сейчас мы
проверим. Я буду показывать вам картинки, если животное живет в Африке –
вы хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.
(Детям показываются картинки с изображением различных животных).
Слон, лиса, носорог, заяц, волк, обезьяна, лось, енот, жираф, барсук, зебра,
лев, белка, верблюд, ёж, крокодил, хорёк, черепаха, тигр.
Самостоятельная работа детей
Задание:
Разместить животных по природным зонам, по среде их обитания.
Беседа с детьми
Назовите природные зоны Африки.
Кто живет в пустыне?
Кто живет в саванне?
Кто живет в джунглях?
как называется растение, которое растет в джунглях, она цепляется за
стволы дерева, обвивается вокруг него. (Лиана)
как называется дерево с большим стволом (картинка)? (Баобаб)что
такое савано? (покрывало)
Педагог: Наше путешествие завершилось. На память я хочу вам подарить по
картинке с силуэтом животного, вечером вы сможете ее раскрасить и
вспомнить о самом жарком материке Африка.