Цель: формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей об условиях необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
Развивающие: вызвать интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье;
Воспитательные: формировать трудовые умения и навыки самообслуживания.
Конспект опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей
группе на тему «Посадка лука».
Составила воспитатель первой квалификационной категории Горецкая Инесса Борисовна,
МБОУ ЦО «№27», Тула.
Цель: формировать основы исследовательской деятельности у младших
дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей об условиях необходимых
для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
Развивающие: вызвать интерес к посадке растений; желание употреблять лук
в пищу, заботиться о своем здоровье;
Воспитательные: формировать трудовые умения и навыки
самообслуживания.
Предварительная работа:
Уход за комнатными растениями в группе.
Рассматривание иллюстраций «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Овощи и фрукты».
Материал к занятию:
Игровой персонаж – игрушка Каркуша, корзинка с луковицами, лоток с
землёй, лейка с водой, клеёнка, салфетки, фартуки.
Словарная работа: луковица, верхушка, чешуйки, корешки, стрелки, лунка.
Виды деятельности: игровая, трудовая, коммуникативная, познавательно
исследовательская.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность.
Вль: Ребята, сегодня к нам в гости прилетела наша знакомая Каркуша, да не с
пустыми руками! Чтото она принесла в своей корзинке.
Каркуша: Здравствуйте, ребята, а чтобы узнать, что лежит у меня в корзинке,
вам нужно отгадать загадку:
«Старый дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».
(ответы детей)
Вль: Каркуша, а для чего тебе столько луковиц?
Каркуша: Я принесла вам луковицы, чтобы вы посадили их у себя в группе и
вырастили много зеленого лука. Лук богат витаминами, которые защищают
нас от болезней, и вы, ребятки, никогда не будете болеть.
2. Знакомство с луковицей
Дидактическая задача: проанализировать размер, форму, цвет и вкус лука.
Воспитатель: Спасибо тебе, Каркуша, за заботу! Ребята, возьмите каждый по
луковице и давайте рассмотрим ее. Сначала все скажем луковица.
Вль: Какой формы луковица?
Дети: круглая.
Вль: какого цвета луковица? А у тебя какая?
Дети: Желтая, коричневая.
Вль: а можно сказать, что она золотистая?
Дети: можно.
Воспитатель: покатайте луковицу на ладошке, пожмите ее. Какая она
наощупь? Твердая или мягкая?
Дети: твердая.
Вот сейчас я разрежу луковицу. Понюхайте, как она пахнет. Запах очень
сильный, резкий. А почему вы плачете? Да, лук щиплет глаза и заставляет
всех плакать. Не зря в загадке говорится «кто меня раздевает, тот слезыпроливает». На вкус лук горький, но он очень полезный, в нем много
витаминов. Если мы будем есть лук, то он убьет вредных микробов в нашем
организме, и мы не будем болеть.
А скажите мне, лук это фрукт или овощ? (правильно, овощ). Где растет лук?
(в огороде, на грядке) . Продемонстрировать на фаленграфе картину
«Огород»
А мы сегодня с вами тоже попробуем вырастить лук. Посмотрите у меня в
руках луковица. У нее есть верхушка и корешки. Из верхушки растут длинные
зеленые листики. У лука они называются стрелки, потому что на них похожи.
Все основные витамины скапливаются именно в стрелках, поэтому очень
важно употреблять в пищу зеленый лук. В луке содержатся витамины,
которые защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и
от гриппа. Альфина, покажи верхушку у луковицы. Что ты показываешь?
(верхушку). Тимур, покажи корешок. Что ты показываешь? (корешок). Чтобы
лук рос, луковицу сажают в землю корешком. Перед тем, как приступить к
посадке, давайте поиграем.
3. Физминутка:
Дидактическая задача: организовать активный отдых детей, развивать
фантазию, моторику, координацию.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте с вами поиграем. Тимур у нас будет
луком. (на голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы)
(дети встают в круг, повторяют движения воспитателя)
Есть у нас огород, там зеленый лук растет,
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши!
Молодцы, ребята.
4. Практическая часть. Посадка лука.
Дидактическая задача: научить детей делать в земле углубление и сажать в
нее луковицу.Воспитатель: хорошо мы с вами поиграли. А теперь мы с вами будем учиться
сажать лук. Подходите к столу и ты, Каркуша, садись поближе и всё
запоминай. Но прежде чем приступить к работе, давайте надем фартуки.
Фартук быстро надевай,
И к посадке приступай.
Дети надевают фартуки , подходят к столу, на котором стоит ящик с землей.
Вль: посмотрите, в ящике у нас земля, в земле выкопаны лунки, выберите
каждый себе лунку. Что показываешь? (вопрос задается нескольким детям).
Возьмите каждый себе луковицу в руку и положите ее корешком вниз,
верхушкой вверх и прижимаем луковицу к земле.
Дети повторяют действие воспитателя.
Вль: а для того, чтобы зеленый лук быстрее рос, мы его польем водой из леек.
Дети берут лейки и поливают посаженные луковицы.
Вль: теперь выберем самое подходящее место для нашей посадки светлое и
теплое. А куда мы поставим лук, чтобы он лучше рос?
Дети: на подоконник, ближе к солнышку.
Воспитатель: правильно, поближе к солнышку. Теперь мы будем каждый день
наблюдать, как растет наш лук.
Давайте полюбуемся на нашу работу, какие мы молодцы! А когда зеленые
стрелки вырастут, мы отдадим наш урожай Ларисе Викторовне, она нарежет и
положит их вам в суп, чтобы вы не болели и были здоровыми.
Каркуша: молодцы! Как много луковиц вы сегодня посадили. Когда из
луковицы вырастет зеленый лук, я обязательно прилечу к вам в гости
посмотреть на урожай. А теперь мне пора прощаться. До свидания!
5. Итог (рефлексия)
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали,
создать ситуацию успеха.
Кто сегодня был у нас в гостях? Что принес с собой?
Какая польза от лука? Как мы сажали лук?
Как мы будем за ним ухаживать?
Вам понравилось?
Молодцы, ребята, вы все очень старались. И отвечали на вопросы и играли, и
узнали много полезного. Теперь мы каждый день будем наблюдать, как
растет наш лук.