А-9
"Утверждаю"
Зам директора по УВР
_________ Уртаева В.В.
«Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Эпиграф к уроку: Умение решать задачи – практическое искусство,
подобное плаванию или катанию на лыжах, или
игре на фортепиано; научиться этому можно лишь,
подражая избранным образцам и постоянно тренируясь.
Д.Пойа.
Цель урока: повторение и обобщение изученного материала путём решения комбинированных задач; развитие познавательного интереса к математике.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки с формулами прогрессий, диск с презентацией учителя и учеников, тест в программе Mimio Studio.
I. Организационный момент.
II. 1. Исторические сведения о прогрессии, постановка вопроса о важности изучения данной темы:
Учитель:
«Задачи на прогрессии находят в древних записях папируса Риндо, в вавилонских астрономических таблицах. Их изучал и в знаменитой школе Пифагора. Слово прогрессия происходит от латинского слова «progredior» - иду вперёд, движение вперёд.»
Исторические факты
Архимед (3 век до н. э.) для нахождения площадей и объемов фигур применял “атомистический метод”, для чего ему потребовалось находить суммы членов некоторых последовательностей. Он вывел формулу суммы квадратов натуральных чисел и показал, как найти сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Термин “прогрессия” был введен римским автором Боэцием (в 6 веке) и понимался в более широком смысле, как бесконечная числовая последовательность. Названия “арифметическая” и “геометрическая” были перенесены из теории непрерывных пропорций, которыми занимались древние греки.
Формула суммы членов арифметической прогрессии была доказана древнегреческим ученым Диофантом (в 3 веке). Формула суммы членов геометрической прогрессии дана в книге Евклида “Начала” (3 век до н.э.).
Правило для нахождения суммы членов произвольной арифметической прогрессии впервые встречается в сочинении «Книги абака» в 1202г. (Леонардо Пизанский)
Известна интересная история о знаменитом немецком математике К. Гауссе (1777 - 1855), который в детстве обнаружил выдающиеся способности к математике. Учитель предложил учащимся сложить все натуральные числа от 1 до 100. Маленький Гаусс решил эту задачу за минуту. Сообразив, что суммы 1+100, 2+99 ит. д. равны, он умножил 101 на 50, т. е. на число таких сумм. Иначе говоря, он заметил закономерность, которая присуща арифметической прогрессии.
III.. Тема урока и его цели.
IV. Актуализация знаний:
Учитель:
А сейчас, я предлагаю проверить ваши теоретические знания .
Выясним вопросы:
1. Какую прогрессию называют арифметической?
2. Какую прогрессию называют геометрической?
Задание:
Два человека на закрытой доске напишут сами формулы прогрессий.
Все остальные, разделившись на два варианта , выписывают со слайда номера формул ,которые являются верными
4слайд - самопроверка выполненного задания .
Выяснение количества учеников, справившихся с заданием.
Проверка работы учащихся на доске.
Следующий этап проверки - устный счёт
5. Устный счёт.
•1. Назови следующий член ариф. Прогрессии 3, 7, 11 … .
•2. Назови следующий член геометрической прогрессии -6 , -18, -54 ….
•3. Чему равна разность ариф. прогр. 6 ,-8 ,-22 …
•4. В1=6 в2=3. Найдите q
•5. а1=1,2 а2 =2,1. Найдите d.
V. Решение задач.
Слова учителя: закончился ХХ век, а вот термин "прогрессия" был введен римским автором Боэцием еще в IV в. н.э. От латинского слова progressio - "движение вперед". Первые представления об арифметической прогрессии были еще у древних народов. В клинописных вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания как их решать. Считалось, что в древнеегипетском папирусе Ахмеса находилась древнейшая задача на прогрессии о вознаграждении изобретателя шахмат, насчитывающая за собою двухтысячелетнюю давность. Приготовились слушать и записывать решение этой интереснейшей задачи, которую разобрала Кокаева Алёна.
ЛЕГЕНДА
О ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ
В древней индии шах Шерам посулил любую награду за интересную игру, к которой он долгой время не потерял бы интерес. Ученый Сета изобрел шахматы и попросил в награду за свое изобретение столько пшеничных зерен, сколько их получится, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую - в 2 раза больше, т. е. 2 зерна, на третью - еще в 2 раза больше, т. е. 4 зерна, и т. д. до 64 клетки. Шерам рассмеялся, услышав, какую награду попросил у него изобретатель шахмат.
Ученый Сета улыбнулся, поклонился и ушел дожидаться обещанной награды . Наутро царь осведомился у слуг, доставлена ли награда изобретателю.
-« О повелитель, число зёрен было так велико…»
- «Как бы оно не было велико, награда должна быть выдана, не жалейте амбаров с зерном»- надменно сказал царь.
- «Не в твоей власти исполнять такие желания, во всех твоих амбарах и на полях , и на всей Земле нет такого числа зерен, которое потребовал ученый Сета» - ответили слуги.
- «Назовите это чудовищное число!»- воскликнул
изумленный царь.
Решение задачи
К ужасу шаха он не мог выполнить пожелание ученого.
Нетрудно сосчитать, используя формулу
,
что количество зерна, нужное для расплаты, составляет:
18 446 744 073 709 551 615
Если бы принцу удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и пустыни, и Арктику с Антарктикой, то получить удовлетворительный урожай, то за пять лет он смог бы рассчитаться с просителем. Такое количество зерен пшеницы можно собрать лишь с площади в 2000 раз большей поверхности Земли. Это превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до нашего времени.
VI. Работа в группах. Решение задачи (мини-исследование)
1ряд. Древняя индийская задача:
Каждый из 7 человек имеет 7 кошек. Каждая кошка съедает по 7 мышек, каждая кошка за одно лето может уничтожить 7 ячменных колосков, а из зёрен одного колоска может вырасти 7 горстей ячменного зерна.
Сколько горстей зерна ежегодно спасается благодаря кошкам? .
2ряд. Задача: Человек, заболевший гриппом, может заразить четырех человек. Через сколько дней заболеет все население поселка в количестве 341 человека?
Решение: Человек, заболевший гриппом, может заразить четырех человек. Через сколько дней заболеет все население поселка в количестве 341 человека?
Решение: ()- геометрическая прогрессия.
= 1; q= 4.
Найти =341, где k – порядковый номер дня, когда все в поселке заболеют.
=
341=1
=341
Так как, =256, а =1024, то человек заразит всех в
поселке уже вначале 5-го дня
Ответ: 5
3 ряд. Задача: В благоприятных условиях бактерия размножается так, что за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд?
Ответ: 121
VII. Физминутка.
VIII. Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим ещё одну задачу, она является частью исследовательской работы по теме " Загадки арифметической прогрессии " к конференции ко Дню науки, а подготовила её Туаева Сюзанна.
Задача: Больной принимает гомеопатическое лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)?
Больной принимает гомеопатическое лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)? ( слайд 18)
Решение: ()- арифметическая
прогрессия
= 5
d=5
: 5, 10, 15,…,40, 40,
40, 35, 30,…,5
Найти :=180
Решение : а =
а1+d(n-1)
40=5+5(n-1),
n=8
S n
S8 = (5+40)·8:2=180 ; 180 капель больной принимал по схеме в первый
период и столько же по второй период. Всего он принял 180+40+180=400 (капель),
всего больной выпьет 400:250=1,6 (пузырька). Значит, надо купить 2 пузырька лекарства.
Ответ: 2 пузырька.
Учитель: Вы убедились, что раздел математики «Прогрессии» являются неотъемлемой частью общечеловеческой культуры?
IX. Самостоятельная работа (тесты) с последующей проверкой
Учитель: В этом году вы сдаёте экзамен по алгебре в форме тестов ЕГЭ. Следующий тест позволит проверить вашу готовность к нему по теме “Прогрессии”. (Тест в программе Mimio Studio).
Сейчас вам необходимо показать свои знания по этой теме и выполнить индивидуальную самостоятельную работу, в виде теста, составленного из заданий ОГЭ (7-8мин.)
Самостоятельная работа пройдет под девизом:
«Гений состоит из 1 процента вдохновения и 99 процентов потения» Т. Эдисон .
Тест решают в тетради, там же записывают номера ответов.
Итог, проверка на экране.
Учитель: Каждый из вас увидел свои неправильно решённые задания. На следующем уроке каждый из вас отчитается как он их исправил дома. И мы их проанализируем.
Итак, ребята, наш урок подошел к концу.
-Что мы сегодня на уроке с вами повторили?
-Что нового узнали? (Обсуждение)
- Добились ли мы тех целей, что ставили в начале урока?
X. Домашнее задание. Домашнее задание – творческое .
1 уровень – найти по две задачи по теме «Прогрессии». 2 уровень – составить две задачи по теме «Прогрессии». 3 уровень – составить более двух задач по теме «Прогрессии».
|
XI. Итог урока.
Выставление оценок.
Рефлексия:
Учитель: Завершить наш урок хочу такими словами:
Урок сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!
Спасибо за работу на уроке!
Если останется время.
1. Умственная физминутка: математический анекдот: Однажды Шерлок Холмс и его неизменный спутник Ватсон отправились в путешествие на воздушном шаре. Сильный ветер погнал их шар в неизвестном направлении. Затем ветер несколько унялся, и они приземлились в пустынной и загадочной местности.
Вскоре, однако, они заметили приближающегося к ним человека.
- Не могли бы вы хотя бы приблизительно. Сказать нам. Где мы находимся? – спросил его Холмс.
Человек задумался на некоторое время и затем ответил:
- Почему приблизительно? Я могу ответить абсолютно точно. Вы находитесь в гондоле воздушного шара.
Очередной порыв ветра понёс шар дальше в неизвестном направлении.
- Чёрт бы побрал этих математиков! – раздражённо проговорил Шерлок Холмс.
- А почему Вы считаете, что этот человек был математиком? – как всегда удивился Ватсон.
- Ну, во–первых, прежде чем ответить, он подумал. А во–вторых, его ответ был абсолютно точен и абсолютно бесполезен для нас.
2. Задача.
У семи лиц по семь кошек; каждая кошка съедает по семь мышей, каждая мышь съедает по семь колосьев, из каждого колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?»
Людей всего 7, кошек 72 = 49, они съедают всего 73 = 343 мыши, которые съедают всего 74 = 2401 колосьев, из них вырастает 75 = 16807 мер ячменя, в сумме эти числа дают 19 607.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.