Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока "Уроки доброты по повести В.Г. Короленко в "Дурном обществе". Рассчитан на учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС. В урок включены элементы эвристической беседы, словарная работа, разгадывание кроссворда. Урок направлен на формирование нравственных ценностей учащихся, призван вызвать такие чувства, как милосердие, сочувствие.
Иконка файла материала Открытый урок Короленко.docx
Класс: 5 Учитель Потапова О.И. Предмет: литература Учебник : литература 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных  учреждений в 2­х частях. Автор­составитель В.Я Коровина. Москва: Просвещение, 2015  год. Тема: «Уроки доброты по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Тип урока: применение знаний и умений. Цели урока: ­ способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора»,  осознать и осмыслить идейное содержание повести. ­продолжить развитие устной речи, эмоционально­ образного и аналитического мышления  учащихся. ­ формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание. Планируемые результаты: Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и  произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и  восприятие текста художественного произведения. Личностные УУД: самоопределение, нравственно­этическая ориентация, способность к  самооценке своих действий, поступков; Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и   обосновывать свою точку зрения. Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация, раздаточный материал  (кроссворды), сердечки. 2. Литература 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2­ х частях. Автор­составитель В.Я. Коровина.Ход урока: I.Орг. момент   Приветствие. Настрой на работу. II. Сообщение темы 1 Ребята, мы продолжаем изучение повести  В.Г.Короленко «В дурном  обществе». Тема нашего урока "Уроки доброты в повести" . Своим творчеством  писатели  и поэты  пытаются пробудить в нас  добрые чувства. В.Г. Короленко сумел показать, что самый великий дар  человека – это чуткое сердце. В основе его мироощущения  лежат   сострадание, сочувствие. 2. Целеполагание.  ­Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за  основу урока? ­Какие основные задачи стоят перед нами? Мы должны понять, какие изменения  происходят в сердце Васи под  влиянием общения с новыми друзьями. Какие нравственные  уроки  мы можем извлечь после прочтения повести. III. Словарная работа.  Давайте познакомимся с новыми словами: милосердие, нравственность,  сочувствие. (работа с толковым словарем). Доброта ­ отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.  Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый  человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие  недостатки.                                               Д.С.Лихачёв Милосердие  ­   готовность   помочь   кому–н.   или   простить   кого–н.   из сострадания, человеколюбия. Сострадание  ­   жалость,   сочувствие,   вызываемые   чьим–н.   несчастьем, горем.Совесть  ­   чувство   нравственной   ответственности   за   своё   поведение перед окружающими людьми, обществом.  Самопожертвование ­ жертвование своими личными интересами ради  других. ­ Наделен ли Вася этими качествами? Докажите свое мнение словами из текста повести. VI. 1. Эвристическая беседа по тексту. ­   Общение   Васи     Валеком   и   Марусей   заставляет   его   неоднократно делать нравственный выбор: следовать велению сердца или жестоким законам общества, в котором он живет. ­ Найдите и зачитайте фрагмент, в котором Вася узнает, что его друзья нищие и воры. (С.33) Что переживает Вася, какие чувства борются в душе у мальчика? Какой нравственный выбор стоит перед ним? Как он решает эти вопросы? ­  Почему Вася  оскорбился, услышав  слова  Тыбурция,  о том, что  он будет судить Валека? ­Как вы понимаете слова Тыбурция: "Каждый идет своей дорожкой, и кто знает... может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу" (Ответы детей. Реализация домашнего задания.) ­   В   связи   с   какой   ситуацией   перед   Васей   вновь   встала   проблема нравственного выбора? Обратимся к эпизоду с куклой. ­ Чем дорога эта кукла Соне? ­Почему Вася решился подарить эту куклу Марусе? ­Какие перемены произошли в Марусе? Зачитайте. Когда   Вася   нес   куклу   Марусе,   его   увидел   старый   Януш.   Какие последствия повлекла за собой эта встреча? ­ На ваш взгляд, Вася совершил ПРОСТУПОК или ПОСТУПОК? 2. Словарная работа Поступок  —   сознательное   действие   человека,   в   котором   он утверждает себя как личность — в своем отношении к другому человеку, к себе самому,  группе или обществу, к природе в целом. Проступок — это поведение, причиняющее вред обществу. В отличие от преступления, проступок не представляет общественной опасности, хотя и нарушает правовые предписания государства. 3. Прочитаем эпизод "Разговор Васи с отцом". Какие качества характера проявил главный герой?. ­ Что помогло сблизиться отцу и сыну? Что заставило Тыбурция прийти в дом судьи?­ О какой своей вине говорит отец Васе? "Я знаю... Я виноват перед тобой, мальчик..." Слово учителя: Мы видим, что нравственный урок извлек не только Вася, но и его отец.  V. А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести.  Разгадав его, вы прочтёте по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям. 1. г у р у с т ь д ь я м а а н и з я н о ч е с т в о е м е л ь е м у х а 2. с ь л в д д е 5. ч ю р у с 7. п е к о 6. о о р 3. т 4. к а 8. ч 1 Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. 2 Должность отца Васи. 3 Самое красивое здание в Княж­городке. 4 Что скрасило последние дни умирающей Маруси. 5 Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. 6 Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. 7 Место, где жили Валек и Маруся. 8 Дерево, которое росло перед входом в подземелье. ­ Какое ключевое слово у нас получилось? ­ Как вы его понимаете? Учитель   даёт   толкование,   лексическое   значение   ключевого   слова кроссворда. Гуманизм ­ гуманность, человечность, человеколюбие.VI.  Подведение итогов урока. ­  Какую роль в жизни Васи сыграла дружба с детьми подземелья? Какие обеты давали Вася и Соня на могиле Маруси? Дружба   с   Валеком   и   Марусей   помогла   Васе   понять   и   полюбить отца. В отношениях с ними проявились лучшие качества героя: чуткость, способность   к   состраданию,   искренность.   Вася   в   будущем   также самоотверженно будет служить справедливости, проявляя гуманность по отношению к обездоленным. В финальном эпизоде повести мы видим дружную   семью,   сплоченную   не   только   родственными   узами,   но   и едиными убеждениями.  ­     Какова основная идея произведения? Какова авторская позиция?  Понимание,   чуткость,   сострадание,   стремление   делать   добро должны   быть   в   основе   законов,   по   которым   живет   человеческое общество. Повесть учит гуманному, справедливому отношению к людям, независимо от их общественного и имущественного положения. В заключение должны прозвучать слова А. де Сент – Экзюпери:   « Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Я дарю вам сердечки.   Пусть   они   напоминают   вам   о   том,   как   нужно   жить,   пусть напоминают о героях В.Г.Короленко. Рефлексия.  Самое главное, что я понял на уроке... VII. Д/з. На выбор:  1.   Написать   мини­сочинение   "Как   оставаться   человеком   в   трудной ситуации." 2. Переписать финал повести "Я хочу, чтобы Маруся была жива."

Посмотрите также