Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"
Оценка 4.6

Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
08.05.2017
Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"
Тема урока "Уроки доброты по повести В.Г. Короленко в "Дурном обществе". Рассчитан на учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС. В урок включены элементы эвристической беседы, словарная работа, разгадывание кроссворда. Урок направлен на формирование нравственных ценностей учащихся, призван вызвать такие чувства, как милосердие, сочувствие.
Открытый урок Короленко.docx
Класс: 5 Учитель Потапова О.И. Предмет: литература Учебник : литература 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных  учреждений в 2­х частях. Автор­составитель В.Я Коровина. Москва: Просвещение, 2015  год. Тема: «Уроки доброты по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Тип урока: применение знаний и умений. Цели урока: ­ способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора»,  осознать и осмыслить идейное содержание повести. ­продолжить развитие устной речи, эмоционально­ образного и аналитического мышления  учащихся. ­ формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание. Планируемые результаты: Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и  произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и  восприятие текста художественного произведения. Личностные УУД: самоопределение, нравственно­этическая ориентация, способность к  самооценке своих действий, поступков; Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и   обосновывать свою точку зрения. Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация, раздаточный материал  (кроссворды), сердечки. 2. Литература 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2­ х частях. Автор­составитель В.Я. Коровина. Ход урока: I.Орг. момент   Приветствие. Настрой на работу. II. Сообщение темы 1 Ребята, мы продолжаем изучение повести  В.Г.Короленко «В дурном  обществе». Тема нашего урока "Уроки доброты в повести" . Своим творчеством  писатели  и поэты  пытаются пробудить в нас  добрые чувства. В.Г. Короленко сумел показать, что самый великий дар  человека – это чуткое сердце. В основе его мироощущения  лежат   сострадание, сочувствие. 2. Целеполагание.  ­Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за  основу урока? ­Какие основные задачи стоят перед нами? Мы должны понять, какие изменения  происходят в сердце Васи под  влиянием общения с новыми друзьями. Какие нравственные  уроки  мы можем извлечь после прочтения повести. III. Словарная работа.  Давайте познакомимся с новыми словами: милосердие, нравственность,  сочувствие. (работа с толковым словарем). Доброта ­ отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.  Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый  человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие  недостатки.                                               Д.С.Лихачёв Милосердие  ­   готовность   помочь   кому–н.   или   простить   кого–н.   из сострадания, человеколюбия. Сострадание  ­   жалость,   сочувствие,   вызываемые   чьим–н.   несчастьем, горем. Совесть  ­   чувство   нравственной   ответственности   за   своё   поведение перед окружающими людьми, обществом.  Самопожертвование ­ жертвование своими личными интересами ради  других. ­ Наделен ли Вася этими качествами? Докажите свое мнение словами из текста повести. VI. 1. Эвристическая беседа по тексту. ­   Общение   Васи     Валеком   и   Марусей   заставляет   его   неоднократно делать нравственный выбор: следовать велению сердца или жестоким законам общества, в котором он живет. ­ Найдите и зачитайте фрагмент, в котором Вася узнает, что его друзья нищие и воры. (С.33) Что переживает Вася, какие чувства борются в душе у мальчика? Какой нравственный выбор стоит перед ним? Как он решает эти вопросы? ­  Почему Вася  оскорбился, услышав  слова  Тыбурция,  о том, что  он будет судить Валека? ­Как вы понимаете слова Тыбурция: "Каждый идет своей дорожкой, и кто знает... может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу" (Ответы детей. Реализация домашнего задания.) ­   В   связи   с   какой   ситуацией   перед   Васей   вновь   встала   проблема нравственного выбора? Обратимся к эпизоду с куклой. ­ Чем дорога эта кукла Соне? ­Почему Вася решился подарить эту куклу Марусе? ­Какие перемены произошли в Марусе? Зачитайте. Когда   Вася   нес   куклу   Марусе,   его   увидел   старый   Януш.   Какие последствия повлекла за собой эта встреча? ­ На ваш взгляд, Вася совершил ПРОСТУПОК или ПОСТУПОК? 2. Словарная работа Поступок  —   сознательное   действие   человека,   в   котором   он утверждает себя как личность — в своем отношении к другому человеку, к себе самому,  группе или обществу, к природе в целом. Проступок — это поведение, причиняющее вред обществу. В отличие от преступления, проступок не представляет общественной опасности, хотя и нарушает правовые предписания государства. 3. Прочитаем эпизод "Разговор Васи с отцом". Какие качества характера проявил главный герой?. ­ Что помогло сблизиться отцу и сыну? Что заставило Тыбурция прийти в дом судьи? ­ О какой своей вине говорит отец Васе? "Я знаю... Я виноват перед тобой, мальчик..." Слово учителя: Мы видим, что нравственный урок извлек не только Вася, но и его отец.  V. А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести.  Разгадав его, вы прочтёте по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям. 1. г у р у с т ь д ь я м а а н и з я н о ч е с т в о е м е л ь е м у х а 2. с ь л в д д е 5. ч ю р у с 7. п е к о 6. о о р 3. т 4. к а 8. ч 1 Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. 2 Должность отца Васи. 3 Самое красивое здание в Княж­городке. 4 Что скрасило последние дни умирающей Маруси. 5 Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. 6 Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. 7 Место, где жили Валек и Маруся. 8 Дерево, которое росло перед входом в подземелье. ­ Какое ключевое слово у нас получилось? ­ Как вы его понимаете? Учитель   даёт   толкование,   лексическое   значение   ключевого   слова кроссворда. Гуманизм ­ гуманность, человечность, человеколюбие. VI.  Подведение итогов урока. ­  Какую роль в жизни Васи сыграла дружба с детьми подземелья? Какие обеты давали Вася и Соня на могиле Маруси? Дружба   с   Валеком   и   Марусей   помогла   Васе   понять   и   полюбить отца. В отношениях с ними проявились лучшие качества героя: чуткость, способность   к   состраданию,   искренность.   Вася   в   будущем   также самоотверженно будет служить справедливости, проявляя гуманность по отношению к обездоленным. В финальном эпизоде повести мы видим дружную   семью,   сплоченную   не   только   родственными   узами,   но   и едиными убеждениями.  ­     Какова основная идея произведения? Какова авторская позиция?  Понимание,   чуткость,   сострадание,   стремление   делать   добро должны   быть   в   основе   законов,   по   которым   живет   человеческое общество. Повесть учит гуманному, справедливому отношению к людям, независимо от их общественного и имущественного положения. В заключение должны прозвучать слова А. де Сент – Экзюпери:   « Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Я дарю вам сердечки.   Пусть   они   напоминают   вам   о   том,   как   нужно   жить,   пусть напоминают о героях В.Г.Короленко. Рефлексия.  Самое главное, что я понял на уроке... VII. Д/з. На выбор:  1.   Написать   мини­сочинение   "Как   оставаться   человеком   в   трудной ситуации." 2. Переписать финал повести "Я хочу, чтобы Маруся была жива."

Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Конспект открытого урока по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017