Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Приморского края
«Средняя общеобразовательная школа №1»
с. Новосысоевка Яковлевского муниципального района Обстоятельство – второстепенный член предложения.
• Обобщение урока :обстоятельство – это второстепенный член предложения,
который отвечает на вопрос где? когда? откуда? как? куда? и указывает на
время, место, образ действия. Обстоятельство всегда связано со сказуемым.
• Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками
обстоятельства.
• Материал к уроку: презентация, рабочие листы, помощник представления.
Планируемые результаты
Дети учатся:
•
выделять общие признаки обстоятельства;
• находить обстоятельство в предложении;
ставить исследовательские вопросы для выявления признаков
неизвестного;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщением о результатах
выполненной работы.
Умения, характеризующие достижения этих результатов.
ставить вопросы ко второстепенным членам;
выделять общие признаки обстоятельства;
•
•
группировать, систематизировать по общему признаку;
обобщать изученный материал.
Организационный момент.
1. Сдать тетради на проверку.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Посадка.
4. Запись числа. Классная работа.
1.Мотивация.
Ход урока ( индуктивного типа)
(Для создания проблемной ситуации на уроке можно воспользоваться приёмом « выполнимое/
невыполнимое действие».)
Учитель:
ребята прочитайте предложение.
Трудолюбивые ребята вчера добросовестно поработали на участке
школы.
УЧИТЕЛЬ: дайте характеристику данному предложению. Спишите
предложение, определите главные и второстепенные члены предложения.
( Дети выполняют задание).
Молодцы! А почему вы не всё смогли подчеркнуть?
( мы не все второстепенные члены знаем)
Да, действительно, существуют и другие второстепенные члены
предложения. Среди них – ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Это и есть тема нашего
урока. вдумайтесь в значение данного слова. Как вы думаете, есть ли в нашем
предложении обстоятельство?
( Ребята высказывают свои предположения.)
Учитель;
У нас несколько предположений. Как нам быть?
что нам необходимо узнать о таком члене предложения, как
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО?
(Дети задают вопросы ,учитель записывает их на доске)
ЦЕЛЬ урока: найти ответы на поставленные вопросы и выяснить, что такое
обстоятельство.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ.
( Для поиска ответа необходимо организовать исследование в группах Каждая группа
получает необходимый для исследования материал, представленный на рабочее листе.
Рабочий лист № 1.
1. Прочитайте предложения.
Определите на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения.
(Запишите вопросы на пустых строчках.)
Сегодня мы уезжаем. _______________________________
Летом я путешествовал. _______________________________
Мама вернется вечером. ___________________________
2. Эти второстепенные члены предложения являются обстоятельством. На что указывает
этот второстепенный член? _____________________________
3. Вывод: обстоятельством называются: _____________________________
члены предложения, которые отвечают на вопрос_________________________
и указывают на _______________________________________ .
Обстоятельство связано с _________________________________________________.
4. Найдите в предложении обстоятельство времени и подчеркните его таким образов
_._._._._._._._
В субботу наш класс побывал на экскурсии.
5. Составьте своё предложение с обстоятельством времени. Запишите на
листе формата А3. Подчеркните обстоятельство времени.
Помощник представления.
1. Мы познакомились ________________________________________,
которое отвечает на вопрос _________________________________.
2. Оказывается обстоятельство указывает на _______________________. 3. Мы сделали вывод о том, что обстоятельство это
___________________________________________________________.
4. В тех случаях, которые мы рассмотрели, обстоятельство было связано
__________________________________________ .
5. Мы составили предложение ………. И нашли в нём обстоятельство.
Рабочий лист № 2.
1.Прочитайте предложения.
Определите на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения.
(Запишите вопросы на пустых строчках.)
В море белеет парус. _______________________________
На теплоходе музыка играет. _______________________________
Я был в библиотеке. ___________________________
2. Эти второстепенные члены предложения являются обстоятельством. На что указывает
этот второстепенный член? _____________________________
3. Вывод: обстоятельством называются: _____________________________
Члены предложения, которые отвечают на вопрос_________________________
И указывают на _______________________________________ .
Обстоятельство связано с _________________________________________________.
4. Найдите в предложении обстоятельство места и подчеркните его таким образов
_._._._._._._._
В поле колосилась золотая рожь.
5. Составьте своё предложение с обстоятельством места. Запишите на листе
формата А3. Подчеркните обстоятельство места.
Помощник представления.
1.Мы познакомились ________________________________________,
которое отвечает на вопрос _________________________________.
2.Оказывается обстоятельство указывает на _______________________.
3.Мы сделали вывод о том, что обстоятельство это
___________________________________________________________.
4.В тех случаях, которые мы рассмотрели, обстоятельство было связано
__________________________________________ .
5.Мы составили предложение ………. И нашли в нём обстоятельство. Рабочий лист № 3.
1.Прочитайте предложения.
Определите на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения.
(Запишите вопросы на пустых строчках.)
Скоро наступят каникулы. _______________________________
Я здорово плаваю. _______________________________
Быстро пролетел учебный год. ___________________________
2. Эти второстепенные члены предложения являются обстоятельством. На что указывает
этот второстепенный член? _____________________________
3. Вывод: обстоятельством называются: _____________________________
Члены предложения, которые отвечают на вопрос_________________________
И указывают на _______________________________________ .
Обстоятельство связано с _________________________________________________.
4. Найдите в предложении обстоятельство образа действия и подчеркните его таким
образов _._._._._._._._
Мы с радостью отправились в путешествие.
5. Составьте своё предложение с обстоятельством места. Запишите на листе
формата А3. Подчеркните обстоятельство места.
Помощник представления.
1.Мы познакомились ________________________________________,
которое отвечает на вопрос _________________________________.
2.Оказывается обстоятельство указывает на _______________________.
3.Мы сделали вывод о том, что обстоятельство это
___________________________________________________________.
4.В тех случаях, которые мы рассмотрели, обстоятельство было связано
__________________________________________ .
5.Мы составили предложение ………. И нашли в нём обстоятельство.
3. Обмен информацией.
Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы. Ребята
знакомят одноклассников с найденными фактами о новом второстепенном члене предложения,
делают выводы, задают вопросы слушателям.
В ходе обмена информацией на доске размещаются всё новые и новые факты. 4.Организация и связывание информации. Обобщение.
Учитель:
ребята, посмотрите, как много фактов вы собрали о новом для вас члене
предложения – обстоятельстве. Давайте наведём порядок и сформулируем
обобщение.
обстоятельства
места
времени
Образа действия
вопросы
Где? Куда? Откуда?
Когда?
Как? Каким образом?
Связь в предложении
Со сказуемым
Со сказуемым
Со сказуемым
Формируется обобщение урока: обстоятельство –это второстепенный член
предложения, который отвечает на вопросы: где? Когда? Откуда? Куда? Как?
И др., указывает на время, место, образ действия. Обстоятельство всегда
связано со сказуемым.
6. Подведение итогов.
На этапе подведения итогов необходимо вернуться к задаче, поставленной в начале
урока.
Учитель снимает вопросы, на которые дети нашли ответы.
Учитель:
Ребята можем мы теперь с уверенностью найти и подчеркнуть обстоятельства
в предложении?
( Учащиеся находят обстоятельства, подчёркивают, комментируют.)
Учитель: Молодцы! Но остались слова, которые вы не подчеркнули. О чём это
говорит? (дети высказывают предположения)
действительно есть и другие члены предложения. О которых мы не знаем.
об этом мы узнаем на других уроках. Вам памятки об обстоятельстве.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Конспект открытого урока по русскому языку "Обстоятельство – второстепенный член предложения".
Конспект открытого урока по русскому языку "Обстоятельство – второстепенный член предложения".
Конспект открытого урока по русскому языку "Обстоятельство – второстепенный член предложения".
Конспект открытого урока по русскому языку "Обстоятельство – второстепенный член предложения".
Конспект открытого урока по русскому языку "Обстоятельство – второстепенный член предложения".
Конспект открытого урока по русскому языку "Обстоятельство – второстепенный член предложения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.