Конспект открытого урока по теме: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
20.03.2017
Тема: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Цель: выявление мастерства писателя в изображении характеров героев и их взаимоотношений. Задачи: расширить представления о личности и творчестве А.И.Куприна; выявить нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»; развитие творческих способностей, обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание способности переживать, понимать другого человека Оборудование: репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень»; презентация; Тип урока: изучение нового материалаКонспект
Конспект открытого урока.docx
Тема: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа
«Куст сирени».
Цель: выявление мастерства писателя в изображении
характеров героев и их взаимоотношений.
Задачи: расширить представления о личности и
творчестве А.И.Куприна; выявить нравственные проблемы
рассказа «Куст сирени»;
развитие творческих способностей, обращение к
нравственным семейным ценностям;
воспитание способности переживать, понимать другого
человека
Оборудование: репродукция картины П.П.Кончаловского
«Сирень»;
презентация;
Тип урока: изучение нового материала
Методы: исследовательский, проблемный
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Словарная работа: педант, ридикюль, ломбард. Солитер
Предварительная работа: индивидуальные сообщения об
А.И.Куприне, сирени, алмазе
Технологии: проблемного обучения: постановка
проблемных вопросов, самостоятельная поисковая работа Ход урока:
Ребята, мы продолжаем изучать русскую литературу 20 века.
1. Орг. момент.
2.Вступительное слово учителя.
В начале 20 века развивались самые разнообразные и
противоречивые жанры и направления. Во-1, продолжались
традиции реалистической литературы; ещё жили и творили
Л.Н.Толстой и А.П.Чехов – их художественные достижения и
открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих
писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой
литературы. В это время создавали свои произведения
В.Г.Короленко, М.Горький, И.А.Бунин, Л.Н. Андреев и другие
писатели-реалисты.
С творчеством каких писателей русской литературы мы с
вами уже знакомы?
Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого
русского писателя А.И.Куприна. Запись в
тетради.
Какую цель мы ставим перед собой при изучении
биографии писателя?
(Выявить основные этапы жизни писателя).
3.Работа по теме урока.
1. Сообщения учащихся об А.И.Куприне. (2группы) Слайд
презентации №1.
К сегодняшнему уроку вы в группах подготовили сообщения о
писателе (выступают по очереди группы).
Писатель долгие годы провёл в эмиграции. Он тяжко
расплатился за жизненную ошибку – расплатился жестокой
тоской по Родине и творческим спадом. В одном из писем он
пишет: «ЧЕМ ТАЛАНТЛИВЕЕ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ ТРУДНЕЕ ЕМУ БЕЗ
РОССИИ». Однако в 1937 году Куприн возвращается в
Москву. Он публикует очерк «Москва родная», у него
созревают новые творческие планы. Но здоровье Куприна
подорвано, и в августе 1938 года его не стало.
Назовите основные этапы жизни писателя.
1).Безрадостное «казённое» детство.
2).Учёба в московской военной гимназии. 3).В 1894 г. выходит в отставку отправляется путешествовать
4).Разнообразие сюжетов подсказывал Куприну его жизненный
по югу России.
опыт.
5).Герои повестей и рассказов – люди самых различных классов
и социальных групп царской России. (Запись в тетради)
Какие произведения писателя вы помните?
Какова их тематика?
2. Беседа по прочитанному рассказу.
Сегодня мы рассмотрим ещё одно замечательное
произведение писателя – рассказ «Куст сирени».
Дома вы прочитали его рассказ «Куст сирени».
Какие ассоциации возникли при чтении названия
рассказа? (Весна, сирень, солнце, счастье, аромат). Ключевое
слово –сирень.
Какие чувства охватывают вас, когда вы смотрите на
сирень? (Вызывает в душе определённые чувства благодаря своей
красоте, ароматам). Слайд №2
Что вы знаете о сирени? (Сообщение о сирени).
Растёт ли сирень в нашей местности?
Сирень привлекала внимание не только художников, но
КОНЧАЛОВСКИЙ.
и писателей.
Тема нашего урока «Нравственные проблемы рассказа».
Какова цель нашего урока? (Выявить, какие проблемы
поднимает автор в рассказе, кто главные герои, какие у них
отношения). Каков сюжет рассказа «Куст сирени»?
(Вилисова Н.)
Какую жизненную проблему нужно было решить
героям? (Найти выход из трудного положения. Помочь герою
поступить в академию).
Это проблема, вставшая перед персонажами рассказа.
Нам нужно определить проблему, поставленную в
произведении. Прийти к её определению помогут
персонажи, их поступки, характеры.
1.Составим композиционный план рассказа. Что можно считать завязкой рассказа? (Самое начало,
когда Вера поняла, что произошло несчастье). Где происходит
кульминация? (Решение Веры исправить положение). Когда
наступает развязка? (Благополучное разрешение проблемы). Что
можно считать экспозицией? (Вставной фрагмент, пояснения
жизни семьи Алмазовых).
3. Словарная работа
В тексте встречаются незнакомые для вас слова,
некоторые из них даже устарели. Познакомимся с их
лексическим значением.
Педант – человек излишне строгий в выполнении всех формальных
требований.
Ридикюль – женская ручная сумка (устар).
Ломбард – учреждение, выдающее суды под залог движимого
имущества.
Оценщик – тот, кто производит оценку, определяет цену чего-либо.
Портсигар – футляр для ношения папирос или сигарет.
Солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень
отдельно от других камней.
4.Характеристика героев.
Дома вы разделили текст на части. Сколько частей
получилось? Как их можно озаглавить? 1 – «Горе». 2 –
«Надежда». 3.- «Счастье». Три совершенно разных состояния,
которые испытывали герои.
Сразу ли мы узнаём , что случилось Н.Е.? ( сначала мы узнаём,
какие трудности пришлось пережить при поступлении в академию).
Зачитать эпизод.
Ключевые слова, характеризующие Алмазова – упорным
трудом.
Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»? (Верочка не
давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом,
была и переводчицей, и…).
Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?
(Поняла, что случилось несчастье, пошла молча за ним).
Как автор показывает душевное состояние героя? (Прошёл в
кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил портфель, бросился
в кресло, злобно хрустнул пальцами).
Сочувствует ли ему Вера? (Она любит мужа по-настоящему,
тревожится за него. Она заговорила первая). Чего ей удалось
добиться? (Алмазов успокоился и всё рассказал). Вызывает ли Алмазов наше сочувствие? (Да, чертит ночами,
посадил пятно).
А сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор? (Да. Он жалеет
его: «видно было, что сильному человеку хочется плакать»).
Удалось ли Н.Е. сдать работу? (Нет. Старый профессор, отлично
знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в
природе не существует). Чем закончился спор героев?
(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и
показал эти кусты). Каким мы видим в данном эпизоде
профессора?
Во время анализа рассказа вам необходимо заполнить
таблицу, где вы запишите качества, присущие главным
героям. (Работа по таблице) 1 группа –Николай. 2 группа- Верочка.
(Упорный, сильный, но способен спассовать перед трудностями,
неудача сломила его, раздражён, недоволен, беспомощен, пассивен,
от изумления разводит руками, морщит лоб, не видит выхода, не
верит в успех, подчиняется жене, действует по её плану), (спокойна,
сдержанна, терпелива, нежна, ласкова, находчива, активна, точна,
быстра, верит в успех, надеется на положительный исход, чувствует
себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее).
ТАБЛИЦА
2 часть
Вторую часть рассказа вы озаглавили «Надежда».
Благодаря кому появилась надежда? Что придумала
Верочка? (Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов
изобразил их на плане).
Зачитать диалог героев.
В чём заключатся ключевой момент этого эпизода? (Исправить
ошибку).
Куда же отправляются герои и с какой целью? (Едут в ломбард,
чтобы получить хоть немного денег). В рассказе появляется ещё
один, правда, эпизодический, яркий герой. Кто он? Что
говорит о нём автор? (Оценщик).
Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к
садовнику.
Зачитайте, как автор подчеркивает это?
(Изумлён, недоволен, отказался посылать рабочих). Как автор показывает изменения в отношении садовника к
заказчикам? (слушает недоверчиво, почти враждебно, но потом
сделался внимательным и несколько раз сочувственно улыбнулся).
Почему герои решили посадить именно куст сирени? Почему
именно сирень выбирает автор? (Именно куст сирени приносит
героям счастье, успокоение). Можем мы теперь сказать, почему так
назван рассказ?
Почему Вера не уехала домой сразу?
Иллюстрация.
3 часть
Третью часть мы озаглавили «Счастье». Почему? ( Не могла усидеть,
вышла встречать мужа, по походке поняла, что история закончилась
благополучно). Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о
нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Н.Е. к
своему экзаменатору? (Профессор изумлён. Ведь он знает всю
местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё
знает, не может отличить берёзу от сирени. А Алмазов и не
настаивает, не хочет огорчать профессора. Теперь это умница)
Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым
цветком? ( Сирень спасла героев, воспоминание с ней связано с
преодолением трудностей.Любовь помогла найти выход из трудной
ситуации, а сирень будет напоминать об этом. Для них она стала
символом удачи и любви). А что Алмазову мешает быть
абсолютно счастливым? Назовите ключевую фразу этого эпизода.
(Один из лучших профессоров у нас. Жаль, что я обманул его).
Как соотносится начало и конец рассказа?
Какой приём лежит в основе? (Антитеза).
Такое построение произведения, когда начальные и
конечные образы повторяются с точностью до наоборот,
называется
зеркальной композицией.
Давайте посмотрим, где ещё использует автор антитезу?
(В изображении героев). Какие противоположные черты
характера вы заметили?
Но что этим автор даёт понять? (Главное для счастья не сходство характеров, а терпение,
труд, упорство, любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря
этим качествам, люди преодолевают трудности и не только
сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач,
приходит счастье, удача, успех, нужно только верить, не
поддаваться унынию, поддерживать друг друга.
Находит ли пословица: «Терпение и труд всё перетрут» -
отражение в рассказе? (Она имеет прямое отношение к Вере. Её
поступками движут терпение и труд).
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилия
героев? (Вера – верить, вера в свои силы, уверенность в будущее).
Алмаз – прозрачный, драгоценный, неотшлифованный камень.
(Здесь даётся намёк на чистые, светлые отношения супругов, а
преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры. В
сущности, они хорошие люди, обладающие редкостными душевными
качествами).
Вы, наверное, обратили внимание, что автор не даёт
внешнего описания героев. Как вы думаете, почему? (Он
сосредотачивается на внутреннем мире героев, он гораздо важнее
внешности).
Как автор относится к своим героям и к истории, которая
с ними приключилась? (С большой симпатией он относится к Вере.
Называет её … Сочувствует Алмазову, уважает Веру.Пишет о них
тепло, заинтересованно. Ему дороги оба героя. Автор любуется ими,
даже не осуждает за небольшой обман профессора).
Какие же проблемы вы выделили в рассказе? (Проблемы
счастья, любви, упорства, взаимопонимания, поддержки друг друга).
(Автор считает, что счастье в семье возможно при наличии согласия
и взаимопонимания).
Через что мы нашли решение этих проблем? (Через
взаимоотношения героев и их поступки).
Чему учит этот рассказ? Трудности способен преодолеть
сильный, упорный, целеустремлённый человек. Из трудного
положения всегда можно найти выход. За счастье нужно бороться.
Нельзя опускать руки, нужно добиваться своих целей во что бы то ни стало, всегда нужна взаимная поддержка между близкими людьми,
но своих целей нужно добиваться честными способами).
Обманывать плохо. Каждый из вас об этом знает. Но в жизни
порой трудно выбрать между истиной и состраданием, между
правдой и ложью. Видимо и есть ложь во спасение. Именно об
этом говорит А.И.Куприн в данном рассказе.
Какие произведения о любви вы ещё знаете?
4. Домашнее задание
5. Итог урока
6. Рефлексия
Ответить на вопрос: «Счастлива ли Вера Алмазова?».
Хотя на улице ещё зима, мороз, но у нас такая
замечательная, душистая, благоухающая сирень. Для
героев рассказа она стала символом удачи, любви.
С каким ощущением вы покидаете урок?
Что нового узнали?
Что больше всего понравилось?
Филиал МБОУ «Белоярская СШ»
Лукьяновская ОШ Урок литературы в 8 классе
«А.И.Куприн.
Нравственные
проблемы
рассказа «Куст
сирени»
Учитель: Шкред Н.В.
Лукьяновка, 2017
Конспект открытого урока по теме: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Конспект открытого урока по теме: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Конспект открытого урока по теме: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Конспект открытого урока по теме: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Конспект открытого урока по теме: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Конспект открытого урока по теме: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Конспект открытого урока по теме: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Конспект открытого урока по теме: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Конспект открытого урока по теме: «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.