Конспект открытого урока Тема: «Решение неравенств методом интервалов»(9 класс, математика) и презентация
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Конспект открытого урока Тема: «Решение неравенств методом интервалов»(9 класс, математика) и презентация

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
математика
9 кл
09.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Конспект открытого урока.docx
Конспект открытого урока Тема: «Решение неравенств методом интервалов» Учитель математики:  Полежко Т. Н.                                                                                                                                                         Тема урока: «Решение неравенств методом интервалов» Цели урока: Образовательные: ­  расширить знания учащихся по теме «Решение неравенств с одной  переменной»; познакомить учащихся с новым методом решения неравенств методом  интервалов; начать формирование навыков и умений решать неравенства методом  интервалов; Развивающие: продолжить развитие логического мышления, математической речи  учащихся, внимания, памяти. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание уважения к работе  учителя и товарищей (соблюдение рабочей обстановки), формирование умения слушать  учителя, воспитывать интерес к предмету. Тип урока: урок изучения новых знаний. Форма проведения урока: комбинированный урок. Методы: словесный, беседа. Оборудование: учебник «Алгебра 9» автор   Макарычев  План проведения урока: 1. Организационный этап                                     (1 мин) 2. Проверка домашнего задания                          (4 мин) 3. Подготовительный этап                                    (5 мин) 4. Этап изучения нового материала                     (17 мин) 5. Первичное закрепление                                    (10 мин) 6. Этап подведения итогов урока                         (7 мин) 7. Этап информации о домашнем задании.         (1 мин)                                                                                                 Ход урока: ПЕРВЫЙ ЭТАП УРОКА: 1.Организационный этап. 2. Цель: обеспечение нормальной обстановки для работы, психологическая подготовка  учащихся к предстоящему уроку. Деятельность учителя Деятельность учащихся Здравствуйте, ребята, садитесь. Назовите отсутствующих. ВТОРОЙ ЭТАП УРОКА: 1. Проверка домашнего задания. 2. Цель: выяснить, какие затруднения возникли у учащихся при выполнении домашнего  задания, дать краткий комментарий. 3.Метод: фронтальная беседа. <Называют отсутствующих.> Деятельность учителя  ­Откройте тетради с домашней работой и проверьте  ответы <слайд 2>, если у вас получился другой ответ  ­  зачеркните его простым карандашом. Деятельность учащихся ­Поднимите руку у кого возникли затруднения при  выполнении домашней работы ­Поднимите руку,  у кого все номера выполнены верно ­Поднимите руку, кто допустил одну ошибку ­Закройте тетради и передайте мне. <Имя>, раздай, пожалуйста тетради <Поднимают руку, выясняют причину затруднения> <Поднимают руку> <Поднимают руку> <раздают тетради> ТРЕТИЙ ЭТАП УРОКА: 1. Подготовительный этап. 2. Цель: актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме «Решение  неравенств  второй степени». 3.Метод: фронтальный опрос. 4.Учитель контролирует дисциплину в классе, словесно оценивает ответы учащихся. Деятельность учителя ­ Открываем тетради, записываем число, оставьте место  под тему урока. Мы запишем её  позже. ­Давайте с вами вспомним, чем мы занимались на  прошлом уроке. ­Правильно, поэтому я предлагаю вам решить  следующие неравенства, устно проговаривая алгоритм  решения. Деятельность учащихся <учащиеся открывают тетради, записывают число> ­решали квадратичные неравенства <слайд 3> Решить неравенства: А) x2­7x+12>0 Цель задания: вспомнить алгоритм решения квадратичного  неравенства ­ Что мы делаем на первом шаге, <имя>? ­Что можно сказать про эту функцию? ­Правильно, следующий шаг,<имя>? ­Как можно решить данное уравнение, <имя>? ­Проговори, пожалуйста, решение.  ­Молодец, <имя>, что мы делаем на третьем шаге ­Точки будут закрашенные или выколотые и почему? <записывают решение неравенств в тетрадях, устно  проговаривая алгоритм решения > ­Рассматриваем квадратичную функцию 1. y= x2­7x+12 ­её графиком является квадратичная парабола, ветви  которой направлены вверх ­Решаем квадратное уравнение 2.x2­7x+12=0 ­По теореме Виета­ ­ Отмечаем полученные корни на оси Ох и через  отмеченные точки схематично строим график параболы ­выколотые, потому что знак неравенства строгий 3.                 +               ­             +                                              3              4                  Х ­ Расставляем знаки на промежутках ­ Промежутки со знаком +, потому что в неравенстве ­Дальше что делам, <имя>?  ­Промежутки с какими знаками запишем в ответ и  почему?   ­Числа 3 и 4 включаем или нет?                                        ­Правильно, молодец. <Имя >, продиктуй ответ. ­У кого есть вопросы по решению данного неравенства? ­Следующее неравенство <слайд 4> Б) (x­5)(x+6)0 Цель задания: подготовить учащихся к изучению новой темы – вспомнить разложение квадратного  трехчлена на множители ­Как можно решить данное неравенство? ­ Правильно, решаем. <Имя>, продиктуй что получится ­Записываем квадратичную функцию 1) y= x2+x­30,  ­Что про неё можно сказать, <имя>?      ­Ребята, обратите внимание на подчеркнутые выражения,  что мы с вами получили? ­ Значит, что можно сразу найти? ­Записываем квадратное уравнение и его корни   2)  x2+x­30=0        x1=5,  x2=­6 ­Дорешайте самостоятельно это неравенство стоит знак > ­Нет, потому что знак неравенства строгий  ­Ответ: <задают, если есть, вопросы>  <ученики выдвигают гипотезы> ­если мы раскроем скобки, то получим квадратное  неравенство и решим его, аналогично предыдущему  примеру. ­(x­5)(x+6)= x2­5x+6x­30= x  2  +x­30      ­ её графиком является квадратичная парабола, ветви  которой направлены вверх ­ Разложение квадратного трехчлена на множители ­Корни квадратного уравнения <записывают решение неравенства в тетради> <зачитывает свой ответ> <поднимают руки, если получили ответ> ­<Имя>, какой ответ получил? ­ Кто получил другой ответ, поднимите руки ­ Давайте проверим (на слайде появляется решение  неравенства) ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП УРОКА: 1. Этап изучения нового материала. 2. Цель: сформулировать алгоритм решения неравенств методом интервалов. 3.Метод: словесный.    Форма организации: учитель работает у доски, учащиеся у себя в тетрадях. 4. Учитель контролирует дисциплину в классе. Деятельность учителя ­ Продолжим выполнять задание.  (Учитель открывает  третье задание). <слайд 5> В) (х­2)(х­3)(х­4)>0 Цель задания: создать проблемную ситуация, тем самым  показать актуальность изучения новой темы ­ Ребята, можем мы с вами решить данное неравенство? ИПЫТЫВАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ Деятельность учащихся ­Почему? ­нет ­Данное неравенство можно решить с  помощью методом, который  называется методом интервалов.  ­Сформулируйте тему нашего урока ­Потому что это неравенство третей степени, а  мы умеем решать  только линейные и  квадратичные.  ­ Тема нашего урока: «Решение неравенств с  помощью метода интервалов» ­Научится решать неравенства с помощью  метода интервалов. < записывают тему урока> ­произведение множителей равно 0, когда хотя  бы один из множителей равен 0. ­выколотые, потому что знак неравенства  строгий <записывают решение неравенства в тетради> ­ И что сегодня на уроке мы с вами должны сделать?  ­ Запишите в тетрадях тему урока. <слайд 6> ­Для того чтобы решить данное неравенство, мы с вами, как и в  предыдущих случаях, должны решить соответствующее уравнение <слайд 7> 1.(х­2)(х­3)(х­4)=0 ­Как решается данное уравнение, <имя>? 2. x­2=0  x­3=0  x­4=0        x=2     x=3      x=4  3. Отмечаем полученные корни на оси ОХ, какие будут точки? Полученные корни разобьют ось ОХ на числовые промежутки                                                                   X     4. Чертим таблицу, где указываем знак каждого множителя  выражения на рассматриваемых промежутках. Для этого из  каждого промежутка берем произвольное число, и подставляем в  множитель. Знак полученного числа заносим в таблицу (­;2) (2;3) (3;4) (4;+) x­2 x­3 x­4 ­ ­ ­ + ­ ­ + + ­ + + + 5.Далее на числовой оси расставляем знаки многочлена 6. Так как знак неравенства >, то выбираем  промежутки со знаком  +, если бы был знак неравенства <, то мы бы взяли промежутки со  знаком ­. Ответом будет объединение этих промежутков Ответ: (2;3)(4;+) ­С помощью данного метода можно решить неравенство любой  степени, в том числе и второй, которые мы с вами решали с  помощью схематического построения параболы. ­ Сейчас я раздам вам памятки, которые вы вклеите  в свои  тетрадки для теории.  В этой памятке приведен алгоритм решения неравенств с помощью  метода интервалов в общем виде. ­Давайте с вами прочитаем этот алгоритм <Слайд 8>.   <читают алгоритм> ПЯТЫЙ ЭТАП УРОКА: 1. Первичное закрепление. 2.Цель: начать формирование умений и навыков решать неравенства методом интервалов. 3.Форма организации: на протяжении всего этапа учащиеся работают совместно с  учителем; решение первого примера учитель сам показывает на доске, остальные примеры  учитель обсуждает с учащимися устно, учащиеся записывают решения в тетрадях, учитель  контролирует записи в тетрадях каждого ученика, после чего идет совместная проверка. 4.Учитель контролирует дисциплину в классе, правильность оформления решений в  тетрадях, словесно оценивает учащихся. Деятельность учителя Деятельность учащихся ­ Теперь согласно этому алгоритму давайте  с вами  решим следующий номер. Откройте учебники на стр. 49, №131 ­записываем неравенство под буквой а А)(x+8)(x­5)>0 Цель задания: показать способ решения квадратичного неравенства с помощью метода интервалов ­ <Имя>, читай первый пункт памятки ­Чему равны корни? ­ Продолжай ­Отмечаем, при этом  точки какие? ­Дальше ­Для того, чтобы определить знак всего выражения, что  мы с начала должны сделать?  ­ Чертим таблицу знаков. ­ <Имя>, продиктуй знаки в таблице ­ А теперь знаки самого выражения на промежутках ­ Согласно алгоритму, что на следующем шаге мы должны сделать, <имя>? ­ С каким знаком мы будем выбирать промежутки и  почему? ­Продиктуй ответ ­Спасибо, молодец. У кого есть вопросы? <открывают учебники> <записывают неравенство> ­        x1=­8 ,x2=5 ­ 1. Найти корни уравнения  ­ 2.Отметить на числовой прямой корни ­ 3.Определить знак выражения на каждом из  ­выколотые получившихся промежутков ­ Определить знак каждого множителя на каждом из  промежутков <чертят таблицу знаков> <диктует знаки> Резервное задание ­Решите самостоятельно под буквой г <слайд 10> <после решения проверяют> ШЕСТОЙ ЭТАП УРОКА: 1. Этап подведения итогов урока. 2. Цель: подвести итоги урока. 3.Метод: фронтальный опрос Деятельность учителя ­С каким новым методом решения неравенств мы сегодня познакомились? ­Какова была цель сегодняшенего урока? ­ 4. Записать ответ, выбрав промежутки с  соответствующим знаку неравенства знаком ­промежутки со знаком +, потому что знак неравенства >0 ­ <решают самостоятельно, задают вопросы, если в этом  есть необходимость> Деятельность учащихся ­с методом интервалов ­научится решать неравенства с помощью метода  интервалов ­да ­Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?  ­Неравенства какой степени мы теперь можем решать? ­Сегодня на уроке хорошо работали <перечисляет имена> СЕДЬМОЙ ЭТАП УРОКА: 1.Этап информации о домашнем задании. 2.Цель: сообщение домашнего задания, разъяснение методики его выполнения. ­Любой Деятельность учителя ­Откройте дневники и запишите задания на дом:  <слайд 11> §4, п.9,№ 132, 133 ­Откройте учебники и просмотрите эти номера.  <коментирует домашнее задание> Деятельность учащихся <Учащиеся записывают домашнее задание и задают,  вопросы> Алгоритм решения неравенств  методом интервалов Пусть требуется решить неравенство а(х ­ х1) (х ­ х2)(х – х3)…(x ­ xn) < 0, где х1 < х2 < х3 < … < xn Отметить на числовой прямой корни х1, х2, х3 ,… , xn Определить знак выражения   1. Найти корни уравнения                  а(х ­ х1) (х ­ х2)(х – х3)…(x ­ xn) = 0 2. 3.                 а(х ­ х1) (х ­ х2)(х – х3)…(x ­ xn)       на каждом из получившихся промежутков. 4. Записать ответ, выбрав промежутки с соответствующим       знаку  неравенства знаком .
скачать по прямой ссылке