Конспект открытого занятия в средней группе «Русская березка»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект занятия разработан для детей средней группы дошкольного образовательного учреждения. Дети расширят и уточнят представления о русской берёзе как уникальном дереве с помощью художественного творчества, о её удивительных особенностях, о её полезных свойствах, как о символе России. На занятии воспитатель воспитывает патриотические чувства у детей дошкольного возраста. Проводятся хороводная игра «Березка», беседа о символах России, беседа «Знакомство с богатырями русскими».
Иконка файла материала Берёзка средняя группа.docx
Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас, но пришла я сегодня не одна, а с хорошим настроением и хочу им поделиться с вами! (Улыбается и касается ладошек соседа) Давайте, мы с вами улыбнемся и передадим своё хорошее настроение соседу (дети улыбаются и касаются ладошек друг друга); почувствуем тепло ладошек друг друга. К нам сегодня пришли гости. Давайте, с ними поздороваемся и передадим им свое хорошее настроение (поворачиваются к гостям и направляют ладошки к ним) Воспитатель: Березонька, моя березонька, Береза моя белая, Береза раскудрявая! Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки, На тебе, березонька, Листья зеленые. Под тобой, березонька, Трава шелковая. Близ тебя, березонька, Красны девицы Венки вьют, плетут. Сегодня мы поговорим о красавице березке. Но, чтобы поближе рассмотреть березку, мы с вами отправимся в лес. Нужно нам закрыть глаза, Сделать два больших прыжка, Руки вытянуть вперед, А потом наоборот. Как листочки покружиться, Чтоб в лесу нам очутиться.Вот так чудо из чудес: Мы попали с вами в лес. В этом лесу растет много березок. Скажите, может кто-то знает, как называется то место, где растет много березок? (Ответы детей) Давайте, подойдем поближе и рассмотрим красавицу березку. Берёзка осенью: Осенью дождливой плакали берёзки. По ветру роняли золотые слёзки. Капали-летели листики-слезинки легкие воздушные, словно паутинки. Берёзка зимой: В снегу стоит берёзка. Напудрена причёска! Затейливые банты! На бантах бриллианты! Берёза весной: Под весенним солнышком во дворе у нас Расцвела березка, радуя всем глаз. Беленькая, стройная, рада, что весна, Что в зиму холодную выжила она. Берёза летом: Лопочет белая березка, Что ей для разудалых кос, Сейчас желательна расческа,И пудра, чтоб присыпать нос. Воспитатель: А где вы встречали березу? (ответы детей) Посмотрите внимательно на слайд. Здесь изображен русский поэт Сергей Александрович Есенин, который очень любил писать стихи о природе. В Москве ему был установлен памятник. Посмотрите внимательно, а что посажено возле памятника? Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Дети: Берёза – символ России. У берёзы – белый, стройный ствол. У берёзы тонкие и гибкие ветви. В жару берёза дает прохладу. В холод - согревает. Берёза может лечить людей. Берёза даёт берёзовый сок. О берёзе пишут стихи и песни, картины. В народе берёзу называют «берегиня». Нужно бережно относиться к природе. Березонька, красавица, стройная, белоствольная. Воспитатель: Сергей Есенин очень любил березу и называл березовый край своей Родиной. Дети, подумайте и скажите, что для вас Родина? (ответы детей) У каждого листочка, У каждого ручья, Есть главное на свете, Есть Родина своя. Для ивушки плакучей, Нет реченьки милей. Для беленькой березы- Опушки нет родней.То место, где родились, Где радостно живем, Края свои родные, Мы Родиной зовем. Человек не может жить без Родины, как без сердца и души! Ни в одной стране мира нет столько берез, сколько у нас. Давайте представим, что мы с вами маленькие березки. Мы с вами слышим, о чем шепчутся березки? Нет? А почему? Правильно, молодцы! А как вы думаете, о чем они мечтают? Чего боятся? Представьте, что наши ручки – это веточки, а пальчики – листочки. Физкультминутка: Березонька в моем саду Гнется низко на ветру. Наклонилась вправо, влево – Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула И вперед их протянула. А как стихнет ветерок Моя березонька уснет. Воспитатель: Опять о них кудрявых, белых, А что тут делать, если на Руси У всех дорог встречаются берёзы, Хоть день, хоть ночь, Хоть вечность колеси! Воспитатель: Это простое русское дерево-берёза, любимое дерево русского народа. Берёзка напоминает нам ситцевый платок, русскую печь, курочку Рябу, каравай. А сколько сложено песен о берёзе! Недаром её называют песеннымдеревом. Нет дерева, растущего в России, которому так повезло в музыке и поэзии, как берёзе. 1. Я надену сарафан, Заплету косички. Будем рядом мы с берёзкой Девочки-сестрички. 2.Мне милы твои серёжки, И нарядный сарафан. Побегу я по дорожке, Обниму твой тонкий стан. 3. Летом я к тебе приду И в тенёчке посижу. Ты прохладой освежишь, И в жару ты охладишь. 4. Ну, а коль весна пришла- Ты стоишь вся зелена. Твой наряд такой красивый, Он любому сердцу милый! 5. Да и осенью берёзка, Ты чудесно хороша. Платье жёлтое наденешь, Запоёт твоя душа! Воспитатель: В суровые годы Великой Отечественной войны, русская берёза согревала душу нашим воинам, радовала своей красотой и напоминала о родных местах, где бы не росла береза. Для меня береза-часть России, Есть она, и будет, и была. Вот березку росы оросили,И стоит она белым-бела. Сколько раз осколки били в каску, Но живым я вышел из огня. Верил я не в присказку, не в сказку, А в березку, ждущую меня. Ты, березка, искренне поведай, Эту быль подснежникам весны, Как ждала меня, ждала меня с победой. Сорок с лишним месяцев с войны! Снова у родного перекрестка. Я стою взволнованный с утра. Вот она заветная березка. Светлый образ света и добра! Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем пахнут березы? Конечно же родиной! Какой русский человек не любит красавицу березу? Она как хороший человек: и собой пригожа, стройна, белолика, да и пользы от нее много. Береза символизирует белое, чистое дерево. Как можно ласково назвать березу - березонька, березка, берёзушка. Чем береза отличается от других деревьев? У нее белый ровный ствол с черными полосками. Эти черные полоски называют чечевички. Через них дерево дышит. Весной береза распускает сережки, они бывают разного цвета, и размера. В сережках находятся семена березы, сережки - цветы березы. Под березой растут грибы, которые так и называются подберезовики. Кора березы называется береста. Из нее делают украшения, посуду, обувь, игрушки. Еще березу считают лекарем, так как ее сок, почки, сережки, листья используют для лечения человека. Молодые, тоненькие, прямые березки, похожи на стройных с гибкой талией, с длинными косами русских девушек.Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее. Многие художники на своих полотнах запечатлели образ берёзы. Вот только некоторые из них. (Демонстрация репродукций). Картина И.Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени прославляющую родную природу. И. Грабарь «Февральская лазурь». На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды. Картина Ивана Шишкина называется «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них. Я предлагаю каждому из вас стать художником и запечатлеть берёзку на альбомном листе. (Воспитатель заранее готовит альбомный лист с нарисованной берёзкой. Дети наносят гуашь на картофельные штампики (листочки) и начинают штамповать.) Воспитатель: Давайте же ребята, будем беречь природу, что бы земля вокруг нас оставалась щедрой, и богатой, что бы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники, росли березовые рощи, и шелестели своей изумрудной листвой. Ее красавицей лесною, Зовет недаром наш народ. В ней столько нежности и света, И, как тут не сказать, друзья. Для всех, для нас, береза эта, Наш край родной, наша страна.