Конспект "Площадь прямоугольника"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

УМК: «Школа России» Предмет: Математика Учебник: «Математика. 3 кл.» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: Площадь прямоугольника Тип урока: Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода) Цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).Урок разработан для молодых учителей с целью оказания помощи.Урок объяснение нового материала
Иконка файла материала Урок.doc
Автор: Архипова Виктория Николаевна учитель начальных классов  МАОУ КСОШ №2  УМК: «Школа России» Предмет: Математика Учебник: «Математика. 3 кл.» М.И.Моро, М.А.Бантова  Тема: Площадь прямоугольника Тип урока: Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода) Цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления  площади прямоугольника (квадрата). Планируемые результаты: Личностные УУД:   – Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:  Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных  ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД:уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке. Предметные:  – Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».  – Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата). Основные понятия длина, ширина, площадь Ресурсы: – мультимедийный проектор, – презентация;  Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.  ХОД УРОКА Этап урока Деятельность учащихся Универсальные учебные  действия Личностные:  самоопределение. Регулятивные:  целеполагание. Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с  учителем и сверстниками. Деятельность учителя 1.Мотивирование к учебной  деятельности. – Улыбнитесь друг другу, нашим гостям,  мне, ведь: «С маленькой удачи начинается большой успех!»  Слайд 2: дети читают хором: – Чтобы вы хотели пожелать сегодня на  уроке своему соседу по парте. –Мы сегодня будем снова раскрывать  тайны…математики. Готовы?  Слушают учителя,  психологический настрой Мы – умные!    Мы – дружные!   Мы – внимательные!   Мы – старательные!   Мы – отлично учимся!   Все у нас получится! Учащиеся высказывают пожелания своему соседу. – Удачи при решении задач. – Хорошей работы на уроке. И т.д.Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с  учителем и сверстниками. Познавательные:  логические – анализ  объектов с целью  выделения признаков. 2. Актуализация  знаний А открытием, которое сегодня сделает  каждый из вас, вы поделитесь в конце  урока. 1. Самостоятельная работа (6 + 2) ∙ 4 =  (13 – 8) ∙ 7 =   68 – 60 + 12 =   36 : 6 + 4 =   (18 – 17) ∙ 10 = 2. Повторение геометрических понятий. Какие геометрические фигуры вы знаете?   1) Самостоятельная работа №1  (карточка) – Соедините фигуры и названия фигур  стрелками там, где это возможно. Слайд 4: Обменяйтесь своими тетрадями,  проверьте выполнение задания друг у  друга по эталону на слайде. Слайд 5: Геометрические фигуры   2) У каких геометрических фигур нельзя  определить периметр? Слайд 6:   3) Какие фигуры изображены на слайде?  Среди данных фигур найдите  прямоугольники. Докажите свой  выбор. Слайд 7:  Какими свойствами отличаются  Ответы: 32 35 20 10 10 4 6 Ответы детей. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Круг, луч, точка. Работа в парах. (карточка) Называют номер фигуры и  доказывают свой выбор: прямые  углы, противоположные стороны  равны.прямоугольники от других фигур? 4) Вспомним алгоритм нахождения  периметра.  5) Задача на нахождение периметра  прямоугольника. Слайд 8:   Начертите в тетради прямоугольник со  сторонами 4см и 3см. Найдите периметр и площадь этой фигуры. Задача на нахождение площади.  Слайд 9:  – Проблема: Как найти площадь? 3. Создание  проблемной  ситуации Решают задачу на нахождение  периметра. Чертят в тетради  прямоугольник. Ребята делают предположения и  обосновывают свои ответы. 4.  Формулирование  проблемы (темы  и цели урока) – Смогли выполнить задание? – В чем затруднение? – Почему мы не выполнили второе  задание? – Какой возникает вопрос? Формулируют учебную проблему. – Мы не знаем, как найти площадь – Как найти площадь  прямоугольника? Регулятивные:  целеполагание.  Коммуникативные:  постановка вопросов.  Познавательные:  самостоятельное  выделение –  формулирование  познавательной цели;  логические –  формулирование  проблемы. Коммуникативные:  постановка вопросов.  Познавательные:  самостоятельное  выделение –формулирование  познавательной цели;  логические –  формулирование  проблемы.  Пытаются сформулировать цели  урока совместно с учителем Работа в паре Площадь больше Работа в группе Слайд 10: тема урока «Площадь  прямоугольника»  – Назовите цель урока. познакомимся с… сформируем умения… развиваем… воспитываем… Слайд 11: 1. Как можно сравнить эти фигуры?       Вывод: Они имеют одинаковые площади.  Слайд 12:   2. Что можно сказать про площадь  треугольника?        Вывод: площадь треугольника меньше  площади квадрата.       Слайд 13:  3. Можно ли на «глаз» или наложением  определить, площадь какой фигуры  больше? Слайд 14: – Можем ли мы сравнить эти фигуры  наложением? (нет)– Как измерить и сравнить  фигуры? (Выбирается мерка и  устанавливается, сколько раз эта мерка  содержится в измеряемой величине) Слайд 15: – Сейчас каждая группа получит лист с  изображенным на нем прямоугольником и разные мерки (Мерки сделаны из цветной  самоклеющейся бумаги. Учащиеся  должны в прямоугольник вклеить столько мерок, сколько в него поместится)  – Что измеряли? (Ответы– предположения) – Почему, имея разные прямоугольники,  мы получили одинаковый  результат? (Использовали разные мерки) – Какое правило себе  напомнили? (Сравнивать, складывать и  вычитать величины можно только тогда,  когда они измерены одинаковыми  мерками) – Предположите, как можно найти  площадь прямоугольника? Слайд 16:  – Работаем с одинаковыми мерками!  Считаем вместе! 5. Выдвижение  гипотез Дети высказывают свои  предположения – Разбить прямоугольник на  квадратные сантиметры,  подсчитать их количество и узнать  площади. Регулятивные:  планирование,  прогнозирование.  Познавательные:  моделирование.  Логические – решениеСлайд 17: Что такое площадь? Разбивают прямоугольник на  квадратные сантиметры.  Подсчитывают квадратные  сантиметры. 6.Открытие  нового знания Слайд 18: –Какова площадь данного  прямоугольника?  – Для выполнения задания потребовалось  много времени. Предлагаю найти способ  вычисления площади прямоугольника,  который позволил бы выполнить эту  работу быстрее. Сосчитайте число квадратов,  расположенных в первом ряду по длине  прямоугольника. – Сосчитайте количество таких рядов. – Как найти площадь не расчерчивая  каждый раз на квадратные сантиметры? S – площадь прямоугольника Слайд 19: Формула площади – Их количество равно длине  прямоугольника. – Их количество равно ширине  прямоугольника. – Для нахождения площади  прямоугольника надо длину  умножить на ширину. Дети делают вывод, о нахождении  площади прямоугольник Составление алгоритма в группе проблемы, построение  логической цепи  рассуждений,  доказательство.  Коммуникативные  :инициативное  сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: контроль,  оценка, коррекция.  Познавательные: умение  структуризировать знания, выбор наиболее  эффективных способов  решения задач; рефлексия  способов и условий  действия. Коммуникативные:  управление поведением  партнера – контроль,  коррекция, оценка  действий партнера.Слайд 20:  В качестве общепринятых единиц  измерения площадей используют  квадраты со сторонами 1 см, 1 дм, 1 м. Эти измерения называют соответственно: квадратный сантиметр – 1 см² квадратный дециметр – 1 дм² квадратный метр – 1 м² Слайд 21:  Прочитайте правило нахождения площади прямоугольника. – Обозначим площадь буквой S, длину –  буквой a, ширину – буквой b. Записать  правило в виде формулы. «Мы – чертёжники». – Начертите глазами луч (на стене  найдите точку и отправьте луч далеко  сквозь окно), кончиком носа –  окружность, правой рукой– прямой угол,  а левой– острый! Чертите аккуратно!  Левой ногой – квадрат, а правой  прямоугольник. Площадь какой фигуры мы учились  находить? Как найти площадь прямоугольника?  7.  Формулирование  нового знания   . 8. Физминутка 9. Применение  нового знания Знакомство с правилом: «Чтобы  найти площадь прямоугольника,  надо длину умножить на ширину». Делают вывод: S = a•b Составление алгоритма в группе Выполняют задание  Регулятивные: контроль,  коррекция, выделение и  осознание того, что уже10. Повторение и  закрепление  полученного  ранее. 9. Домашнее  задание 10. Рефлексия  деятельности. Слайды 22,23:   Анализирует результаты выполнения  учащимися задания Определите площади прямоугольных  полей самостоятельно Называют с помощью учителя  место своего затруднения, причину исправляют ошибки. 1. Давайте решим задачу в учебнике на  стр.57 №4 Решают задачу усвоено и что еще  подлежит усвоению,  осознание качества и  уровня усвоения. Личностные:  самоопределение. Регулятивные: контроль,  коррекция. Личностные:  самоопределение. Знакомятся с заданием, слушают  инструкцию Отвечают на вопросы Дает инструктаж по выполнению  домашнего задания.  Начертите две разные фигуры, но только  так, чтобы площадь у них была  одинаковой. Подумать, какую формулу  можно применить для нахождения  площади. Какое открытие вы сделали на уроке? – Назовите цель нашего урока. – Какое задание было для вас самым  интересным? Самым трудным? – Где в реальной жизни может возникнуть  необходимость вычислить площадь  прямоугольника? Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои  мысли. Познавательные:  рефлексия.