Конспект по ИЗО "Матрёшка" (2 класс, ИЗО)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект можно использовать как для второго класса, так и для третьего. В нем представлены картинки различных матрёшек и их описания. Физ минутка соответствует теме урока. Урок рассчитан на сорок минут. Во время самостоятельной работы учащихся учитель может рассказывать информацию о матрёшках, которые представлены в конспекте.
Иконка файла материала конспект по ИЗО матрёшка.docx
Тема урока: «Роспись матрёшки на плоскости» Тип урока: Комбинированный урок Цель урока: Формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в  изображении матрёшек. Задачи урока: Обучающие:   учить расписывать матрёшку, передавая форму, пропорции, цвет; расширять кругозор, экологизацию и гуманизацию учебного процесса; Воспитательные:   воспитывать коммуникабельность, взаимопомощь и ответственность за общее дело. воспитывать любовь к родному краю; Развивающие:   развивать творческие способности детей через приобщение к прикладному искусству и  народному творчеству; развивать наблюдательность, внимание. Оборудование:   Для   педагога:  шаблон   матрёшки   распечатанный   на   листе   А4,  краски,   кисти, непроливайка, ластик, карандаш, палитра.  Для   учащихся:  шаблоны   матрёшек   распечатанные   на   листе   А4,   краски,   кисти, непроливайка, ластик, карандаш, палитра. Наглядные пособия:  1. Зрительный ряд: картинки матрёшек. 2. Литературный ряд: загадка  Структура урока: Организационный момент (1­2 мин) Объяснение нового материала (13 мин) Физкультминутка (2 мин) Самостоятельная работа (18­20 мин) Подведение итогов (4­5 мин) Уборка рабочих мест (1­2 мин)Ход урока 1. Организационный момент .  ­Здравствуйте, ребята! Готовы ль мы начать урок? Все ль на месте, все ль порядке: Альбомы, кисти, краски! Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! 2. Объяснения нового материала Дети, отгадайте загадку: Алый, шелковый платочек,  Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко… Это… Русская (МАТРЕШКА) Правильно дети, это матрёшка.  ­   Матрёшка   –   настоящая   русская   красавица.   Символ   русского   духовного   изобилия, великолепное изделие декоративно ­ прикладного искусства. Дети, как выглядит матрёшка? (ответы детей) Матрёшка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки? Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы, которую   привезли   из   Японии   с   острова   Хонсю,   в   подмосковную   усадьбу   Абрамцево. Фигурка   изображала   мудреца   с   вытянутой   от   долгих   раздумий   головой,   она   оказаласьразъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума ­ добродушный лысый мудрец,  один из семи богов удачи. ­ Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую. Известный художник   Сергей   Малютин   расписал   фигурку   на   русский   лад,  это   была   круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке.  Фигурка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.   Самым   распространённым   на   Руси   именем   была   Матрёна,   если   ласково,   то Матрёшка.  Так и назвали деревянную барышню. Обычно   в   матрёшках   помещали   по   10   дочек.   Но   в   музеях   можно   найти   уникальные экземпляры с большим количеством внутренних  матрёшек. Мастера из  разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавицы. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. ­ Ребята, а вы знаете, из каких материалов делают матрёшек? (из дерева) ­ Матрёшек можно делать не только из дерева, их также делают из ткани, из пластика, из картона и вяжут из ниток.  ­ Существуют различные виды матрёшек. Это матрёшка с росписью гжель ­   Многие   изделия   с   росписью  гжель  со   второй   половины   20­ых   годов   XIX   века расписывали   только   синей   краской.   В   настоящее   время   именно   этот   характерный рисунок   определяет   стиль   «Гжель».  Её   узоры   –   это   преимущественно   цветочные   и простые геометрические орнаменты, выполненные ярко­синей краской на белоснежном фоне.­  Это матрёшка с росписью Хохлома. ­  Она  представляет   собой   декоративную   роспись деревянной   посуды   и   мебели,   выполненную   красным, зеленым   и   черным   цветом   по   золотому   фону. Традиционные сюжеты  — растения, ягоды, цветы, иногда — птицы и звери. Это матрёшка с Городецкой росписью.  Это русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX      век (19 век),   в   районе   города  Городец.   Городецкая  роспись  яркая   и   лаконичная,   в   ней присутствуют жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком  с белой и черной графической  обводкой. Такая роспись украшала прялки,   мебель,   ставни,   двери.   Так   же   в   городецкой   росписи   используются   цветы, букеты, они могут быть разбросаны повсюду.  Эта  матрёшка с Вятской росписью.  В  вятской   матрёшке  в   числе   тем,   раскрываемых   мастерицами,   сюжеты   русских народных   сказок,   так   называемые   летние   и   зимние   сюжеты,   сюжеты   ярмарок   и народных   гуляний.   В   оформлении   платка   –   цветочный   орнамент   с   использованием перламутра.  Основой в композиции росписи вятской матрешки является сохранение народных   традиций:   рыже­русые   волосы,   большие   голубые   глаза,   яркие   сочные цветовые гаммы при оформлении передников, в которых преобладают красные цвета.  Дети, рассмотрите внимательно эти картинки и сравните их.   Что в них одинаковое? (все матрёшки в сарафанах и в платках) Чем   они   отличаются?   (на   некоторых   нарисованы   цветы,   а   на   некоторых   птицы   и лошади, не у всех нарисованы руки)  Какие цвета используются? (ответы детей) Физкультминутка: "Нарядные Матрешки": Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево ­ вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево­вправо) Девчонки озорные, Матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловищем  направо ­ налево) Вы похожи словно сестры. 3. Самостоятельная работа: Раздаю детям матрёшек.  На листах, которые я вам раздала, нарисованы матрёшки.  И сегодня мы с вами будем их расписывать.   На сарафанах у матрёшек пусто.  И здесь мы будем рисовать цветок и листики.   Но прежде, чем начать рисовать, вспомним правила техники безопасности: Правила безопасности с красками. 1) Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места  посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время. 2) Во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.3) Не пробовать краски на вкус. 4) Аккуратно работать красками, кистями, карандашами.  5) Не размахивайте ими перед своим лицом и лицом соседа. 6) После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий  материал убран.  Молодцы!  А теперь начнем рисовать!     Вывесить на доску алгоритм росписи матрёшки.                                          Возьмите простой карандаш.  Начинаем рисовать немного ниже середины сарафана.   Здесь у нас будет серединка цветка.  Не нажимайте сильно на карандаш, чтобы можно было стереть линии, которые у вас не получатся.  Серединка у нас необычная, рисуем закругление, ведём линию к началу, но доводим не до конца.  Затем повторяем закругления ещё 2 раза.  Вот такая серединка у нас получилась.  Теперь мы нарисуем лепестки цветка.  Они похожи на сердечки, но конец у них не 1 острый, а их 2.  Рисуем закругления в виде сердечка с 2х сторон.  И соединяем вогнутой линией 2 конца.  Получился вот такой лепесточек.  Так же рисуем остальные лепестки, их у нас всего будет 5 штук.  Рисуем закругления в виде сердечка с 2х сторон.  И соединяем вогнутой линией 2 конца.  Второй лепесток готов. (повторяется ещё 3 раза)  Наш цветок готов! Теперь мы нарисуем листики, вы можете нарисовать 1 листик, а можете несколько.  Они должны располагаться между лепестков цветка.  Ведём выпуклую линию, закругляем и продолжаем вести ещё немного.  С другой стороны ведём тоже немного вогнутую линию.  Затем ведём вогнутую линию, закругляем вверху.  И теперь соединяем эти 2 конца выпуклой линией.  Листик готов!   Если хотите, можете нарисовать ещё несколько листиков или нарисовать завитки.  Можете срисовывать с картинок, которые висят на доске. Показываю свой педагогический рисунок.  Вот такая матрёшка получилась у меня!  4.  Подведение итогов:  Что мы сегодня с вами делали?   Откуда в России впервые появилась матрёшка?  Что вы узнали о них?  О каких видах росписи вы сегодня узнали?   Сегодня все отлично поработали. Вы все молодцы! Спасибо, урок окончен! В конце урока выставка результатов с обсуждением работ. Ребята, теперь мы можем сделать выставку ваших работ! 1) http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex80.htm Список использованной литературы: 2) http://lovingmama.ru/article/1089­russkaya­narodnaya­igrushka­matreshka­istoriya­ vidy­matreshek­polza­igry­s­matreshkami 3) http://zen­designer.ru/articles/900­russkaya­matreshka­istoriya­igrushki

Посмотрите также