Конспект по музыке на тему «Настрою гусли на старинный лад…» (3 класс).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока музыки с применением современных образовательных здоровьесберегающих технологий в 3 классе. Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад…». Цель урока: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин Садко, расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях.Конспект урока музыки в 3 классе.
Иконка файла материала 003- урок в 3 классе по музыке.doc
Темрюкский район п. Виноградный Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная  общеобразовательная школа № 12 Муниципального образования Темрюкский район Конспект урока музыки с применением современных образовательных здоровьесберегающих технологий в 3 классе Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад…»                                                                 Автор: Казимирова Е.И.                                                                          учитель музыки  МБОУ ООШ №12                                                                          п. ВиноградныйТема: «Настрою гусли на старинный лад…» Форма урока: урок ­ игра Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами  народных сказителей былин  Садко. Задачи: Обучающая:  обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов оперы­былины   Римского­Корсакова   «Садко»;   расширить   знания   учащихся   о   народном музыкальном инструменте гуслях; Развивающая: развивать  эмоционально­образную сферу учащихся, формирование  музыкально­практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие,  исполнение), а также – творческих способностей детей. Воспитателная: воспитывать любовь и интерес к композиторской и народной музыке. Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Настою гусли на  старинный лад…», синтезатор, шумовые народные инструменты. Технологии: технология развивающего обучения, игровая технология, использование  здоровьесберегающих технологий Методы: методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод  художественного, нравственно­эстетического познания музыки. Ожидаемый результат: Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и  найти их общие изобразительные свойства. Каждый ученик даёт оценку по эффективности  урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик  материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.                       I.  Организационный момент.          СЛАЙД 1                               СЛАЙД 2,3                                                    Ход урока: II. Введение в тему урока: Учитель (поёт): (Музыкальное приветствие)      Музыкальный мир откроет чудеса,        Мы услышим инструментов голоса.  СЛАЙД 4  Учитель. Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и   встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси.  Послушайте, как он звучит и определите, что это за инструмент. (Слушание музыкального фрагмента.) Ответы учащихся: гусли. Учитель: К нам на урок пришли  настоящие  гусли!   Ой, вы гусли – то яровчатые, Ой, вы гусельки –то звончатые, Расскажите нашим детушкам, Как во старину­то вы играли­то,Как народ вы потешали­то и радовали, Как в годину горькую вы плакали, Как богатырей Руси вы прославляли, Тех, кто защищал всю землю русскую…  Учитель:  Как называли музыканта, который играл на гуслях? Ответы учащихся: гусляры. СЛАЙД 5 (читаю со слайда) ––  Жили когда­то на Руси Великой люди – песенники­ Жили когда­то на Руси Великой люди – песенники­ сказители. Они сочиняли и пели­рассказывали былины – разные истории про богатырей  сказители. Они сочиняли и пели­рассказывали былины – разные истории про богатырей  русских, про битвы с лютыми врагами, про царства­государства чужеземные.  русских, про битвы с лютыми врагами, про царства­государства чужеземные.  Учитель: Гусляры   на   Руси   занимали   особое   положение.   Эти   люди     развлекали   князя   и   народ, рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли, при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Считалось, что если гусляр перед исполнением   какого­либо   важного   дела   спел   песнь   былину,   то   этому   делу   обеспечена удача,  а свадьба   без певца  ­  это вообще  не свадьба.   Гусляров   очень  уважали,   считали честью для себя их принимать.  СЛАЙД 6 Учитель: Ребята, а что такое БЫЛИНА, которые распевали гусляры? Учитель. Ребята, давайте узнаем почему гусли получили такое название. Гусляр: СЛАЙД 7 Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли ­ это гудящие струны. Русские гусли ­ инструмент очень древний. По предположениям историков, гусли были еще в шестом веке.  Наверное, вы не раз слышали выражение ­ «гусли звончатые». Самые древние и простые –это гусли звончатые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13).  В древности гусли изготавливали из дерева , чаще всего использовали явор ­ белый клен, поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей ­ яровчатые. Послушайте как они звучат. Слушание «Как под яблонькой..» Учитель.  А теперь давайте поиграем.   СЛАЙД 8 Учитель: Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше… Итак, в древности гусляры исполняли былины о разных героях нашей великой Русской земли. Давайте вы, попробуете отгадать загадку, после чего узнаете имя одного известного былинного героя, а также, в дальнейшем,   назовёте тему нашего сегодняшнего  урока.  СЛАЙД 9   (ТЕМА УРОКА) СЛАЙД 10 (ИГРА)Учитель: На гуслях играли не только в древние времена, но и сейчас играют  в оркестре народных инструментов. Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра? (балалайки, домры, трещотки, баян, ложки и др.) Я предлагаю вам тоже создать ансамбль народных инструментов. Для этого поделитесь на две группы. ПАЛЬЧИКОВАЯ РАЗМИНКА Стуки­стуки! Глянь в ворота: Верно, в гости едет кто­то. (ударяем кулачком о кулачок) Плывёт Садко по сине­морю (волнообразные движения руками) Слышно гусельки настроил.(имитация игры на гуслях) Это путь держа домой (кулачками трём вверх и вниз пальчики) Корабли встают стеной. (на слово «стеной» хлопаем в ладоши)Деление   класса:   1   группа   –   играют   на   шумовых   инструментах   (собственного изготовления) , 2­ сопровождает исполнение музыки игрой на музыкальных инструментах (трещотки, ложки, бубны; один ученик  играет на гуслях) После исполнения группы меняются. Учитель: Всё ли получилось у вашего оркестра? Дети: Да. СЛАЙД 11 Учитель: Гусли,   этот   удивительный   инструмент,   попал   даже   в   оперу.   Известный   композитор Римский­Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко. Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».  СЛАЙД 12 Учитель: Ребята, а что такое опера? (ответы детей) СЛАЙД 13 Садко ­ былинный герой, бесстрашный мореплаватель и талантливый  гусляр, который жил  в богатом городе Новгороде.  Двенадцать   лет   он   по   морю   плавал,   а   дани   царю   морскому   не   платил.   Садко, догадываясь,   что   морской   царь   требует   дани,   бросил   в   море   бочки   золота,   серебра   и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. СЛАЙД 14 Вот и попал Садко в гости к морскому царю, где повидал заморские чудеса подводного  заморские чудеса подводного  мира и  поразил всех  своей великолепной игрой.  мира  СЛАЙД 15 Давайте с вами заглянем в музыкальный театр и посмотрим фрагмент из оперы Римского­ Корсакова "Заиграйте, мои гусельки!". Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка. Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко».  Беседа по прослушанному произведению: Как выглядит Садко в опере? Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она? Скажите, звучали гусли или нет?  (Скорее   всего,   мнения   разделятся.     Нужно   обратить   внимание   детей   на   то,   что звучали не сами гусли, а была  оркестровая имитация, подражание гуслям.) СЛАЙД 16В опере «Садко», как и в любой сказке, много чудес. Садко, и его молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду. Учитель: Засиделись мы с вами, надо провести нам гимнастику для рук. СЛАЙД 17 Давайте в заключение нашего урока исполним песню «Приходи, сказка». IV. Итог урока: Учитель: Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.  О каком музыкальном древнем русском народном  инструменте  сегодня говорили? (О  гуслях.) С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Садко.)  Домашнее задание:САДКО   Стоял там Новгород старинный, (Известен город и сейчас), В нем жил Садко­герой былинный, И про него весь этот сказ; ***  По морю корабли ходили С товарами во все концы, Торговлей промышлять любили Тогда богатые купцы… ***  А после  чинно, не скупясь… Справляли пышные пиры, И музыка вовсю лилась, И веселились гусляры … ***  Садко и сам играл ни раз, И песни пел там до зари, И мужики пускались в пляс, Гулять умели на Руси… ***  Но все бывает до поры; Забыл Садко о тех пирах, Печально к озеру идет И гусли у него в руках… Садко играет и поет. ***  Услышал песню царь морской, Для сердца своего отраду, И очарованный игрой, Он гусляру сулит награду, Войдя с ним в сговор непростой; ***  Уж рад ли сговору такому…? Но отказать Садко не может, Ну, а в залог царю морскому, Он  бедный  голову заложит… ***  И с помощью царя  Садко У озера с купцами спорит, Что в водах этих…глубоко, Чудесной рыбы много бродит… ***  Он с ними бьется об заклад,Что рыба с перьями златыми, И ловит им три дня подряд, В обмен на лавки дорогие… ***  И стал Садко  купцом как все, Построил тридцать кораблей, Возил товары по Неве, И к берегам чужих морей. ***  Однажды  путь держа домой, Плывет Садко по сине – морю, Накрыло вдруг его волной, Поднялся ветер, буря воет… И встали корабли стеной; ***  И молвит тут Садко дружине, Что дани просит царь морской, Уж бочка с серебром в пучине, Затем бочонок золотой, А корабли все недвижимы; ***  Но у царя добра довольно, Не нужно злата, серебра, Садко  лишь нужен в синем море, Нужна живая голова… ***  Его лишь жребий в море тонет, И корабли домой плывут, И буря стихла и не стонет, Садко в палатах царских ждут. ***  Три дня Садко играл на гуслях, Три дня плясал царь от души, От пляски поднялась вдруг буря, И стали гибнуть корабли. Явился тут святой Микола, Садко советом поддержать, И чтоб унять царя морского, Велел все струны он порвать. ***  ***  И только царь тут отплясался, Решает он Садко женить, В подводном царстве, чтоб остался, С морскою девушкою жить. ***  И триста девушек прекрасных,Пред ним проходят под водой, Но над сердцами царь невластен, Садко уж хочется домой, ***  В раздумьях…и совсем растерян, Кого же суженой назвать…? И вновь Микола ему верен, Пришел Садко он выручать. ***  И старец  верною рукою, Вдруг указал Садко на ту, Что из невест была земною, Кого ­Чернавушкой зовут… ***  Она одна сослужит службу, И вынесет Садко домой, Вначале обернется суженой, Ну а потом уже рекой… ***  И  наконец мечта сбылась, Садко проснулся у реки, Она  Чернавою звалась, Река­ родной его земли… ***  И за спасение от мытарства, Садко Миколе церковь строит, И помня о подводном царстве, По сине – морю уж не ходит…

Посмотрите также