Конспект урока музыки с применением современных образовательных здоровьесберегающих технологий в 3 классе. Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад…». Цель урока: 
познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин  Садко, расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях.Конспект урока музыки в 3 классе.
            
        
        
        
                    
                
                    Темрюкский район п. Виноградный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная  общеобразовательная школа № 12
Муниципального образования Темрюкский район
Конспект урока музыки с применением
современных образовательных
здоровьесберегающих технологий
в 3 классе
Тема урока:
«Настрою гусли на старинный лад…»
                                                                Автор: Казимирова Е.И.
                                                                         учитель музыки  МБОУ ООШ №12
                                                                         п. ВиноградныйТема: «Настрою гусли на старинный лад…»
Форма урока: урок  игра
Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами 
народных сказителей былин  Садко.
Задачи:
Обучающая:  обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов
оперыбылины   РимскогоКорсакова   «Садко»;   расширить   знания   учащихся   о   народном
музыкальном инструменте гуслях;
Развивающая: развивать  эмоциональнообразную сферу учащихся, формирование 
музыкальнопрактических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, 
исполнение), а также – творческих способностей детей.
Воспитателная: воспитывать любовь и интерес к композиторской и народной музыке.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Настою гусли на 
старинный лад…», синтезатор, шумовые народные инструменты.
Технологии: технология развивающего обучения, игровая технология, использование 
здоровьесберегающих технологий
Методы: методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод 
художественного, нравственноэстетического познания музыки.
Ожидаемый результат: Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и 
найти их общие изобразительные свойства. Каждый ученик даёт оценку по эффективности 
урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик 
материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.    
                 
I.  Организационный момент.          СЛАЙД 1                              
СЛАЙД 2,3                                                   
Ход урока:
II.
Введение в тему урока:
Учитель (поёт): (Музыкальное приветствие)
     Музыкальный мир откроет чудеса,  
     Мы услышим инструментов голоса. 
СЛАЙД 4
 Учитель.
Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на
многие века назад и   встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом
Руси.  Послушайте, как он звучит и определите, что это за инструмент.
(Слушание музыкального фрагмента.)
Ответы учащихся: гусли.
Учитель:
К нам на урок пришли  настоящие  гусли!  
Ой, вы гусли – то яровчатые,
Ой, вы гусельки –то звончатые,
Расскажите нашим детушкам,
Как во старинуто вы игралито,Как народ вы потешалито и радовали,
Как в годину горькую вы плакали,
Как богатырей Руси вы прославляли,
Тех, кто защищал всю землю русскую…
 Учитель:
 Как называли музыканта, который играл на гуслях?
Ответы учащихся: гусляры.
СЛАЙД 5 (читаю со слайда) ––  Жили когдато на Руси Великой люди – песенники
Жили когдато на Руси Великой люди – песенники
сказители. Они сочиняли и пелирассказывали былины – разные истории про богатырей 
сказители. Они сочиняли и пелирассказывали былины – разные истории про богатырей 
русских, про битвы с лютыми врагами, про царствагосударства чужеземные. 
русских, про битвы с лютыми врагами, про царствагосударства чужеземные. 
Учитель:
Гусляры   на   Руси   занимали   особое   положение.   Эти   люди     развлекали   князя   и   народ,
рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли, при
случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Считалось, что если гусляр перед
исполнением   какоголибо   важного   дела   спел   песнь   былину,   то   этому   делу   обеспечена
удача,  а свадьба   без певца    это вообще  не свадьба.   Гусляров   очень  уважали,   считали
честью для себя их принимать. 
СЛАЙД 6
Учитель:
Ребята, а что такое БЫЛИНА, которые распевали гусляры?
Учитель.
Ребята, давайте узнаем почему гусли получили такое название.
Гусляр:
СЛАЙД 7
Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как
гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли  это гудящие струны.
Русские гусли  инструмент очень древний. По предположениям историков, гусли были еще
в шестом веке. 
Наверное, вы не раз слышали выражение  «гусли звончатые».
Самые древние и простые –это гусли звончатые. Треугольный корпус ставился на колени
музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). 
В древности гусли изготавливали из дерева , чаще всего использовали явор  белый клен,
поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей  яровчатые.
Послушайте как они звучат.
Слушание «Как под яблонькой..»
Учитель.  А теперь давайте поиграем.
 
СЛАЙД 8
Учитель:
Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше… Итак, в древности гусляры
исполняли былины о разных героях нашей великой Русской земли. Давайте вы, попробуете
отгадать загадку, после чего узнаете имя одного известного былинного героя, а также, в
дальнейшем,   назовёте тему нашего сегодняшнего  урока. 
СЛАЙД 9   (ТЕМА УРОКА)
СЛАЙД 10 (ИГРА)Учитель:
На гуслях играли не только в древние времена, но и сейчас играют  в оркестре народных
инструментов.
Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра?
(балалайки, домры, трещотки, баян, ложки и др.)
Я предлагаю вам тоже создать ансамбль народных инструментов. Для этого поделитесь на
две группы.
ПАЛЬЧИКОВАЯ РАЗМИНКА
Стукистуки! Глянь в ворота:
Верно, в гости едет ктото. (ударяем кулачком о кулачок)
Плывёт Садко по синеморю (волнообразные движения руками)
Слышно гусельки настроил.(имитация игры на гуслях)
Это путь держа домой (кулачками трём вверх и вниз пальчики)
Корабли встают стеной. (на слово «стеной» хлопаем в ладоши)Деление   класса:   1   группа   –   играют   на   шумовых   инструментах   (собственного
изготовления) , 2 сопровождает исполнение музыки игрой на музыкальных инструментах
(трещотки, ложки, бубны; один ученик  играет на гуслях)
После исполнения группы меняются.
Учитель:
Всё ли получилось у вашего оркестра?
Дети: Да.
СЛАЙД 11
Учитель:
Гусли,   этот   удивительный   инструмент,   попал   даже   в   оперу.   Известный   композитор
РимскийКорсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.
Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это
оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе
Салтане», «Кощей бессмертный». 
СЛАЙД 12
Учитель:
Ребята, а что такое опера? (ответы детей)
СЛАЙД 13
Садко  былинный герой, бесстрашный мореплаватель и талантливый  гусляр, который жил 
в богатом городе Новгороде. 
Двенадцать   лет   он   по   морю   плавал,   а   дани   царю   морскому   не   платил.   Садко,
догадываясь,   что   морской   царь   требует   дани,   бросил   в   море   бочки   золота,   серебра   и
жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий
выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой
доске.
СЛАЙД 14
Вот и попал Садко в гости к морскому царю, где повидал заморские чудеса подводного 
заморские чудеса подводного 
мира и  поразил всех  своей великолепной игрой. 
мира 
СЛАЙД 15
Давайте с вами заглянем в музыкальный театр и посмотрим фрагмент из оперы Римского
Корсакова "Заиграйте, мои гусельки!". Обратите внимание на то, как будет звучать эта
музыка.
Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко». 
Беседа по прослушанному произведению:
Как выглядит Садко в опере?
Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?
Скажите, звучали гусли или нет? 
(Скорее   всего,   мнения   разделятся.     Нужно   обратить   внимание   детей   на   то,   что
звучали не сами гусли, а была  оркестровая имитация, подражание гуслям.)
СЛАЙД 16В опере «Садко», как и в любой сказке, много чудес. Садко, и его молодецкие и сердечные,
грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство
и принесли славу великому Новгороду.
Учитель:
Засиделись мы с вами, надо провести нам гимнастику для рук.
СЛАЙД 17
Давайте в заключение нашего урока исполним песню «Приходи, сказка».
IV. Итог урока:
Учитель:
Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины. 
О каком музыкальном древнем русском народном  инструменте  сегодня говорили? (О 
гуслях.)
С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Садко.) 
Домашнее задание:САДКО
 
Стоял там Новгород старинный,
(Известен город и сейчас),
В нем жил Садкогерой былинный,
И про него весь этот сказ;
*** 
По морю корабли ходили
С товарами во все концы,
Торговлей промышлять любили
Тогда богатые купцы…
*** 
А после  чинно, не скупясь…
Справляли пышные пиры,
И музыка вовсю лилась,
И веселились гусляры …
*** 
Садко и сам играл ни раз,
И песни пел там до зари,
И мужики пускались в пляс,
Гулять умели на Руси…
*** 
Но все бывает до поры;
Забыл Садко о тех пирах,
Печально к озеру идет
И гусли у него в руках…
Садко играет и поет.
*** 
Услышал песню царь морской,
Для сердца своего отраду,
И очарованный игрой,
Он гусляру сулит награду,
Войдя с ним в сговор непростой;
*** 
Уж рад ли сговору такому…?
Но отказать Садко не может,
Ну, а в залог царю морскому,
Он  бедный  голову заложит…
*** 
И с помощью царя  Садко
У озера с купцами спорит,
Что в водах этих…глубоко,
Чудесной рыбы много бродит…
*** 
Он с ними бьется об заклад,Что рыба с перьями златыми,
И ловит им три дня подряд,
В обмен на лавки дорогие…
*** 
И стал Садко  купцом как все,
Построил тридцать кораблей,
Возил товары по Неве,
И к берегам чужих морей.
*** 
Однажды  путь держа домой,
Плывет Садко по сине – морю,
Накрыло вдруг его волной,
Поднялся ветер, буря воет…
И встали корабли стеной;
*** 
И молвит тут Садко дружине,
Что дани просит царь морской,
Уж бочка с серебром в пучине,
Затем бочонок золотой,
А корабли все недвижимы;
*** 
Но у царя добра довольно,
Не нужно злата, серебра,
Садко  лишь нужен в синем море,
Нужна живая голова…
*** 
Его лишь жребий в море тонет,
И корабли домой плывут,
И буря стихла и не стонет,
Садко в палатах царских ждут.
*** 
Три дня Садко играл на гуслях,
Три дня плясал царь от души,
От пляски поднялась вдруг буря,
И стали гибнуть корабли.
Явился тут святой Микола,
Садко советом поддержать,
И чтоб унять царя морского,
Велел все струны он порвать.
*** 
*** 
И только царь тут отплясался,
Решает он Садко женить,
В подводном царстве, чтоб остался,
С морскою девушкою жить.
*** 
И триста девушек прекрасных,Пред ним проходят под водой,
Но над сердцами царь невластен,
Садко уж хочется домой,
*** 
В раздумьях…и совсем растерян,
Кого же суженой назвать…?
И вновь Микола ему верен,
Пришел Садко он выручать.
*** 
И старец  верною рукою,
Вдруг указал Садко на ту,
Что из невест была земною,
Кого Чернавушкой зовут…
*** 
Она одна сослужит службу,
И вынесет Садко домой,
Вначале обернется суженой,
Ну а потом уже рекой…
*** 
И  наконец мечта сбылась,
Садко проснулся у реки,
Она  Чернавою звалась,
Река родной его земли…
*** 
И за спасение от мытарства,
Садко Миколе церковь строит,
И помня о подводном царстве,
По сине – морю уж не ходит…