Конспект урока музыки с применением современных образовательных здоровьесберегающих технологий в 3 классе. Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад…». Цель урока:
познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин Садко, расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях.Конспект урока музыки в 3 классе.
Темрюкский район п. Виноградный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 12
Муниципального образования Темрюкский район
Конспект урока музыки с применением
современных образовательных
здоровьесберегающих технологий
в 3 классе
Тема урока:
«Настрою гусли на старинный лад…»
Автор: Казимирова Е.И.
учитель музыки МБОУ ООШ №12
п. ВиноградныйТема: «Настрою гусли на старинный лад…»
Форма урока: урок игра
Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами
народных сказителей былин Садко.
Задачи:
Обучающая: обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов
оперыбылины РимскогоКорсакова «Садко»; расширить знания учащихся о народном
музыкальном инструменте гуслях;
Развивающая: развивать эмоциональнообразную сферу учащихся, формирование
музыкальнопрактических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие,
исполнение), а также – творческих способностей детей.
Воспитателная: воспитывать любовь и интерес к композиторской и народной музыке.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Настою гусли на
старинный лад…», синтезатор, шумовые народные инструменты.
Технологии: технология развивающего обучения, игровая технология, использование
здоровьесберегающих технологий
Методы: методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод
художественного, нравственноэстетического познания музыки.
Ожидаемый результат: Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и
найти их общие изобразительные свойства. Каждый ученик даёт оценку по эффективности
урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик
материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.
I. Организационный момент. СЛАЙД 1
СЛАЙД 2,3
Ход урока:
II.
Введение в тему урока:
Учитель (поёт): (Музыкальное приветствие)
Музыкальный мир откроет чудеса,
Мы услышим инструментов голоса.
СЛАЙД 4
Учитель.
Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на
многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом
Руси. Послушайте, как он звучит и определите, что это за инструмент.
(Слушание музыкального фрагмента.)
Ответы учащихся: гусли.
Учитель:
К нам на урок пришли настоящие гусли!
Ой, вы гусли – то яровчатые,
Ой, вы гусельки –то звончатые,
Расскажите нашим детушкам,
Как во старинуто вы игралито,Как народ вы потешалито и радовали,
Как в годину горькую вы плакали,
Как богатырей Руси вы прославляли,
Тех, кто защищал всю землю русскую…
Учитель:
Как называли музыканта, который играл на гуслях?
Ответы учащихся: гусляры.
СЛАЙД 5 (читаю со слайда) –– Жили когдато на Руси Великой люди – песенники
Жили когдато на Руси Великой люди – песенники
сказители. Они сочиняли и пелирассказывали былины – разные истории про богатырей
сказители. Они сочиняли и пелирассказывали былины – разные истории про богатырей
русских, про битвы с лютыми врагами, про царствагосударства чужеземные.
русских, про битвы с лютыми врагами, про царствагосударства чужеземные.
Учитель:
Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди развлекали князя и народ,
рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли, при
случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Считалось, что если гусляр перед
исполнением какоголибо важного дела спел песнь былину, то этому делу обеспечена
удача, а свадьба без певца это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали
честью для себя их принимать.
СЛАЙД 6
Учитель:
Ребята, а что такое БЫЛИНА, которые распевали гусляры?
Учитель.
Ребята, давайте узнаем почему гусли получили такое название.
Гусляр:
СЛАЙД 7
Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как
гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли это гудящие струны.
Русские гусли инструмент очень древний. По предположениям историков, гусли были еще
в шестом веке.
Наверное, вы не раз слышали выражение «гусли звончатые».
Самые древние и простые –это гусли звончатые. Треугольный корпус ставился на колени
музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13).
В древности гусли изготавливали из дерева , чаще всего использовали явор белый клен,
поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей яровчатые.
Послушайте как они звучат.
Слушание «Как под яблонькой..»
Учитель. А теперь давайте поиграем.
СЛАЙД 8
Учитель:
Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше… Итак, в древности гусляры
исполняли былины о разных героях нашей великой Русской земли. Давайте вы, попробуете
отгадать загадку, после чего узнаете имя одного известного былинного героя, а также, в
дальнейшем, назовёте тему нашего сегодняшнего урока.
СЛАЙД 9 (ТЕМА УРОКА)
СЛАЙД 10 (ИГРА)Учитель:
На гуслях играли не только в древние времена, но и сейчас играют в оркестре народных
инструментов.
Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра?
(балалайки, домры, трещотки, баян, ложки и др.)
Я предлагаю вам тоже создать ансамбль народных инструментов. Для этого поделитесь на
две группы.
ПАЛЬЧИКОВАЯ РАЗМИНКА
Стукистуки! Глянь в ворота:
Верно, в гости едет ктото. (ударяем кулачком о кулачок)
Плывёт Садко по синеморю (волнообразные движения руками)
Слышно гусельки настроил.(имитация игры на гуслях)
Это путь держа домой (кулачками трём вверх и вниз пальчики)
Корабли встают стеной. (на слово «стеной» хлопаем в ладоши)Деление класса: 1 группа – играют на шумовых инструментах (собственного
изготовления) , 2 сопровождает исполнение музыки игрой на музыкальных инструментах
(трещотки, ложки, бубны; один ученик играет на гуслях)
После исполнения группы меняются.
Учитель:
Всё ли получилось у вашего оркестра?
Дети: Да.
СЛАЙД 11
Учитель:
Гусли, этот удивительный инструмент, попал даже в оперу. Известный композитор
РимскийКорсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.
Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это
оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе
Салтане», «Кощей бессмертный».
СЛАЙД 12
Учитель:
Ребята, а что такое опера? (ответы детей)
СЛАЙД 13
Садко былинный герой, бесстрашный мореплаватель и талантливый гусляр, который жил
в богатом городе Новгороде.
Двенадцать лет он по морю плавал, а дани царю морскому не платил. Садко,
догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и
жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий
выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой
доске.
СЛАЙД 14
Вот и попал Садко в гости к морскому царю, где повидал заморские чудеса подводного
заморские чудеса подводного
мира и поразил всех своей великолепной игрой.
мира
СЛАЙД 15
Давайте с вами заглянем в музыкальный театр и посмотрим фрагмент из оперы Римского
Корсакова "Заиграйте, мои гусельки!". Обратите внимание на то, как будет звучать эта
музыка.
Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко».
Беседа по прослушанному произведению:
Как выглядит Садко в опере?
Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?
Скажите, звучали гусли или нет?
(Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание детей на то, что
звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.)
СЛАЙД 16В опере «Садко», как и в любой сказке, много чудес. Садко, и его молодецкие и сердечные,
грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство
и принесли славу великому Новгороду.
Учитель:
Засиделись мы с вами, надо провести нам гимнастику для рук.
СЛАЙД 17
Давайте в заключение нашего урока исполним песню «Приходи, сказка».
IV. Итог урока:
Учитель:
Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.
О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О
гуслях.)
С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Садко.)
Домашнее задание:САДКО
Стоял там Новгород старинный,
(Известен город и сейчас),
В нем жил Садкогерой былинный,
И про него весь этот сказ;
***
По морю корабли ходили
С товарами во все концы,
Торговлей промышлять любили
Тогда богатые купцы…
***
А после чинно, не скупясь…
Справляли пышные пиры,
И музыка вовсю лилась,
И веселились гусляры …
***
Садко и сам играл ни раз,
И песни пел там до зари,
И мужики пускались в пляс,
Гулять умели на Руси…
***
Но все бывает до поры;
Забыл Садко о тех пирах,
Печально к озеру идет
И гусли у него в руках…
Садко играет и поет.
***
Услышал песню царь морской,
Для сердца своего отраду,
И очарованный игрой,
Он гусляру сулит награду,
Войдя с ним в сговор непростой;
***
Уж рад ли сговору такому…?
Но отказать Садко не может,
Ну, а в залог царю морскому,
Он бедный голову заложит…
***
И с помощью царя Садко
У озера с купцами спорит,
Что в водах этих…глубоко,
Чудесной рыбы много бродит…
***
Он с ними бьется об заклад,Что рыба с перьями златыми,
И ловит им три дня подряд,
В обмен на лавки дорогие…
***
И стал Садко купцом как все,
Построил тридцать кораблей,
Возил товары по Неве,
И к берегам чужих морей.
***
Однажды путь держа домой,
Плывет Садко по сине – морю,
Накрыло вдруг его волной,
Поднялся ветер, буря воет…
И встали корабли стеной;
***
И молвит тут Садко дружине,
Что дани просит царь морской,
Уж бочка с серебром в пучине,
Затем бочонок золотой,
А корабли все недвижимы;
***
Но у царя добра довольно,
Не нужно злата, серебра,
Садко лишь нужен в синем море,
Нужна живая голова…
***
Его лишь жребий в море тонет,
И корабли домой плывут,
И буря стихла и не стонет,
Садко в палатах царских ждут.
***
Три дня Садко играл на гуслях,
Три дня плясал царь от души,
От пляски поднялась вдруг буря,
И стали гибнуть корабли.
Явился тут святой Микола,
Садко советом поддержать,
И чтоб унять царя морского,
Велел все струны он порвать.
***
***
И только царь тут отплясался,
Решает он Садко женить,
В подводном царстве, чтоб остался,
С морскою девушкою жить.
***
И триста девушек прекрасных,Пред ним проходят под водой,
Но над сердцами царь невластен,
Садко уж хочется домой,
***
В раздумьях…и совсем растерян,
Кого же суженой назвать…?
И вновь Микола ему верен,
Пришел Садко он выручать.
***
И старец верною рукою,
Вдруг указал Садко на ту,
Что из невест была земною,
Кого Чернавушкой зовут…
***
Она одна сослужит службу,
И вынесет Садко домой,
Вначале обернется суженой,
Ну а потом уже рекой…
***
И наконец мечта сбылась,
Садко проснулся у реки,
Она Чернавою звалась,
Река родной его земли…
***
И за спасение от мытарства,
Садко Миколе церковь строит,
И помня о подводном царстве,
По сине – морю уж не ходит…