Конспект по музыке на тему «Продолжаем обобщать» (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачева, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему урока. Цель урока: обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках в 1-ой четверти. Задачи: - обобщить полученные представления о характерных особенностях жанров: песни, танца, марша; - проявлять эмоциональный отклик на музыкальное искусство (на музыкальную характеристику образов героев музыкальных легенд и музыкальных зарисовок); - уметь выражать свои мысли при рассказе о характере и настроении музыкального произведения; - расширять музыкальный кругозор, получить представления о жанрах русской народной песни, ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России; - понимать истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью, ценить отечественные народные музыкальные традиции; - активно принимать участие в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы; - уметь работать с учебником по музыке.
Иконка файла материала Мокшанова_1 класс 8 урок.docx
Усачева, Школяр. Музыка 1 класс I четверть Урок 8. Продолжаем обобщать Цель   урока: обобщение музыкальных   знаний,   умений   и   навыков,   полученных учащимися на уроках в 1­ой четверти.  Задачи:   ­ обобщить полученные представления о характерных особенностях жанров: песни, танца, марша; ­   проявлять   эмоциональный   отклик   на   музыкальное   искусство   (на   музыкальную характеристику образов героев музыкальных легенд и музыкальных зарисовок); ­ уметь выражать свои мысли при рассказе о характере и настроении музыкального произведения; ­   расширять   музыкальный   кругозор,   получить   представления   о   жанрах   русской народной песни, ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России; ­   понимать   истоки   музыки   и   ее   взаимосвязь   с   жизнью,   ценить   отечественные народные музыкальные традиции; ­ активно принимать участие в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы; ­ уметь работать с учебником по музыке. Средства обучения и оборудование  Музыкальный материал:  П.И. Чайковский. Хор мальчиков из оперы «Пиковая дама» / нотная хрестоматия, с. 15.  М.П.   Мусоргский.   «Балет   невылупившихся   птенцов»   из   цикла   «Картинки   с выставки» / ЭФУ, с. 41; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 56.  К.   Глюк.   Мелодия   из   оперы   «Орфей   и   Эвридика»   /   фонохрестоматия;   нотная хрестоматия, с. 60.  «Татары шли». Русская народная песня / фонохрестоматия.ХОД УРОКА I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 2. Мотивация На протяжении первой четверти вы, ребята, учились слушать и слышать музыку, которая окружает нас каждый день, звуки, которые нас окружают.  Сейчас   я   прочитаю     стихотворение,   а   вы   скажите,   о   каких   звуках   идет   речь   в стихотворении. Учитель читает стихотворение Е. Королёвой «Все на свете дети знают»: Все на свете дети знают ­ Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клёкот, Самолёта громкий рокот. Гул машины во дворе,  Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка, ­ Это звуки шумовые. Только есть ещё другие: Ни шуршания, ни стука, ­ Музыкальные есть звуки. ­ О каких звуках вы услышали стихотворение? ­ Шумовые и музыкальные. ­ Шумовые звуки мы можем услышать в природе, в окружающем мире. Назовите их. ­ Шум ветра, ручейка, пение птиц, крик петуха, стрекочет кузнечик, капель. (На экране проецируется видеоряд.) ­ А где в жизни вы встречаетесь с музыкой? ­ В концертном зале, театре, по радио, телевидению, на уроке музыки.­   Музыка   имеет   огромное   значение   в   жизни   человека.   Она   может   влиять   на человеческие чувства и настроение, передавать своё настроение. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. МАРШЕВЫЙ ПОРЯДОК ­ Сейчас прозвучит музыка, постарайтесь определить какой это музыкальный жанр, что   можно   делать   под   эту   музыку?  (Наигрываю   на   ф­но   музыкальную   тему   Хора мальчиков из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского). ­ Напоминает марш, задорный, боевой. Музыка смелая, решительная, бодрая, целеустремленная. ­ Можно маршировать, простучать ритм на барабане. ­ Вы правы. Это песня маршевого характера. Или марш, который так и хочется пропеть. Сочинил музыку композитор П.И. Чайковский для хора мальчиков.  Послушайте текст песни. Как, по­вашему, нужно исполнить такие стихи?  Учитель   зачитывает   текст   песни.   Учащиеся   предлагают   свои   варианты исполнения. ­ Прослушайте «Хор мальчиков» Чайковского в исполнении ансамбля мальчиков. Прослушивание в видеозаписи. Разучивается и разыгрывается хор мальчиков из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского. 2. ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ ­ Что изображает следующая музыка? Какое настроение передает? Звучит «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского. Ответы учащихся. ­ Напоминает ли прослушанная музыка танец? Почему? Ответы учащихся. ­ Верно, танцем ее назвать нельзя, танцевать под нее трудно, но танцевальность, все же, присутствует: легкое, отрывистое звучание, подвижный темп, радостное настроение – как в танце «полька». Забавную пьесу «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский назвал шуточкой. Он сочинил эту музыкальную картинку, взяв за основу рисунок художника Виктора Гартмана. На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» ­ ученики балетной школы. Они пытаются «летать» ­ танцевать, но до «звезд» им еще далеко. Музыкальная   картина,   написанная   Мусоргским,   лишь   отчасти   напоминает произведение   Гартмана;   в   основном   же   пьеса   стала   результатом   свободной   фантазии композитора.  Композитор   заменил   юмористическое   сравнение   художника   прямым подражанием. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов ­ прыжки,бег, их нежный щебет. Отсюда необычно высокий, «птичий» регистр звучания. Буквально каждый такт в пьесе украшен форшлагами и трелями. Вся пьеса от первой до последней ноты «щебечет» очень тихо и нежно (рр, ррр). 3. МЕЛОДИЯ ЛЕГЕНДЫ А   сейчас   давайте   послушаем   самый   знаменитый   фрагмент   из   оперы   немецкого композитора К.В. Глюка.  Он ­ инструментальный, то есть, слов нет, но в его интонациях слышен смысл, содержание. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка. Опишите ее настроение: Прослушивание Мелодии из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка.  ­ Кому стало грустно после прослушивания? ­ Чем тронула вас эта музыка? ­ Как она звучит? ­  Мелодия   с   длинными   звуками,   она   льется,   как   плач,   но   очень   нежный   и выразительный.   ­ Музыкальный фрагмент, который вы только что прослушали, – это Мелодия из оперного произведения композитора К.В. Глюка. Опера называется «Орфей и Эвридика». Кристоф Виллибальд Глюк – известный немецкий композитор, живший в 18 веке. Свою оперу «Орфей и Эвридика» он написал на сюжет древнегреческого мифа.    Послушайте фрагмент этой легенды: «Искусство Орфея обладало волшебной силой. Звуки его золотой лиры растрогали даже Бога подземного царства Аида. И  он разрешил Эвридике, жене Орфея, умершей от укуса змеи, вернуться на землю… Но при одном условии – Орфей должен идти вперёд и не оглядываться на жену, что бы ни случилось. Не смог выполнить Орфей условие Аида, и превратилась Эвридика в Тень, а сам певец – в каменное изваяние». ­ Какие чувства у вас вызывает этот миф, эта история? Ответы учащихся. ­   Послушаем   еще   раз,   и   обратим   внимание,   как   проявляется   здесь   мелодия, музыкальная   интонация,   которая   и   является   смыслом   музыки.   Ведь   в   смысле   музыки композитор передает свое отношение к миру, свои чувства и переживания так, что нам не нужны слова для понимания: длинная мелодия ­ как нескончаемо горе Орфея; одинокая солирующая флейта ­ как одинок Орфей; красивая мелодия ­ как красиво само чувство любви.  Повторное прослушивание. ­ Говорят, что мелодия ­ душа музыки. Каковы же особенности мелодии? Ответы учащихся. 4. МЕЛОДИИ РУССКОГО НАРОДА ­ Послушайте еще одно музыкальное произведение и расскажите, что вы услышали. ­ Это ­ песня, колыбельная.­   Мелодия   напевная,   мягкая,   мелодичная,   неторопливая,   очень   грустная… Слышится какая­то тоска, печаль… Хочется плакать… ­ Верно, это колыбельная. А как вы думаете, зачем мамы напевают колыбельные песни?  Ответы детей. ­ Правильно, колыбельные песни помогают маме уложить ребёнка спать. А ещё для того, чтобы малышу приснился хороший, счастливый, волшебный сон. Но эта колыбельная ­ не обычная, а историческая. Это русская колыбельная про татарский полон ­ колыбельная­быль, где запечатлена через историю одной русской семьи история всего русского народа в один из скорбных исторических периодов нашей Родины. В этой колыбельной отразилась история России далекого 13 века:  Огромное войско монголо­татар, под руководством хана Батыя, пошло на Русь. Как смерч, враг прокатился по русской земле, сжигая, убивая, угоняя русский народ в рабство. В разрушенных селениях, казалось, навсегда умолкли звуки жизнерадостных песен, лишь плачи, да причитания слышались порой: Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры! Не можете ли, ветры, горы раскачати? Гусли мои, гусли, звончатые гусли, Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити? У меня, у вдовушки, четыре кручины, Четыре кручины, да пятое горе, Да пятое горе, что нет его боле. Первая кручина — нет ни дров, ни лучины; Другая кручина — нет ни хлеба, ни соли; Третья кручина — молода овдовела; Четвертая кручина — малых детушек много; А пятое горе — нет хозяина в доме. В народе долгие годы из уст в уста передавалась удивительная история о том, как мать встретила в плену дочь. Её,  еще совсем маленькой,  монголо­татары угнали в плен. Прошли годы. Девочка повзрослела и стала женой одного из ханов. У них появились уже свои дети. И вот в служанки к хану доставили еще одну пленницу. Это оказалась мать его русской жены. ­ О чем рассказала нам русская колыбельная про татарский полон? Что произошло между матерью и дочерью? Ответы детей.­ Что вы еще почувствовали, когда звучала эта колыбельная? Какое настроение ощутили?  ­ Грусть, тоску, печаль, жалость, горечь… ­ Мы живем в России и, конечно,  должны знать историю и культуру нашей Родины, помнить и чтить свои традиции. Но особое внимание мы уделяем русской народной песне, потому что народная песня – это душа народа. Это неиссякаемый источник, из которого мы узнаем о жизни наших предков. Народные песни помогают нам понять, как люди жили в старину, трудились, о чем мечтали, отражают подлинные события нашей Родины – России. «Татары шли, ковыли жгли», ­ Младенцу пели в колыбели, В защите чести и земли Их матери взрастить хотели. Хоть лет прошло с тех пор немало, И колыбельных таких больше нет, Но забывать их нам как­то не пристало,, В истории оставили они заметный след. Но все же я хочу, чтоб внуки наши жили в мире,  Хочу, чтоб не горел теперь нигде ковыль,  Хочу, чтобы стреляли люди только в тире!.. А колыбельная пусть в памяти останется как быль. 5. ПОЕМ ВМЕСТЕ Существует много различных жанров народной песни: колыбельные, исторические, хороводные, протяжные, лирические, плясовые, игровые. Прослушайте еще одну народную песню.   К   какому   жанру   народной   песни   можно   ее   отнести?   Что   хочется   делать   под мелодию этой песни? Какое настроение слышится: Прослушивание: Есть Елецкого игра,  Какая привлекательна,  Да, мы Елецкого плясать  Выйдем обязательно! ­ Легкая, шуточная, игровая, плясовая. Настроение – веселое, радостное. ­ Правильно, это жанр плясовой песни. Давайте споём вместе с бабушками «там, там, ти­рану­на­ну­на...». На какой инструмент это похоже, когда поёшь быстро и складно?Там, там, ти­ра­ну­на­ну­на, Ти­нэ, ри­нэ, ри­нэ, ри­нэ, Ри­нэ­там. Ти­нэ­ну­нэ, ри­нэ, Ну­на, ту­на, ну­на, ту­на, ри­та­там!.. Пропевание фрагмента. ­ Похоже на звучание балалайки. ­   Правильно.   Не   всегда   быстро   можно   было   найти   музыканта   с   инструментом: гармониста,   балалаечника.   Поэтому   народ   научился   петь   не   под   аккомпанемент музыкального инструмента, а «под язык», ­ научился подражать звучанию балалайки Разучивание и исполнение «Есть Елецкого игра…» III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Итог урока Мы   научились   быть   настоящими   слушателями   и   исполнителями,   подружились, легко можем  отличить жанры классической музыки (песню, танец, марш) и назвать жанры русской народной песни. 2. Рефлексия Отгадайте народную загадку: «Летели тени по затени,  Малёшеньки, пожелтёшеньки,  С вихрями осенними,  С забуйными ветрами.  Заплакали малёшеньки,  Заплакали пожелтёшеньки:  — Где наша дубравушка,  Где родная матушка?!.» ­ О чем идет разговор? ­ О листьях, ­ опадают осенью.­ Как думаете, если бы это была песня, то в каком бы народном жанре она звучала: хороводная, лирическая, протяжная, шуточная, игровая? Каким был бы характер мелодии, ее настроение? ­   Протяжная.   Исполняется   медленно,   неторопливо,   распевно.   Настроение грустное, печальное. ­ Молодцы, ребята, вы правильно определили характер жанра народной протяжной песни. Домашнее   задание:  В   учебнике   на   стр.   25   есть   текст   этой   загадки.   Сочините мелодию к тексту так, чтобы ваша музыка была похожа на народную протяжную песню.