Конспект по музыке на тему «Продолжаем обобщать» (1 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
19.10.2018
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачева, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему урока.
Цель урока: обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках в 1-ой четверти.
Задачи:
- обобщить полученные представления о характерных особенностях жанров: песни, танца, марша;
- проявлять эмоциональный отклик на музыкальное искусство (на музыкальную характеристику образов героев музыкальных легенд и музыкальных зарисовок);
- уметь выражать свои мысли при рассказе о характере и настроении музыкального произведения;
- расширять музыкальный кругозор, получить представления о жанрах русской народной песни, ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России;
- понимать истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- активно принимать участие в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы;
- уметь работать с учебником по музыке.
Мокшанова_1 класс 8 урок.docx
Усачева, Школяр. Музыка 1 класс
I четверть
Урок 8. Продолжаем обобщать
Цель урока: обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных
учащимися на уроках в 1ой четверти.
Задачи:
обобщить полученные представления о характерных особенностях жанров: песни,
танца, марша;
проявлять эмоциональный отклик на музыкальное искусство (на музыкальную
характеристику образов героев музыкальных легенд и музыкальных зарисовок);
уметь выражать свои мысли при рассказе о характере и настроении музыкального
произведения;
расширять музыкальный кругозор, получить представления о жанрах русской
народной песни, ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России;
понимать истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью, ценить отечественные
народные музыкальные традиции;
активно принимать участие в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать
пение, слушать паузы;
уметь работать с учебником по музыке.
Средства обучения и оборудование
Музыкальный материал:
П.И. Чайковский. Хор мальчиков из оперы «Пиковая дама» / нотная хрестоматия, с.
15.
М.П. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с
выставки» / ЭФУ, с. 41; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 56.
К. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» / фонохрестоматия; нотная
хрестоматия, с. 60.
«Татары шли». Русская народная песня / фонохрестоматия. ХОД УРОКА
I.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие
2. Мотивация
На протяжении первой четверти вы, ребята, учились слушать и слышать музыку,
которая окружает нас каждый день, звуки, которые нас окружают.
Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы скажите, о каких звуках идет речь в
стихотворении.
Учитель читает стихотворение Е. Королёвой «Все на свете дети знают»:
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот.
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка,
Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Ни шуршания, ни стука,
Музыкальные есть звуки.
О каких звуках вы услышали стихотворение?
Шумовые и музыкальные.
Шумовые звуки мы можем услышать в природе, в окружающем мире. Назовите их.
Шум ветра, ручейка, пение птиц, крик петуха, стрекочет кузнечик, капель.
(На экране проецируется видеоряд.)
А где в жизни вы встречаетесь с музыкой?
В концертном зале, театре, по радио, телевидению, на уроке музыки. Музыка имеет огромное значение в жизни человека. Она может влиять на
человеческие чувства и настроение, передавать своё настроение.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. МАРШЕВЫЙ ПОРЯДОК
Сейчас прозвучит музыка, постарайтесь определить какой это музыкальный жанр,
что можно делать под эту музыку? (Наигрываю на фно музыкальную тему Хора
мальчиков из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского).
Напоминает марш, задорный, боевой. Музыка смелая, решительная, бодрая,
целеустремленная.
Можно маршировать, простучать ритм на барабане.
Вы правы. Это песня маршевого характера. Или марш, который так и хочется
пропеть. Сочинил музыку композитор П.И. Чайковский для хора мальчиков.
Послушайте текст песни. Как, повашему, нужно исполнить такие стихи?
Учитель зачитывает текст песни. Учащиеся предлагают свои варианты
исполнения.
Прослушайте «Хор мальчиков» Чайковского в исполнении ансамбля мальчиков.
Прослушивание в видеозаписи.
Разучивается и разыгрывается хор мальчиков из оперы «Пиковая дама» П.И.
Чайковского.
2. ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ
Что изображает следующая музыка? Какое настроение передает?
Звучит «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского.
Ответы учащихся.
Напоминает ли прослушанная музыка танец? Почему?
Ответы учащихся.
Верно, танцем ее назвать нельзя, танцевать под нее трудно, но танцевальность, все
же, присутствует: легкое, отрывистое звучание, подвижный темп, радостное настроение –
как в танце «полька».
Забавную пьесу «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский назвал шуточкой. Он
сочинил эту музыкальную картинку, взяв за основу рисунок художника Виктора Гартмана.
На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» ученики балетной школы. Они
пытаются «летать» танцевать, но до «звезд» им еще далеко.
Музыкальная картина, написанная Мусоргским, лишь отчасти напоминает
произведение Гартмана; в основном же пьеса стала результатом свободной фантазии
композитора. Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым
подражанием. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов прыжки, бег, их нежный щебет. Отсюда необычно высокий, «птичий» регистр звучания. Буквально
каждый такт в пьесе украшен форшлагами и трелями. Вся пьеса от первой до последней
ноты «щебечет» очень тихо и нежно (рр, ррр).
3. МЕЛОДИЯ ЛЕГЕНДЫ
А сейчас давайте послушаем самый знаменитый фрагмент из оперы немецкого
композитора К.В. Глюка. Он инструментальный, то есть, слов нет, но в его интонациях
слышен смысл, содержание. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка.
Опишите ее настроение:
Прослушивание Мелодии из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка.
Кому стало грустно после прослушивания?
Чем тронула вас эта музыка?
Как она звучит?
Мелодия с длинными звуками, она льется, как плач, но очень нежный и
выразительный.
Музыкальный фрагмент, который вы только что прослушали, – это Мелодия из
оперного произведения композитора К.В. Глюка. Опера называется «Орфей и Эвридика».
Кристоф Виллибальд Глюк – известный немецкий композитор, живший в 18 веке. Свою
оперу «Орфей и Эвридика» он написал на сюжет древнегреческого мифа. Послушайте
фрагмент этой легенды:
«Искусство Орфея обладало волшебной силой. Звуки его золотой лиры растрогали
даже Бога подземного царства Аида. И он разрешил Эвридике, жене Орфея, умершей от
укуса змеи, вернуться на землю… Но при одном условии – Орфей должен идти вперёд и не
оглядываться на жену, что бы ни случилось. Не смог выполнить Орфей условие Аида, и
превратилась Эвридика в Тень, а сам певец – в каменное изваяние».
Какие чувства у вас вызывает этот миф, эта история?
Ответы учащихся.
Послушаем еще раз, и обратим внимание, как проявляется здесь мелодия,
музыкальная интонация, которая и является смыслом музыки. Ведь в смысле музыки
композитор передает свое отношение к миру, свои чувства и переживания так, что нам не
нужны слова для понимания: длинная мелодия как нескончаемо горе Орфея; одинокая
солирующая флейта как одинок Орфей; красивая мелодия как красиво само чувство
любви.
Повторное прослушивание.
Говорят, что мелодия душа музыки. Каковы же особенности мелодии?
Ответы учащихся.
4. МЕЛОДИИ РУССКОГО НАРОДА
Послушайте еще одно музыкальное произведение и расскажите, что вы услышали.
Это песня, колыбельная. Мелодия напевная, мягкая, мелодичная, неторопливая, очень грустная…
Слышится какаято тоска, печаль… Хочется плакать…
Верно, это колыбельная. А как вы думаете, зачем мамы напевают колыбельные
песни?
Ответы детей.
Правильно, колыбельные песни помогают маме уложить ребёнка спать. А ещё для
того, чтобы малышу приснился хороший, счастливый, волшебный сон.
Но эта колыбельная не обычная, а историческая. Это русская колыбельная про
татарский полон колыбельнаябыль, где запечатлена через историю одной русской семьи
история всего русского народа в один из скорбных исторических периодов нашей Родины.
В этой колыбельной отразилась история России далекого 13 века:
Огромное войско монголотатар, под руководством хана Батыя, пошло на Русь. Как
смерч, враг прокатился по русской земле, сжигая, убивая, угоняя русский народ в рабство.
В разрушенных селениях, казалось, навсегда умолкли звуки жизнерадостных песен, лишь
плачи, да причитания слышались порой:
Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры!
Не можете ли, ветры, горы раскачати?
Гусли мои, гусли, звончатые гусли,
Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?
У меня, у вдовушки, четыре кручины,
Четыре кручины, да пятое горе,
Да пятое горе, что нет его боле.
Первая кручина — нет ни дров, ни лучины;
Другая кручина — нет ни хлеба, ни соли;
Третья кручина — молода овдовела;
Четвертая кручина — малых детушек много;
А пятое горе — нет хозяина в доме.
В народе долгие годы из уст в уста передавалась удивительная история о том, как
мать встретила в плену дочь. Её, еще совсем маленькой, монголотатары угнали в плен.
Прошли годы. Девочка повзрослела и стала женой одного из ханов. У них появились уже
свои дети. И вот в служанки к хану доставили еще одну пленницу. Это оказалась мать его
русской жены.
О чем рассказала нам русская колыбельная про татарский полон? Что произошло
между матерью и дочерью?
Ответы детей. Что вы еще почувствовали, когда звучала эта колыбельная? Какое настроение
ощутили?
Грусть, тоску, печаль, жалость, горечь…
Мы живем в России и, конечно, должны знать историю и культуру нашей Родины,
помнить и чтить свои традиции. Но особое внимание мы уделяем русской народной песне,
потому что народная песня – это душа народа. Это неиссякаемый источник, из которого
мы узнаем о жизни наших предков. Народные песни помогают нам понять, как люди жили в
старину, трудились, о чем мечтали, отражают подлинные события нашей Родины – России.
«Татары шли, ковыли жгли»,
Младенцу пели в колыбели,
В защите чести и земли
Их матери взрастить хотели.
Хоть лет прошло с тех пор немало,
И колыбельных таких больше нет,
Но забывать их нам както не пристало,,
В истории оставили они заметный след.
Но все же я хочу, чтоб внуки наши жили в мире,
Хочу, чтоб не горел теперь нигде ковыль,
Хочу, чтобы стреляли люди только в тире!..
А колыбельная пусть в памяти останется как быль.
5. ПОЕМ ВМЕСТЕ
Существует много различных жанров народной песни: колыбельные, исторические,
хороводные, протяжные, лирические, плясовые, игровые. Прослушайте еще одну народную
песню. К какому жанру народной песни можно ее отнести? Что хочется делать под
мелодию этой песни? Какое настроение слышится:
Прослушивание:
Есть Елецкого игра,
Какая привлекательна,
Да, мы Елецкого плясать
Выйдем обязательно!
Легкая, шуточная, игровая, плясовая. Настроение – веселое, радостное.
Правильно, это жанр плясовой песни. Давайте споём вместе с бабушками «там,
там, тиранунануна...». На какой инструмент это похоже, когда поёшь быстро и складно? Там, там, тиранунануна,
Тинэ, ринэ, ринэ, ринэ,
Ринэтам. Тинэнунэ, ринэ,
Нуна, туна, нуна, туна, ритатам!..
Пропевание фрагмента.
Похоже на звучание балалайки.
Правильно. Не всегда быстро можно было найти музыканта с инструментом:
гармониста, балалаечника. Поэтому народ научился петь не под аккомпанемент
музыкального инструмента, а «под язык», научился подражать звучанию балалайки
Разучивание и исполнение «Есть Елецкого игра…»
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Итог урока
Мы научились быть настоящими слушателями и исполнителями, подружились,
легко можем отличить жанры классической музыки (песню, танец, марш) и назвать жанры
русской народной песни.
2. Рефлексия
Отгадайте народную загадку:
«Летели тени по затени,
Малёшеньки, пожелтёшеньки,
С вихрями осенними,
С забуйными ветрами.
Заплакали малёшеньки,
Заплакали пожелтёшеньки:
— Где наша дубравушка,
Где родная матушка?!.»
О чем идет разговор?
О листьях, опадают осенью. Как думаете, если бы это была песня, то в каком бы народном жанре она звучала:
хороводная, лирическая, протяжная, шуточная, игровая? Каким был бы характер мелодии,
ее настроение?
Протяжная. Исполняется медленно, неторопливо, распевно. Настроение
грустное, печальное.
Молодцы, ребята, вы правильно определили характер жанра народной протяжной
песни.
Домашнее задание: В учебнике на стр. 25 есть текст этой загадки. Сочините
мелодию к тексту так, чтобы ваша музыка была похожа на народную протяжную песню.
Конспект по музыке на тему «Продолжаем обобщать» (1 класс)
Конспект по музыке на тему «Продолжаем обобщать» (1 класс)
Конспект по музыке на тему «Продолжаем обобщать» (1 класс)
Конспект по музыке на тему «Продолжаем обобщать» (1 класс)
Конспект по музыке на тему «Продолжаем обобщать» (1 класс)
Конспект по музыке на тему «Продолжаем обобщать» (1 класс)
Конспект по музыке на тему «Продолжаем обобщать» (1 класс)
Конспект по музыке на тему «Продолжаем обобщать» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.