Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)
Оценка 4.7

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл
12.12.2018
Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 6 урока 2 четверти. Цель: Исследование проблемы «Существует ли в музыке чистая изобразительность?» Задачи: - учить детей различать изобразительность музыки; - познакомить детей с музыкой вступления к балету «Спящая красавица» Чайковского, в котором сопоставляются образы добра и зла, лежащие в основе драматургии балета; - дать представление об оркестровых красках, помогающих передать эти образы; - познакомить детей с вальсом из II действия, предоставить им возможность передать его характер в двигательных импровизациях; - побуждать детей к активному восприятию музыки, передаче характера сказочных персонажей в движениях, инсценировках.
Мокшанова_1 кл. Урок 2.6.docx
Усачева, Школяр. Музыка 1 класс II четверть Урок 6. Проблема «Существует ли в музыке чистая изобразительность?» Тема:  Существует ли в музыке чистая изобразительность? Цель:  Исследование   проблемы   «Существует   ли   в   музыке  чистая изобразительность?» Задачи: ­ учить детей различать изобразительность музыки; ­   познакомить   детей   с   музыкой   вступления   к   балету   «Спящая   красавица» Чайковского,   в   котором   сопоставляются   образы   добра   и   зла,   лежащие   в   основе драматургии балета;  ­ дать представление об оркестровых красках, помогающих передать эти образы; ­  познакомить   детей   с   вальсом   из   II   действия,   предоставить   им   возможность передать его характер в двигательных импровизациях; ­ побуждать детей к активному восприятию музыки, передаче характера сказочных персонажей в движениях, инсценировках. Средства обучения и оборудование  1. Учебник, с. 48, 49.  2. Рабочая тетрадь, с. 11, 24.  3. Музыкальный материал:  П.И.   Чайковский.   Интродукция   и   Королевский   марш,   Вальс   из   балета   «Спящая красавица» / ЭФУ, с. 48; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 77.  В.А. Моцарт. Дуэт Папагено и Папагены и хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта» / ЭФУ, с. 57; фонохрестоматия. ХОД УРОКА ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 2. Мотивация и целеполагание Звучит «Вальс» Чайковского из балета «Спящая красавица». Ребята! Наш урок начался под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки. Вы любите сказки? Ответ детей. Все дети любят сказки, в которых происходят необыкновенные чудеса, и все дети любят   отгадывать   загадки,   не   так   ли?   И   загадкой­вступлением   к   сегодняшнему   уроку прозвучит фрагмент из одной известной сказки: Итак,   события   происходят   в   замке   короля   Флорестана.   На   крестины   принцессы приглашены   важные   гости,   чтобы   пожелать   счастья   маленькой   принцессе.   Добрые   феи дарят ребенку подарки и танцуют. В замке царит веселье. Внезапно злая Фея со своей свитой   яростно   врывается   во   дворец.   Что   происходит?   Королю   спешат   сообщить,   что забыли   пригласить   на   крестины   фею   Карабос.   От   злости   она   начинает   колдовать   и предвещает принцессе, что та умрет от укола спицей, когда её исполнится 16 лет. О какой сказке идет речь? ­ Спящая красавица. ­ Кто автор этой сказки? ­ Автор Шарль Перро. ­ Сегодня мы познакомимся со сказкой­балетом великого русского композитора П.И. Чайковского «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро. В ней, как и во всякой сказке, добро сталкивается со злом, преодолевает его.  ­ Какие стоят задачи перед нами? ­ Познакомиться с балетом « Спящая красавица», с музыкой его героев. ­ Правильно! Мы с вами должны будем узнать, как музыка рисует характеры героев и  их   чувства.   И  самое  главное  ­  выяснить,  что  стоит  за  соотношениями   контрастных образов, помещённых в одно музыкальное пространство, — простой приём контраста или столкновение двух жизненных начал, за которым кроется конфликт добра и зла (через темы двух фей). А   чтобы   лучше   понять   и   увидеть   музыку,   давайте   вспомним   с   вами   средства музыкальной   выразительности   и   изобразительности.   Поможет   нам   с   вами   в   этом музыкальная палитра. Игровой прием «Музыкальная палитра»: Палитра представляет собой красочное, плоскостное изображение палитры из пенопласта с семью основными красками. На красках написаны основные музыкальные термины, относящиеся к средствам музыкальной выразительности. Это ­ мелодия, ритм,   темп,   лад,   динамика,   регистр,   тембр.   В   центре   палитры,   находится вращающаяся стрелка в виде скрипичного ключа. Каждый игрок­музыкант вращает стрелку­ключ и рассказывает об одной из музыкальных красок. ­ Хорошо. Итак, мы с вами вспомнили, какими выразительными и изобразительными средствами обладает музыка. Композитор П.И. Чайковский был большим мастером своего дела.   Я   предлагаю   вернуться   к   музыке   его   балета   «Спящая   красавица»   и   прослушать вступление к нему. Если вы будете внимательными слушателями, то сможете представить себе некоторых героев этой сказки. Готовы? Начинаем. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Две волшебницы 1) Что стоит за соотношениями контрастных образов Прослушивание музыкального фрагмента балета «Две волшебницы». ­ Ну что, узнали кого­нибудь из героев сказки в этой музыке?  Обратили ли вы внимание на то, как отличаются наши персонажи, какая разная музыка их изображает? ­ Это две феи – злая и добрая. ­  Верно, ребята! Балет начинается с музыкального вступления, в котором звучат характеристики злой феи Карабос и доброй феи Сирени. Скажите, какая фея изображена в начале вступления (добрая или злая), а какая во второй его части? ­ Сначала звучала музыка, изображающая злую фею (грозная, злая, колючая), а потом ­ феи Сирени (нежная, добрая, ласковая). ­ Правильно, первая тема звучит таинственно, зловеще, угрожающе. И зная сюжет сказки, мы связываем эту музыку с феей Карабос. Вторая же тема звучит спокойно и ласково. Характер музыки второй части вступления иной ­ успокаивающий, светящийся добром.   Очень   красивая   мелодия   звучит   все   более   уверенно,   торжественно,   как   бы предсказывая, что злые силы будут побеждены. Эта музыка характеризует добрую фею Сирени. Вступление к балету звучит  в исполнении оркестра, когда занавес на сцене еще закрыт. Сказку начинает рассказывать сама музыка. Но вы уже почувствовали, как эта музыка изобразила двух разнохарактерных героинь. Как   думаете,   Чайковский   просто   противопоставил   друг   другу   два   контрастных образа или же хотел показать таким противопоставлением нечто большее? ­   Композитор   Чайковский   показывает   борьбу   добра   со   злом,   как   и   во   всех сказках. ­ А как увидеть, какая музыка принадлежит злой фее, а какая ­ доброй? ­ Тема злой феи звучит тревожно, громко, отрывисто, а доброй феи ­ плавно, тихо, напевно, ласково. ­ Правильно, фея Карабос характеризуется колючей, острой, отрывистой, зловещей темой.   Ее   играет   весь   оркестр   ­   громко,   напряжённо,   резко,   активно.   Она   звучит причудливо, угловато, с внезапными акцентами, звоном тарелок. Мы слышим колючие, зловещие аккорды, взлёт мелодии, настойчивые, злые возгласы на фоне низких, мрачных, рокочущих басов. Тема эта как бы стремится сломить всякие препятствия на своём пути, с бешенством и злобой уничтожить все доброе.  В противовес ей тема доброй феи Сирени звучит мягко, красиво, плавно, трепетно, задушевно.   Отсутствуют   острые   звучания.   Музыка   постепенно   как   бы   набирает   силу, расцветает, звучит уверенно и торжественно. Мелодию играют сначала флейта, деревянные духовые инструменты, затем струнные и, наконец, весь оркестр ­ празднично и светло. Зыбкую   и   нежную,   немного   таинственную   мелодию   сопровождают   переливчатые, волшебные звуки арфы. 2) Дифференцированное задание на цветовосприятие музыки У каждой из волшебниц на балу должен быть соответствующий её образу наряд. Мы с вами попробуем нарисовать музыку их наряда. Возьмите листочки бумаги у вас на столе и   карандаши.   Когда   зазвучит   музыка,   попробуйте   нарисовать   мелодические   линии, звучащие в ней. Нарисуйте то, как музыка движется, как меняется характер её исполнения. Повторное прослушивание музыкального фрагмента «Две волшебницы». (Во время прослушивания музыки задания выполняются одновременно всем классом.) А   теперь   покажите,   какие   линии   вы   нарисовали   при   прослушивании   музыки   о волшебницах. Ответы учеников. ­ Да, действительно так. Посмотрите на свои рисунки. Видите, как по­разному вы изобразили мелодические линии в музыке: у феи Карабос ­ линии резкие, ломаные, а у феи Сирени ­ плавные и мягкие. Такое   сочетание   делает   музыку   более   яркой   и   выразительной.   Этот   приём, называется ­ контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники. Но у Чайковского,   как   мы   уже   с   вами   говорили,   это   не   просто   приём   контраста,   а столкновение   двух   жизненных   начал,  за   которым   кроется   через   темы   двух   фей конфликт добра и зла. 2. Вальс 1) Прослушивание, музыкальный анализ ­ Настало время очутиться на королевском балу. Как вы думаете, какое настроение царило на балу до прихода туда феи Карабос? Ответы учащихся. ­ Правильно. Гости веселились и танцевали под прекрасную музыку. Эта музыка уже звучала в начале нашего урока. Давайте вспомним её, и постараемся определить, что за танец играет оркестр? Звучит фрагмент вальса из второго действия балета. ­ Как же называется танец с такой плавной, словно льющейся мелодией? ­ Этот танец ­ вальс. ­ Ну, конечно, это ­ вальс. Какой характер музыки этого вальса? ­ Светлый, счастливый, нежный, ликующий, праздничный. ­ Прислушайтесь еще раз, как красиво звучит оркестр: то празднично, стремительно, пышно,   когда   тему   ведут   струнные   инструменты,   то   изящно,   полётно,   сказочно­ фантастично,   когда   в   средней   части   вальса   звучат   флейта,   гобой,   кларнет   и   звенящие колокольчики. (Звучит запись.) Давайте   попробуем   станцевать   этот   танец.  Внимательно   слушайте   музыку, старайтесь уловить её движение и ритм. 2) Пластическое интонирование  Цель: Выражение музыки посредством движений всего тела. Повторное слушание музыкального фрагмента вальса.  Во   время   звучания   музыки   дети  импровизируют   движения:   выполняют покачивания телом, взмахи руками, повороты головой в характере музыки. ­  Вам понравилось двигаться под музыку? Почувствовали её ритм, движение. Не устали? Вот и замечательно! Перейдем тогда к последнему действию балета. 3. Королевский марш ­   В   последнем   действии   балета   на   площади   перед   дворцом   короля   Флорестана собираются гости из всех сказок Шарля Перро на свадьбу. Под марш выходят Король с королевой,   невеста   с   женихом,   феи   драгоценностей:   Сапфира,   Серебра,   Золота, Бриллиантов.  Поздравить принца и принцессу пришли герои волшебных сказок: Кот в сапогах с Белой   кошечкой,   Красная   Шапочка   и   Волк,   Мальчик   с   пальчик   со   своими   братьями. Принцесса и принц благодарили гостей за поздравления. Они радовались, что колдовство злой феи было побеждено, что они нашли друг друга. Под   медленный   торжественный   марш­полонез   в   танце   проходят   все   гости   – персонажи разных сказок. Я   предлагаю  посмотреть  фрагмент  спектакля  в  исполнении   настоящих   артистов балета. На экране демонстрируется видеофрагмент балета «Спящая красавица» ­ Королевский марш. 4. Вольфганг Амадей Моцарт К  конфликтной   драматургии   музыки   обращались   во   все   времена   многие композиторы. Сегодня   в   качестве   противопоставляемого   жизненного   начала   мы   сможем   еще познакомиться с прекрасной музыкой из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта». В ней также с помощью музыки происходят разные чудеса. Представьте,   что   вы   идёте   на   первое   представление   оперы   В.А.   Моцарта «Волшебная флейта». Рассмотрите на слайде афишу и мы отправимся в прошлое, на 200 лет назад. Рассматривание афиши. 1) Дуэт Папагено и Папагены Дуэт – это ансамбль из двух исполнителей. Послушайте музыку противоположного эмоционально­образного содержания. По сюжету сказки в этом дуэте Папагено и Папагены расколдовывается онемевший птицелов.  Давайте   прослушаем   это   музыкальное   чудо   и   поразмышляем,  что  стоит   за соотношениями контрастных образов, помещённых в одно музыкальное пространство, — простой приём контраста или конфликт добра и зла? Прослушивание фрагмента дуэта. ­ Здесь простой контраст музыкальных образов. 2) Хор «Откуда приятный и нежный тот звон»  А   сейчас   вы   услышите,   как   простая   танцевальная   мелодия   колокольчиков «сражается» со злом. Прослушивание   «Откуда   приятный   и   нежный   тот   звон»   из   оперы   В.А. Моцарта «Волшебная флейта». ­ О чем рассказала музыка хора? ­ Что можно сказать об изобразительных моментах в музыке хора? Ответы учащихся. ­ Рассказывают, что Моцарт записывал свою музыку тогда, когда она складывалась отчётливо в его голове, прямо виделась ему на странице. Послушайте историю двух друзей­композиторов. 3) Моцарт сочиняет Сальери. Что ты мне принёс? Моцарт. Нет – так: безделицу.  Намедни ночью  Бессонница моя меня томила,  И в голову пришли мне две, три мысли.  Сегодня их я набросал. Хотелось  Твоё мне слышать мненье...  (Моцарт играет) Сальери. Ты с этим шёл ко мне  И мог остановиться у трактира  И слушать скрипача слепого! – Боже!  Ты, Моцарт, недостоин сам себя.  Моцарт. Что ж, хорошо?  Сальери. Какая глубина!  Какая смелость и какая стройность!  Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь. ­ Закройте глаза и попробуйте представить эту чудесную мелодию: Как чудно… Как звонко… Как нежно звенит, Как будто звук тонкий плясать нам велит! 4) Разучивание и исполнение хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта» В.А. Моцарта. 5. Пение и вокальная работа «Ноги дождя» и «Весёлая песенка» З.А. Левиной. III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Итог. Закрепление темы ­   Прежде   чем   закончить   наш   «сказочный»   урок,   давайте   поразмышляем   о соотношении выразительного и изобразительного начал в серьезной музыке. Звучат   несколько   тактов   «Полюшко­поле»   Л.К.   Книппера   (фрагмент «Поэмы о бойце­комсомольце» для симфонического оркестра). ­ Ребята, о чем рассказывает эта музыка? ­ Чего здесь больше – выразительности или изобразительности? Ответы учащихся. ­ Верно, ребята, здесь проблема выразительности или изобразительности в музыке как бы переплетается и получает концентрированное звучание: два­в­одном. Давайте сегодня дослушаем музыку до конца. Что вы еще в ней услышите? Прослушивание фрагментов «Поэмы» Л.К. Книппера («Полюшко­поле» и эпизод сражения). ­ Что же вы услышали? Это было продолжение развития музыки или возникла новая тема? ­ Песня стала перерастать в нечто большее, чем простая песня. Появились изобразительные моменты в чистом виде. ­ Молодцы! Вы были внимательными, активными на нашем уроке. Попробовали себя   в   роли   и   певцов,   и   художников,   и   танцоров.  А   как   вы   думаете,   где   могут   вам пригодиться знания, полученные на этом уроке? ­ Кому вы сможете рассказать о своих впечатлениях от услышанной музыки? 2. Рефлексия Закончите предложение: Я   познакомился   с…   (с   фрагментами   балета   П.И.   Чайковского   «Спящая красавица»). Я побывал в роли… (музыканта, художника, танцора). Домашнее задание: нарисовать злую фею Карабос и добрую фею Сирени. Добро и зло, добро и зло – непримиримые вовеки. Добро и зло, добро и зло есть в каждом человеке! Идёт борьба внутри него ­ хотите, не хотите ли, ­  Но жизнь зависит от того, Кто станет победителем! Желаю вам всегда оставаться добрыми и человечными. И пусть, как в старой доброй сказке, добро будет в нас всегда одерживать победу над злом. А музыка нам в этом будет помогать. До новых встреч с музыкой! ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ: 1) http://music­fantasy.ru/uroki­muzyki 2) http://www.classic­musik.com/ 3) https://www.syl.ru/article/356599/balet­spyaschaya­krasavitsa­­­kratkoe­ soderjanie­opisanie­i­interesnyie­faktyi

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)

Конспект по музыке на тему «Существует ли в музыке чистая изобразительность» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2018