Конспект по музыке на тему «Танцевальные жанры» (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему урока «Танцевальность в музыке». Цели и задачи урока: Цели и задачи: - знакомить с танцевальным фольклором; - учить слышать танцевальность в музыке; - создать условия для усвоения элементов «танцевальности» как качества музыки (лёгкость, подвижность, акцентированность мелодии и т.д.); - развивать фантазию и музыкальный слух обучающихся; - учить мыслить, чувствовать, сопереживать; - формировать устойчивый интерес к предмету «Музыка», воспитывать музыкальную культуру, чувство прекрасного, доброту.
Иконка файла материала Мокшанова_Урок 7. Танцевальные жанры.docx
Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс 1 четверть Урок 7. Танцевальные жанры  Средства обучения:  компьютер, экран, мультимедийный  проектор,  презентация; детские музыкальные инструменты; портрет М.И. Глинки. Музыкальный материал: «Во поле берёза стояла» (слова и музыка народные) / 1 класс; «Со вьюном я хожу» (слова и музыка народные); «Не по погребу бочоночек» (слова и   музыка   народные)   /   фонохрестоматия;   «Ой,   все   кумушки,   домой»   (слова   и   музыка народные); «Камаринская» (плясовой наигрыш на гуслях) /  ЭФУ, с. 15; фонохрестоматия; М.И. Глинка. «Камаринская» / ЭФУ, с. 15; фонохрестоматия; «Калинка» (музыка и слова народные) / ЭФУ, с. 16; Фонохрестоматия. Цели: ­ знакомить с танцевальным фольклором; ­ учить  слышать танцевальность в музыке; ­ создать условия для усвоения элементов «танцевальности» как качества музыки (лёгкость, подвижность, акцентированность мелодии и т.д.); ­ развивать фантазию и музыкальный слух обучающихся; ­ учить мыслить, чувствовать, сопереживать; ­   формировать   устойчивый   интерес   к   предмету   «Музыка»,   воспитывать музыкальную культуру, чувство прекрасного, доброту; ХОД УРОКА ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 2. Мотивация Прослушайте знакомые вам из прошлых лет музыкальные фрагменты. Найдите в них общие черты. Прослушивание муз. фрагментов «Во поле берёза стояла» (сл. и муз. нар.), «Со вьюном я хожу» (сл. и муз. нар.), «Не по погребу бочоночек» (сл. и муз. нар.), «Ой, все кумушки, домой» (сл. и муз. нар.). Что   объединяет   эти   музыкальные   фрагменты?   Расскажите   о   них   музыкальным языком (ритм, темп, лад,  жанр, характер).Что можно делать под эту музыку? Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке? 3. Целеполагание ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ II. 1. Новый материал. Разнообразие танцевальных жанров Танцевальные   жанры   русского   фольклора   отличаются   широтой   интонационного диапазона —  от задушевных лирических девичьих хороводов до мужских переплясов, в которых главное — молодецкая удаль и «себя показать», и до малых танцевально­песенных форм.  В   отличие   от   народной   песни,   танцевальные   жанры   сохранились   благодаря мастерству   артистов,   сумевших   в   своём   творчестве   раскрыть   и   проявить   особенности народной манеры исполнения. В искусстве танца народ интуитивно, подсознательно отражает свои представления о   красоте   человека.  Жест,   движение  —   это   тоже  своеобразный   интонационный   язык человека, как и песня!  Большинство   народных   движений   (почти   у   всех   народов   мира)   родилось   как художественное  подражание движениям, выполняемым в жизни,  прежде всего трудовым или «охотничьим» (например, у африканских народов). Некоторые индийские обрядовые танцы также «читаются», как текст, поскольку в них каждый жест, позиция пальцев имеют строго и точно определённое значение.  Для искусства танца как одного из человеческих языков это естественно. 2. Язык русских танцев Давайте попробуем с вами, ребята, расшифровать русский танцевальный язык. Основная черта русской танцевальности, особенность исполнительской манеры — приплясывание и притоптывание. Как вы думаете, откуда появилась эта манера и что она означает? Ответы учащихся. Возможно, эти движения выражают внутреннее ощущение силы. В них: ­ особая приземлённость (крепко стоим на ногах!),  ­  основательность  русского человека, условиями жизни накрепко привязанного к земле­матушке.Преклонение перед силой — явление общечеловеческое, поэтому вся мифология в большей мере связана с воспеванием богатырской силы и подвигов, в том числе русский былинно­сказочный эпос («косая сажень в плечах!»).  Поэтому русские мужские пляски (в частности, русский перепляс) и строятся как соревнование в силе, размашистости и удали движений.  А вариационность в русском танцевальном искусстве, как и в песенном, развивается и получает своё выражение в соревновании исполнителей.  Конечно, у мужчин и женщин это соревнование происходит по­разному. Однако и в женских танцевальных соло бывает достаточно приплясываний и притоптываний. Притоптывание (в русском варианте чечётка: «Дроби, дроби, дроби бей, танцуй — ноги не жалей!») присуще танцам многих народов мира (например, степ). Другая особенность русского танца — пластичность. Например, женские хороводы отличаются   нежной,   по­особому   статной   и   удивительно   неторопливой   интонацией движений.   При   этом  женская   фигура   в   движении  (в   танцевальном   течении)   словно неподвижна. Кстати, виртуозность исполнения проверялась так: стакан с водой на голове у танцовщицы   не   должен   был   расплескаться.   Конечно,   в   «сплетениях»   и   монотонности танцевальных фигур угадываются языческие истоки с их завораживающей гипнотической «магией   кружения»,   но   это   ­  исполнительская   интонация,  в   которой   выражается целомудрие.  Или,   например,   танцевальный  «русский   шаг»,  в   котором   столько   достоинства   и горделивой   строгости.   Лирическая   женственная   пластика,   неспешность   и   благородство поступи отражают  представления народа о женской красоте не только телесной (грация, стройность, осанка), но прежде всего человеческой, душевной.  Для   русского   народного   танца   характерно  движение   рук   вверх   с   раскрытыми ладонями.  Как вы думаете, что оно может означать: приглашение к танцу, просто знак «расступись, народ» или что­то ещё? Ответы учащихся. На   наш   взгляд,   поднятые   к   солнцу   руки   —  это   символ   миролюбия,   радушия, открытости, приглашение к общению.  Одно из самых загадочных качеств русской танцевальности — стихия. Это особая, беззаветная,   безоглядная,   самозабвенная   отдача   танцу,   когда   всё   остальное   в   данный момент уже не имеет значения! В хороводных «Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу», в свадебных плясовых песнях «Не по погребу бочоночек» и «Ой, все кумушки домой», в давно известной вам «Камаринской», в популярной во всём мире «Калинке» все названные истоки народного танца прямо­таки «кричат» о себе. Давайте еще раз внимательно прослушаем эти песнитанцевального характера и отметим в них все качества русских танцев, о которых мы только что говорили. 3.   Слушание музыки По   окончании   слушания   дети   вновь   перечисляют   характерные   особенности музыкальных фрагментов. Вывод: Эта музыка – танцевального характера. Но интересно: заметили ли вы, что все эти хороводные и плясовые жанры русского фольклора ­ со словами, с пением?..  4. Синкретизм в искусстве В первобытной культуре, на заре своего зарождения искусство было синкретичным, когда   слово,   движение,   пение,   музыка   (аккомпанемент   на   первом   музыкальном инструменте   —   барабане)   —   всё   это   существовало   нераздельно.   То   есть   так,   как   у африканских племён, у шаманов северных народностей. Вся деятельность человека в те времена   носила синкретический,   нерасчлененный   характер.   Т.е.   синкретизм –   это изначальная слитность, нерасчлененность различных видов культурного творчества. 5. Жанровое разнообразие танцевального фольклора 1) Частушка Частушка ­ жанр русского фольклора, сложившийся во второй половине XIX века. Истоки частушки  — игровые и плясовые припевки, скоморошьи прибаутки и городские песни.   В   частушке   очень   ярко   проявляются   жизнелюбие,   юмор,   народная   мудрость, импровизация   (экспромт,   сиюминутность).   Уже   в   самом   названии   отражается   его содержательно­жанровая особенность — «частить», а не распевать.  Частушки пелись на досуге, «всем миром», соревнуясь сразу по всем творческим направлениям:   в   остроумии,   неожиданности   импровизаций,   артистизме,   танцевальном   и инструментальном   сопровождении.   Этот   жанр   не   обусловлен   временем   или   сюжетом: произвольные экспромты сменяют друг друга, пока сочиняется (пока хватает куража)! Для частушек характерен напевно­речитативный тип мелодики, поэтому они поются под аккомпанемент гармошки или балалайки, в сопровождении плясок «кто во что горазд». Именно нужда в инструментальном сопровождении при частом отсутствии оного и породила   своеобразный   тип   частушек   —   «под   язык»   (захотелось   подурачиться   —   не бежать   же   за   гармонистом!),   где   проявлялась   изобретательность   исполнителей,   их виртуозность.  Это и слого­интонационные подражания игре на гармошке или балалайке, и тексты­   выполняющие   функцию (отвлечённые   от   смысла, приговорки,  скороговоркиаккомпанемента — «Рукава, карман, корзинки» и др.), и всё, что подсказывает фантазия исполнителей. Существовали припевки, в которых слова совершенно не связаны между собой по смыслу, так что их текст напоминает «нескладухи»: 1. Ножик, вилка, два подпилка,  Рукава, карман, корзинка. Рукава, карман, корзинка, Чулок, варежки, резинка. 2) Веретёна не точёны, В кадке яблоки мочёны, Ну­ка, Катя, попляши, Да больно ножки хороши. 2) Исполнение припевок Чтобы нам прочувствовать атмосферу народного веселья, давайте исполним вместе эти народные припевки. 3) Страдания Еще один народный жанр – страдания ­ это лирическая разновидность частушек. Их тематика была исключительно любовной: расставания, встречи и т.д.  Основное   настроение   страданий   —  минорное.  В   отличие   от   четырёхстрочных частушек, которые исполняются полуговорком, в характерной звонкой манере, страдания (они, как правило, двустрочные) исполняются напевно, в песенном стиле. Суть в том, что если в частушках надо частить, то здесь надо страдать — но страдать шутя, или шутить страдая.  Таким   образом,   страдания   сочетают   в   себе   одновременно   черты   частушки   и страдания как такового. Это по сути народное актёрство в чистом виде, которое было особенно почитаемо на ярмарочных балаганных представлениях. 4)  Инструментальные наигрыши  Фольклорный жанр «инструментальные наигрыши» был в прошлом, как частушки и страдания, также необходим для ярмарочных и других народных гуляний. Их основное назначение — оформлять танцевальные номера. Танцевальные наигрыши являются также самостоятельной   ветвью   инструментального   народного   творчества.   В   основе   их   лежит вариационная форма, благодаря чему в них проявляется импровизационная стихия русской народной инструментальной музыки.5) Прослушивание «Камаринская» (плясовой наигрыш на гуслях) Как звучала музыка? Расскажите о ней, пользуясь музыкальным языком. Ответы детей. А сейчас – следующее задание: создать свою инструментальную импровизацию на заданную музыкальную тему под танцевальные движения, которые будут показывать ваши товарищи. Обязательное условие: вовремя откликнуться музыкой на характер движения. Движения могут быть и комичные, и серьёзные. 6) Исполнение импровизаций на тему «Камаринской» Тему   народного   наигрыша   «Камаринская»   использовал   в   своей   Симфонической фантазии великий русский композитор М.И. Глинка. Творческий замысел Глинки связан с воспроизведением   празднично­радостной   картины   народного   веселья.   Это   два   образа: торжественное величание девушки­невесты и темпераментная народная пляска, которая сопровождается   затейливой   импровизацией   народного   ансамбля   –   дудочников, рожечников,   балалаечников.   По   композиции   ­   это   симфонические   вариации   на   две подлинные народные темы. Что такое вариации? Ответы детей. Глинка постоянно изучал народные напевы, тщательно вслушивался в них, и его заинтересовала мелодическая общность совершенно разнохарактерных песен. Первая из них ­  свадебная «Из­за гор, гор высоких» ­ широко известная песня, исполнялась обычно в неторопливом,   степенном,   спокойном   движении   (хотя   не   в   столь   медленном,   как протяжные песни). Другая – плясовая «Камаринского» ­ «частая» (от слова «частить» ­ частушки, помните?), быстрая. Позже Глинка писал: «Случайно я нашел сближение между свадебной песней (…) и плясовою (…)».   По совету музыкального писателя Одоевского, друга   Глинки,   произведение   было   названо   «Камаринской».   В   двух   разнохарактерных разделах вариаций Глинка образно сопоставил два типа русской народной пляски. Прослушайте   Симфоническую   фантазию   Глинки.   Когда   услышите   знакомые интонации народной «Камаринской», прохлопайте тихонечко в ладоши ритм. 7) Слушание «Камаринская» М.И. Глинки Можно ли назвать Фантазию  Глинки танцем? Почему? ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ III. 1. Итог Верно, Фантазия М.И. Глинки «Камаринская» ­ это не танец. Но танцевальность в ней присутствует в полной мере: это нечто гораздо большее, выросшее из танца. Что же такое танцевальность? Делаем вывод:Танцевальность   –   это   танцевальное   свойство   музыки   или   характер   музыки, выросшей из танца.  Танцевальная музыка создана из танцевальных ритмов и несёт в себе танцевальную энергию, но под неё не обязательно нужно танцевать. ­ Когда танцуете вы? ­ Чем вам запомнится этот урок? ­ Что нам удалось на уроке? 2. Рефлексия. Исполнение «Калинка» Закончим  тему танцевальных  жанров  исполнением  хоровода  и  песни  «Калинка». Задача: Подчеркнуть голосом и движениями контрастность частей песни. Домашнее задание: 1) Слушать «Камаринскую» Глинки, нарисовать иллюстрации; 2) Знать и выписать в тетрадь значение музыкальных терминов: Танцевальность в музыке ­ … Чечётка ­ … Степ ­ … Русский хоровод ­ … Симфоническая сюита ­ … Симфоническая фантазия ­ … 3)   Выписать   в   тетрадь   названия   жанров   песенного,   танцевального, инструментального  фольклора.