Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)
Оценка 4.8

Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
2 кл
22.10.2018
Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 2 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему урока «Музыкальные жанры». Цель урока: Освоение и закрепление жанровых особенностей музыки. Задачи: - знать разновидности марша, танца, песни; уметь определять жанр и характер звучания музыки; - понимать, что есть содружество «Композитор – исполнитель - слушатель»; уметь выступать в этих «ролях»; - развивать у обучающихся образное, ассоциативное мышление, умение вслушиваться в «звучащую картину»; - способствовать развитию творческого потенциала учащихся, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; - формировать у учащихся умение выражать своё эмоциональное отношение в процессе исполнения творческих заданий.
Мокшанова_2 кл. Урок 8.docx
Усачева, 2 класс. I четверть Урок 8. Жанровый карнавал. Обобщение Цель урока: Освоение и закрепление жанровых особенностей музыки.  Задачи: ­  знать  разновидности  марша,  танца, песни;  уметь определять  жанр    и  характер звучания музыки; ­ понимать, что есть содружество «Композитор – исполнитель ­ слушатель»; уметь выступать в этих «ролях»; ­   развивать   у   обучающихся   образное,   ассоциативное   мышление,   умение вслушиваться в «звучащую картину»; ­   способствовать   развитию   творческого   потенциала   учащихся,   способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; ­  формировать   у   учащихся   умение   выражать   своё     эмоциональное   отношение   в процессе исполнения творческих заданий. Средства обучения и оборудование  1. Учебник, с. 28—33.  2. Рабочая тетрадь, с. 33.  3. Музыкальный материал:  «Танец с кубками» П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»; Русская плясовая «Камаринская»;  П.И. Чайковский. «Утренняя молитва», «В церкви» из «Детского альбома»; М.П.   Мусоргский.   «На   сон   грядущий»   (из   цикла   «Детская»)   /   ЭФУ,   с.   44; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 141.   ХОД УРОКА ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. 2. Мотивация Ребята, отгадайте загадки: 1) Если текст соединить с мелодией  И потом исполнить это вместе, ­  То, что вы услышите, конечно же,  Называется легко и просто ­  ... (песня).  2) Под музыку эту проводят парад, Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.  Что это за музыка? (Марш). 3) Движенье под музыку, Под музыку встряска Зовётся понятно всем, просто. То ­ ... (пляска). ­ Что же будет являться темой сегодняшнего урока?  ­ Песни, марши, танцы, ­ музыкальные жанры. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ II. 1. Обобщение 1) Кто спрятался под маской? Продолжаются встречи наших друзей – Песни, Танца и Марша! Только теперь это будет как на карнавале. Под маской Песни будет прятаться Танец или Марш. Но кто именно, ­ какой жанр? Попробуйте узнать.  Прослушивание музыкальных фрагментов (учитель проигрывает на ф­но).  Теперь внимательно рассмотрите нотные примеры, напойте для себя. Поищите и назовите приметы этих жанров. Прослушайте  3  разнохарактерных  текста.  Подумайте,   какой   текст   под   какой нотной строчкой можно подписать под его нотами. Тогда будет ясно, определили ли вы жанр правильно или под маской оказался кто­то другой:  1) В нашем классе все ребята ходят весело под марш. 2)  В нашем классе все ребята хорошо танцуют вальс. 3) В нашем классе все ребята любят польку танцевать. 2) Какие жанры встретились? А сейчас попробуйте по характеру музыки определить, какие жанры встретились: Слушание   «Танец   с   кубками»   П.И.   Чайковского   из   балета   «Спящая красавица». Обсуждение. 3) Вариации Любая музыка – композиторская или народная ­ никогда не остается неизменной, ­  постоянно развивается, находится в движении. Вариации   –   это   изменение.  Это   такая   музыкальная   форма,   в   которой   главная мелодия может звучать в разном характере, меняется настроение или добавляются какие­ либо украшения.  Буквенное обозначение формы вариаций: А ­ А1 ­ А2 ­ А3… Прослушивая народную плясовую мелодию «Камаринская», попытайтесь услышать изменения (вариации) и отмечайте каждое новое изменение хлопком в ладоши. Сколько раз вы услышите изменения (варьирование) основной мелодии «Камаринской», столько здесь и разделов (вариаций). Идут они без перерыва, всё быстрей, только поспевай за музыкой и камаринским мужиком! Слушание, исполнение рус. нар. мелодии «Камаринская». ­ Какие жанры встретились в русской народной мелодии? ­ Песня и танец. 2. Стародавние традиции 1) «Утренняя молитва» и «В церкви» П.И. Чайковского (из цикла «Детский альбом») Согласно одной из стародавних русских традиций, бытовавшей во многих семьях, каждый   новый   день   в  любой   семье   должен  был   начинаться   и   заканчиваться   молитвой. Прослушаем  в   тишине  две   пьесы   П.И.   Чайковского   из   его   «Детского   альбома»: «Утренняя молитва» и «В церкви». Прослушивание пьес Чайковского – без обсуждения («…и так всё ясно!»). Каждый  ребёнок  должен  был  произнести  перед  сном  традиционное  молитвенное пожелание   добра   своим   близким,   родным.   Эта   православная   традиция   неукоснительно соблюдалась, и не зря, поскольку в ней находится особый смысл. Например, такой, какой заложен в следующем произведении. Слушаем, узнаём музыкальный жанр: 2) «На сон грядущий» М.П. Мусоргского (из цикла «Детская»)  В   чём   этот   смысл?   Прежде   всего,   в  колыбельности,  которая   всегда   была сосредоточием и выражением душевного здоровья, основой человечности; смысл в том, что ребёнок приучается к общечеловеческому —  к прощению!  Всё, что он делал в течение дня, он как бы просматривает сквозь призму добра, стремится к человеческому сближению чувств, как бы самоочищается. В жизни детей это часто протекает формально. Но   как   удивительно   воплотил   это   в   своей   песне­сценке   М.П.   Мусоргский! Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и  папу с мамой,  и братцев, и  старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей: «И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку…». Интересно   в   музыке   отражено   настроение,   с   каким   произносятся   имена:   старших   – сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок. На Дунюшке «молитва» прерывается. Очень   тонко   и   с   юмором,   в   духе   психологии   ребёнка,   уставшего   за   день   от впечатлений,   переживаний   или   чего­либо   другого:   в   перечислении   всех   близких,   кого нужно   упомянуть   в   вечерней   молитве,   ребёнок...   забыл   сам   себя   («Как   дальше,   а, нянюшка?»)!  …Как дальше? Няня, конечно же, подскажет… ­ Какой жанр вам встретился при прослушивании этой музыки? Ответы учащихся. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ III. 1. Итог. Заключительное слово учителя Вот   и   прошли   восемь   уроков,   которые   нам   дала   музыка.   Что   же   это   значит   – получить от музыки урок? Разве она – учитель? А ну­ка, ребята, представим себе такую картину: на концертную эстраду вышел пианист   и  что­то  заиграл.   А  в  зале  сидит…  один   человек.  И  это  ­  композитор,  автор звучащей   с   эстрады   музыки.   Пианист   кончил   играть.   Он   шумно   аплодирует   и   кричит: «Автора!   Автора!»   Автор   поднимается   на   эстраду.   Они   пожимают   друг   другу   руки, радуются общему успеху, желают друг другу новых творческих удач…  А кругом ­ удручающая тишина пустого зала…  Какая   ужасная   картина   получилась,   не   правда   ли?   Не   только   смешная,   но действительно ужасная! И нам совершенно ясно ­ почему… Ведь музыка существует не для тех, кто её сочиняет и исполняет, хотя и для них, конечно, тоже. Если бы композитор и исполнитель занимались музыкой только для себя, это было бы так же невероятно, как если бы врач лечил всю жизнь только свои собственные болезни, а художник писал картины только для своей комнаты, всю жизнь перевешивая их с одной стены на другую. Для того чтобы музыка стала настоящим живым искусством, мало композитора и исполнителя — в один ряд с ними должен встать СЛУШАТЕЛЬ! И роль слушателя в музыке тоже очень велика, гораздо больше, чем вы привыкли думать.  И это я говорю о вас, ребята! Это без вас не будет музыки, ­ без слушателей!  И если ты не шепчешься со своим соседом, не шелестишь программой и не входишь с шумом в зал во время исполнения – это ещё не значит, что ты хорошо слушаешь музыку. Ведь молча и тихо можно думать о чём угодно, о любых вещах, не имеющих к музыке никакого отношения… …Между   исполнителями   и   слушателями   устанавливаются   какие­то   невидимые связи,   возникают   какие­то   особые   токи,   природу   которых   учёные   когда­нибудь обязательно  поймут   и   определят.   Не   зря   ведь   иной   раз  говорят   так:  «Зал   был   словно наэлектризован   изумительным   исполнением   этой   музыки!..»   А   от   исполнителей   можно такие слова услышать: «Я играл сегодня лучше, чем обычно, — уж очень хорошая была публика!..»  Кстати, кто­нибудь из вас почувствовал или обратил внимание, как класс наш был просто   наэлектризован,   когда   вы   вместе   по­настоящему   хорошо   исполнили «Камаринскую»?.. Настоящий, хороший композитор, сочиняя музыку, отдаёт ей все свои душевные силы, всё своё сердце, весь свой ум. Всего себя отдаёт искусству и настоящий, хороший исполнитель. И слушатель, если он хочет по­настоящему услышать музыку, тоже должен отдать ей все силы своей души, сердца и ума… …И, быть может, одно из самых чудесных свойств музыки, как и всякого искусства, состоит в том, что чем больше душевных сил мы ей отдаём, тем больше новых сил в ней черпаем.   А   невнимательное,   незаинтересованное   слушание   музыки,   точно   так   же,   как невнимательное,   незаинтересованное   чтение   книг   или   рассматривание   картин,   только утомляет нас, отбирает наши силы, а взамен ровно ничего не даёт…  И чем лучше музыку исполняют – с душой, а не просто стучат ногами в такт, чем проникновеннее слушают, ­ тем сильнее, красивее, бодрее и понятнее становится музыка. Композитор, чтобы хорошо сочинять, должен учиться. Исполнитель, чтобы хорошо исполнять, тоже должен учиться.  И слушатель, чтобы быть хорошим слушателем, тоже должен учиться. Главное, что тут   требуется,   —   это   желание,   интерес,   стремление   узнать   что­то   новое,   неизвестное, неизведанное.  А музыкальные жанры, с которыми мы знакомились в течение 1­ой четверти ­ Песня, Танец и Марш, – частица нашей жизни! Ребята, вы поняли ­ почему? Ответы учащихся. 2. Рефлексия. Тест «Обобщение. 1­я четверть»

Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)

Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2018