Конспект по музыке на тему «Жанровый карнавал. Обобщение» (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 2 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему урока «Музыкальные жанры». Цель урока: Освоение и закрепление жанровых особенностей музыки. Задачи: - знать разновидности марша, танца, песни; уметь определять жанр и характер звучания музыки; - понимать, что есть содружество «Композитор – исполнитель - слушатель»; уметь выступать в этих «ролях»; - развивать у обучающихся образное, ассоциативное мышление, умение вслушиваться в «звучащую картину»; - способствовать развитию творческого потенциала учащихся, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; - формировать у учащихся умение выражать своё эмоциональное отношение в процессе исполнения творческих заданий.
Иконка файла материала Мокшанова_2 кл. Урок 8.docx
Усачева, 2 класс. I четверть Урок 8. Жанровый карнавал. Обобщение Цель урока: Освоение и закрепление жанровых особенностей музыки.  Задачи: ­  знать  разновидности  марша,  танца, песни;  уметь определять  жанр    и  характер звучания музыки; ­ понимать, что есть содружество «Композитор – исполнитель ­ слушатель»; уметь выступать в этих «ролях»; ­   развивать   у   обучающихся   образное,   ассоциативное   мышление,   умение вслушиваться в «звучащую картину»; ­   способствовать   развитию   творческого   потенциала   учащихся,   способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; ­  формировать   у   учащихся   умение   выражать   своё     эмоциональное   отношение   в процессе исполнения творческих заданий. Средства обучения и оборудование  1. Учебник, с. 28—33.  2. Рабочая тетрадь, с. 33.  3. Музыкальный материал:  «Танец с кубками» П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица»; Русская плясовая «Камаринская»;  П.И. Чайковский. «Утренняя молитва», «В церкви» из «Детского альбома»; М.П.   Мусоргский.   «На   сон   грядущий»   (из   цикла   «Детская»)   /   ЭФУ,   с.   44; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 141.   ХОД УРОКА ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. 2. Мотивация Ребята, отгадайте загадки:1) Если текст соединить с мелодией  И потом исполнить это вместе, ­  То, что вы услышите, конечно же,  Называется легко и просто ­  ... (песня).  2) Под музыку эту проводят парад, Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.  Что это за музыка? (Марш). 3) Движенье под музыку, Под музыку встряска Зовётся понятно всем, просто. То ­ ... (пляска). ­ Что же будет являться темой сегодняшнего урока?  ­ Песни, марши, танцы, ­ музыкальные жанры. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ II. 1. Обобщение 1) Кто спрятался под маской? Продолжаются встречи наших друзей – Песни, Танца и Марша! Только теперь это будет как на карнавале. Под маской Песни будет прятаться Танец или Марш. Но кто именно, ­ какой жанр? Попробуйте узнать.  Прослушивание музыкальных фрагментов (учитель проигрывает на ф­но).  Теперь внимательно рассмотрите нотные примеры, напойте для себя. Поищите и назовите приметы этих жанров. Прослушайте  3  разнохарактерных  текста.  Подумайте,   какой   текст   под   какой нотной строчкой можно подписать под его нотами. Тогда будет ясно, определили ли вы жанр правильно или под маской оказался кто­то другой:  1) В нашем классе все ребята ходят весело под марш. 2)  В нашем классе все ребята хорошо танцуют вальс. 3) В нашем классе все ребята любят польку танцевать. 2) Какие жанры встретились? А сейчас попробуйте по характеру музыки определить, какие жанры встретились:Слушание   «Танец   с   кубками»   П.И.   Чайковского   из   балета   «Спящая красавица». Обсуждение. 3) Вариации Любая музыка – композиторская или народная ­ никогда не остается неизменной, ­  постоянно развивается, находится в движении. Вариации   –   это   изменение.  Это   такая   музыкальная   форма,   в   которой   главная мелодия может звучать в разном характере, меняется настроение или добавляются какие­ либо украшения.  Буквенное обозначение формы вариаций: А ­ А1 ­ А2 ­ А3… Прослушивая народную плясовую мелодию «Камаринская», попытайтесь услышать изменения (вариации) и отмечайте каждое новое изменение хлопком в ладоши. Сколько раз вы услышите изменения (варьирование) основной мелодии «Камаринской», столько здесь и разделов (вариаций). Идут они без перерыва, всё быстрей, только поспевай за музыкой и камаринским мужиком! Слушание, исполнение рус. нар. мелодии «Камаринская». ­ Какие жанры встретились в русской народной мелодии? ­ Песня и танец. 2. Стародавние традиции 1) «Утренняя молитва» и «В церкви» П.И. Чайковского (из цикла «Детский альбом») Согласно одной из стародавних русских традиций, бытовавшей во многих семьях, каждый   новый   день   в  любой   семье   должен  был   начинаться   и   заканчиваться   молитвой. Прослушаем  в   тишине  две   пьесы   П.И.   Чайковского   из   его   «Детского   альбома»: «Утренняя молитва» и «В церкви». Прослушивание пьес Чайковского – без обсуждения («…и так всё ясно!»). Каждый  ребёнок  должен  был  произнести  перед  сном  традиционное  молитвенное пожелание   добра   своим   близким,   родным.   Эта   православная   традиция   неукоснительно соблюдалась, и не зря, поскольку в ней находится особый смысл. Например, такой, какой заложен в следующем произведении. Слушаем, узнаём музыкальный жанр: 2) «На сон грядущий» М.П. Мусоргского (из цикла «Детская»)  В   чём   этот   смысл?   Прежде   всего,   в  колыбельности,  которая   всегда   была сосредоточием и выражением душевного здоровья, основой человечности; смысл в том, что ребёнок приучается к общечеловеческому —  к прощению!  Всё, что он делал в течение дня, он как бы просматривает сквозь призму добра, стремится к человеческому сближению чувств, как бы самоочищается. В жизни детей это часто протекает формально.Но   как   удивительно   воплотил   это   в   своей   песне­сценке   М.П.   Мусоргский! Маленькая героиня сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и  папу с мамой,  и братцев, и  старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей: «И Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку…». Интересно   в   музыке   отражено   настроение,   с   каким   произносятся   имена:   старших   – сосредоточенно и серьезно, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается и звучит резвый детский говорок. На Дунюшке «молитва» прерывается. Очень   тонко   и   с   юмором,   в   духе   психологии   ребёнка,   уставшего   за   день   от впечатлений,   переживаний   или   чего­либо   другого:   в   перечислении   всех   близких,   кого нужно   упомянуть   в   вечерней   молитве,   ребёнок...   забыл   сам   себя   («Как   дальше,   а, нянюшка?»)!  …Как дальше? Няня, конечно же, подскажет… ­ Какой жанр вам встретился при прослушивании этой музыки? Ответы учащихся. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ III. 1. Итог. Заключительное слово учителя Вот   и   прошли   восемь   уроков,   которые   нам   дала   музыка.   Что   же   это   значит   – получить от музыки урок? Разве она – учитель? А ну­ка, ребята, представим себе такую картину: на концертную эстраду вышел пианист   и  что­то  заиграл.   А  в  зале  сидит…  один   человек.  И  это  ­  композитор,  автор звучащей   с   эстрады   музыки.   Пианист   кончил   играть.   Он   шумно   аплодирует   и   кричит: «Автора!   Автора!»   Автор   поднимается   на   эстраду.   Они   пожимают   друг   другу   руки, радуются общему успеху, желают друг другу новых творческих удач…  А кругом ­ удручающая тишина пустого зала…  Какая   ужасная   картина   получилась,   не   правда   ли?   Не   только   смешная,   но действительно ужасная! И нам совершенно ясно ­ почему… Ведь музыка существует не для тех, кто её сочиняет и исполняет, хотя и для них, конечно, тоже. Если бы композитор и исполнитель занимались музыкой только для себя, это было бы так же невероятно, как если бы врач лечил всю жизнь только свои собственные болезни, а художник писал картины только для своей комнаты, всю жизнь перевешивая их с одной стены на другую. Для того чтобы музыка стала настоящим живым искусством, мало композитора и исполнителя — в один ряд с ними должен встать СЛУШАТЕЛЬ! И роль слушателя в музыке тоже очень велика, гораздо больше, чем вы привыкли думать.  И это я говорю о вас, ребята! Это без вас не будет музыки, ­ без слушателей!  И если ты не шепчешься со своим соседом, не шелестишь программой и не входишь с шумом в зал во время исполнения – это ещё не значит, что ты хорошо слушаешь музыку. Ведь молча и тихо можно думать о чём угодно, о любых вещах, не имеющих к музыке никакого отношения……Между   исполнителями   и   слушателями   устанавливаются   какие­то   невидимые связи,   возникают   какие­то   особые   токи,   природу   которых   учёные   когда­нибудь обязательно  поймут   и   определят.   Не   зря   ведь   иной   раз  говорят   так:  «Зал   был   словно наэлектризован   изумительным   исполнением   этой   музыки!..»   А   от   исполнителей   можно такие слова услышать: «Я играл сегодня лучше, чем обычно, — уж очень хорошая была публика!..»  Кстати, кто­нибудь из вас почувствовал или обратил внимание, как класс наш был просто   наэлектризован,   когда   вы   вместе   по­настоящему   хорошо   исполнили «Камаринскую»?.. Настоящий, хороший композитор, сочиняя музыку, отдаёт ей все свои душевные силы, всё своё сердце, весь свой ум. Всего себя отдаёт искусству и настоящий, хороший исполнитель. И слушатель, если он хочет по­настоящему услышать музыку, тоже должен отдать ей все силы своей души, сердца и ума… …И, быть может, одно из самых чудесных свойств музыки, как и всякого искусства, состоит в том, что чем больше душевных сил мы ей отдаём, тем больше новых сил в ней черпаем.   А   невнимательное,   незаинтересованное   слушание   музыки,   точно   так   же,   как невнимательное,   незаинтересованное   чтение   книг   или   рассматривание   картин,   только утомляет нас, отбирает наши силы, а взамен ровно ничего не даёт…  И чем лучше музыку исполняют – с душой, а не просто стучат ногами в такт, чем проникновеннее слушают, ­ тем сильнее, красивее, бодрее и понятнее становится музыка. Композитор, чтобы хорошо сочинять, должен учиться. Исполнитель, чтобы хорошо исполнять, тоже должен учиться.  И слушатель, чтобы быть хорошим слушателем, тоже должен учиться. Главное, что тут   требуется,   —   это   желание,   интерес,   стремление   узнать   что­то   новое,   неизвестное, неизведанное.  А музыкальные жанры, с которыми мы знакомились в течение 1­ой четверти ­ Песня, Танец и Марш, – частица нашей жизни! Ребята, вы поняли ­ почему? Ответы учащихся. 2. Рефлексия. Тест «Обобщение. 1­я четверть»