В конспекте предоставлена разработка поурочного плана по УП "Сольфеджио", где есть все разделы урока: вокально-интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, мелодический диктант, теоретические сведения, воспитание творческих навыков, домашнее задание, музыкальные примеры, список методической литературы, наглядные пособия.
Конспект поурочного плана по учебному предмету «Сольфеджио»
2 класс (8летний курс обучения) ДПОП
преподаватель МУДО «УстьОрдынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Строение мажорной гаммы
Цель: закрепить с учащимися строение мажорной гаммы на примере гаммы Соль мажор
Задачи: 1. Образовательная:
Строение мажорной гаммы – правило.
Вспомнить понятия: тон, полутон, гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени,
вводные ступени, знак диез.
Песенки про полутон и тон В. Белобородовой.
Л. Абелян «Про диез» вспомнить песню про знак диез и спеть с тактированием.
Спеть гамму Gdur вверх и вниз, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые,
вводные ступени, мелодический оборот: III, IIIIII, IVIIIIII, VVIVIII; Т5/3.
Спеть в гамме Gdur полутоны (м.2) на III и VII ступенях, а также тона (б.2) на всех
остальных.
Построить гамму Gdur, в ней подписать устойчивые ступени римскими цифрами,
неустойчивые закрасить, показать стрелочками разрешение неустойчивых ступеней в
устойчивые, выписать вводные звуки, тоническое трезвучие.
Спеть попевки про устойчивые и вводные звуки В. Белобородовой.
Разучить песню В.Витлина «Воробышки» на с. 9. – сольмизация, простучать ритм, пение со
словами.
№ 2 (с. 5) «Нука, кони» простучать ритм, пение со словами.
Досочинить окончание мелодии, соблюдая предложный ритм (с. 13), задание 5 а).
Спеть досочиненную мелодию (с.13) с простукиванием ритма, игра на фно досочиненной
мелодии в тональности Фа мажор.
Мелодический диктант № 2 (4 такта), размер 2/4, тональность До мажор.
2.Воспитательная: осознанное отношение учащихся к построению гаммы Соль мажор, в ней
комплекс.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, музыкального обобщения.
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
1. Белобородова В.В., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01.
«Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народныеинструменты», для учащихся 18 классов. Срок реализации – 8 лет. – Усть
Ордынский, 2012.
2. Абелян Л. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. – М., 1985.
3. Г. Струве Ступеньки музыкальной грамотности. – СПб, 1999.
4. Фролова Ю. Сольфеджио 2 класс. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
5. О. Лежнева Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой
анализ: Учеб. пособие для учся 18 кл. ДМШ и ДШИ. – Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003.
Перечень учебнометодических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица,
ступеневые цепочки.
2.Карточки музыкальных обозначений: тон, полутон, гамма Соль мажор, знак диез,
тоническое трезвучие.
Ход урока
Вокальноинтонационные навыки
1. Л. Абелян «Про диез» вспомнить песню про знак диез и спеть с тактированием.
2.Спеть гамму Gdur вверх и вниз, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые,
вводные ступени, мелодический оборот: III, IIIIII, IVIIIIII, VVIVIII, Т5/3.
3. Спеть в гамме Gdur полутоны (м.2) на III и VII ступенях, а также тона (б.2) на всех
остальных.
4. Спеть попевки про устойчивые и вводные звуки.
5.Песенки про полутон и тон В. Белобородовой.
Теория
1.Строение мажорной гаммы – правило (тон, тон, полутон, 3 тона, полутон).
2.Вспомнить понятия: тон, полутон, гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени,
вводные ступени, знак диез.
Полутон – это маленькое расстояние между двумя соседними звуками.
Тон – это 2 полутона.
Гамма – это ряд звуков от тоники до тоники.
Тоника – это I ступень гаммы.
Устойчивые ступени – IIIIV.
Неустойчивые ступени – IIIVVIVII.
Вводные ступени – II и VII (вводятся в тонику).3.Построить гамму Gdur, в ней подписать устойчивые ступени римскими цифрами,
неустойчивые закрасить, показать стрелочками разрешение неустойчивых ступеней в
устойчивые, выписать вводные звуки, тоническое трезвучие.
Сольфеджирование и пение с листа
1.Разучить песню В.Витлина «Воробышки» на с. 9. – пение со словами.
2.№ 2 (с. 5) «Нука, кони» пение со словами.
Воспитание чувства метроритма
В.Витлин «Воробышки» с. 9. – сольмизация, простучать ритм.
№ 2 (с. 5) «Нука, кони» простучать ритм.
Мелодический диктант № 2
Воспитание творческих навыков
Досочинить окончание мелодии, соблюдая предложный ритм (с. 13), задание 5 а).
Спеть досочиненную мелодию (с.13) с простукиванием ритма, игра на фно досочиненной
мелодии в тональности Фа мажор.
Д/з
1.Диктант выучить наизусть.
2.с.9 «Воробышки» стучать ритм, говорить ноты, выучить слова.
3.Выучить все правила.