Конспект поурочного плана по учебному предмету "Сольфеджио" на тему "Строение мажорной гаммы" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В конспекте предоставлена разработка поурочного плана по УП "Сольфеджио", где есть все разделы урока: вокально-интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, мелодический диктант, теоретические сведения, воспитание творческих навыков, домашнее задание, музыкальные примеры, список методической литературы, наглядные пособия.
Иконка файла материала конспект поурочного плана по предмету сольфеджио 2 класс ДПОП строение мажорной гаммы.docx
Конспект поурочного плана по учебному предмету «Сольфеджио»  2 класс (8­летний курс обучения) ДПОП преподаватель МУДО «Усть­Ордынская ДШИ» Белобородова Виктория Викторовна Тема: Строение мажорной гаммы Цель: закрепить с учащимися строение мажорной гаммы на примере гаммы Соль мажор Задачи: 1. Образовательная: Строение мажорной гаммы – правило. Вспомнить понятия: тон, полутон, гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, вводные ступени, знак диез. Песенки про полутон и тон В. Белобородовой. Л. Абелян «Про диез» ­ вспомнить песню про знак диез и спеть с тактированием. Спеть гамму G­dur вверх и вниз, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, мелодический оборот: II­I, III­II­I, IV­III­II­I, V­VI­VII­I; Т5/3. Спеть в гамме  G­dur  полутоны (м.2) на  III  и  VII   ступенях, а также тона (б.2) на всех остальных. Построить   гамму  G­dur,   в   ней   подписать   устойчивые   ступени   римскими   цифрами, неустойчивые   закрасить,   показать   стрелочками   разрешение   неустойчивых   ступеней   в устойчивые, выписать вводные звуки, тоническое трезвучие. Спеть попевки про устойчивые и вводные звуки В. Белобородовой. Разучить песню В.Витлина «Воробышки» на с. 9. – сольмизация, простучать ритм, пение со словами. № 2 (с. 5) «Ну­ка, кони» ­ простучать ритм, пение со словами. Досочинить окончание мелодии, соблюдая предложный ритм (с. 13), задание 5 а). Спеть досочиненную мелодию (с.13) с простукиванием ритма, игра на ф­но досочиненной мелодии в тональности Фа мажор. Мелодический диктант № 2 (4 такта), размер 2/4, тональность До мажор. 2.Воспитательная: осознанное отношение учащихся к построению гаммы Соль мажор, в ней комплекс. 3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление. Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, музыкального обобщения. Список литературы и средств обучения Учебная и методическая литература 1. Белобородова   В.В.,  Казанцева   И.В.   Программа   учебного   предмета   ПО.02.УП.01. «Сольфеджио»   дополнительной   предпрофессиональной   общеобразовательной программы   в   области   музыкального   искусства   «Фортепиано»,   «Народныеинструменты»,   для   учащихся   1­8   классов.   Срок   реализации   –   8   лет.   –   Усть­ Ордынский, 2012. 2. Абелян   Л.   Забавное   сольфеджио.   Учебное   пособие   для   детей   дошкольного   и младшего школьного возраста. – М., 1985. 3. Г. Струве Ступеньки музыкальной грамотности. – СПб, 1999. 4. Фролова Ю. Сольфеджио 2 класс. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. 5. О.   Лежнева   Практическая   работа   на   уроках   сольфеджио:   Диктант.   Слуховой анализ:   Учеб.   пособие   для   уч­ся   1­8   кл.   ДМШ   и   ДШИ.   –   Гуманит.   изд.   центр ВЛАДОС, 2003. Перечень учебно­методических материалов 1.Наглядные   пособия   для   работы   на   уроках   сольфеджио:   Клавиатура,   столбица, ступеневые цепочки.  2.Карточки   музыкальных   обозначений:   тон,   полутон,   гамма   Соль   мажор,   знак   диез, тоническое трезвучие. Ход урока Вокально­интонационные навыки 1. Л. Абелян «Про диез» ­ вспомнить песню про знак диез и спеть с тактированием. 2.Спеть гамму G­dur вверх и вниз, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные ступени, мелодический оборот: II­I, III­II­I, IV­III­II­I, V­VI­VII­I, Т5/3. 3. Спеть в гамме  G­dur  полутоны (м.2) на  III и  VII   ступенях, а также тона (б.2) на всех остальных. 4. Спеть попевки про устойчивые и вводные звуки. 5.Песенки про полутон и тон В. Белобородовой. Теория 1.Строение мажорной гаммы – правило (тон, тон, полутон, 3 тона, полутон). 2.Вспомнить понятия: тон, полутон, гамма, тоника, устойчивые и неустойчивые ступени, вводные ступени, знак диез. Полутон – это маленькое расстояние между двумя соседними звуками. Тон – это 2 полутона. Гамма – это ряд звуков от тоники до тоники. Тоника – это I ступень гаммы. Устойчивые ступени – I­III­V. Неустойчивые ступени – II­IV­VI­VII. Вводные ступени – II и VII (вводятся в тонику).3.Построить   гамму  G­dur,   в   ней   подписать   устойчивые   ступени   римскими   цифрами, неустойчивые   закрасить,   показать   стрелочками   разрешение   неустойчивых   ступеней   в устойчивые, выписать вводные звуки, тоническое трезвучие. Сольфеджирование и пение с листа 1.Разучить песню В.Витлина «Воробышки» на с. 9. – пение со словами. 2.№ 2 (с. 5) «Ну­ка, кони» ­  пение со словами. Воспитание чувства метроритма В.Витлин «Воробышки» с. 9. – сольмизация, простучать ритм. № 2 (с. 5) «Ну­ка, кони» ­ простучать ритм. Мелодический диктант № 2 Воспитание творческих навыков Досочинить окончание мелодии, соблюдая предложный ритм (с. 13), задание 5 а). Спеть досочиненную мелодию (с.13) с простукиванием ритма, игра на ф­но досочиненной мелодии в тональности Фа мажор. Д/з 1.Диктант выучить наизусть. 2.с.9 «Воробышки»  ­ стучать ритм, говорить ноты, выучить слова. 3.Выучить все правила.