Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»
Оценка 4.6

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
5 кл
04.03.2018
Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»
Конспект практического занятия «Ориентирование на местности» содержит интересные практические задания по теме. Данный урок проводится на местности. Учитель заранее готовит карточки для учащихся с заданиями по определению азимута на отдельные объекты природы: например отдельно стоящее дерево, башня, церковь, мост на реке и т.д.Урок-практикум по теме "Ориентирование на местности"
занятие практическое.docx
Конспект практического «Ориентирование на местности» занятия   Описание материала: представляю вашему вниманию практическое занятие  на местности по теме «Ориентирование на местности», которое направлено  научить учащихся самостоятельно ориентироваться и работать с компасом..  Возраст ребят 12­13 лет. Цель формирование навыков ориентирования на местности.  Задачи: ­ научить детей ориентироваться на местности. ­ развить умение пользоваться компасом. ­ воспитать дисциплинированность, трудолюбие. Ход занятия 1. Понятие ориентирования. Для   человека,   оказавшегося   в   незнакомой   местности,  ориентирование   –  одно   из важнейших   условий   обеспечения   жизнедеятельности.   Oriens   –от   лат.   Восток. Ориентироваться   на   местности   –   значит   уметь   найти   точку   своего   стояния (местонахождения)   и   направление   движения   относительно   горизонта. Ориентирование на местности может осуществляться по карте, компасу, небесным светилам, а также по различным признакам и объектам на местности. .Ориентирование по деревьям  Фото 1.                                                                         Фото 2. Чаще всего с северной стороны деревья, камни, кровли (деревянные, черепичные,  шиферные) раньше и обильнее покрываются зеленоватым налётом водорослей и  мха; ­ смола скапливается на той стороне ствола хвойных деревьев, которая обращена на юг; ­ пни отдельно стоящих деревьев обычно имеют кольца, более широкие с южной стороны; ­ кора деревьев, которая обычно темнее и грубее с северной стороны; ­ весной снежные лунки у корней деревьев располагаются с южной стороны, а снег  прилипает к камням с северной стороны. 4.  3. Муравьи часто строят муравейники около пня или дерева и только с южной стороны, защищаясь от холодных северных ветров и максимально используя солнечные лучи. 4. 5. Ориентирование по местным приметам. ­ кресты на куполах православных церквей расположены в плоскости север­ юг, а поднятый конец нижней перекладины указывают на север; ­ ягоды и фрукты краснеют и желтеют быстрее с южной стороны; Задание № 1. Определение направления сторон горизонта. 6. 7. Стороны горизонта располагаются в определённом порядке относительно  друг друга, поэтому, зная всего одну, можно определить любую другую. В  представленных заданиях указано одно из направлений. На выполнение  задание 3 мин. 8. Положим часы со стрелками на ладонь и повернем их так, чтобы часовая  стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой  стрелкой и цифрой один (летнее местное время), разделим пополам  биссектрисой. Направление биссектрисы укажет примерное направление  линии юг – север. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 2. Но помните: ошибка при таком способе ориентирования может  составлять до 25 градусов.  Задание № 3. Определение сторон горизонта по часам и солнцу. Следует при этом помнить, что до 12 ч. дня юг находится справа от Солнца, а  после 12 ч. – слева от него. На выполнение задание 3 мин. 6. Ориентирование по компасу. 9. 10. Наиболее простыми и распространёнными приборами для ориентирования являются компасы. Тёмный конец стрелки всегда указывает на север. На лимбе   (круге   с   делениями)   нанесена   градусная   шкала.   На   делениях,   90 градусов, будет восток, 180 градусов ­ юг, 270 градусов ­ запад. Угол между направлением  на   север  и  направлением   на  заданный  предмет  (ориентир) откладываемый   по   часовой   стрелке   называют   азимутом.  Задание № 4.  11. 12. Определение азимута. Чтобы определить азимут на местности: ­   надо:   встать   лицом   в   направлении   объекта,   на   который   требуется определить азимут. ­ сориентировать компас, т. е. подвести его нулевое деление (или букву С) под затемнённый конец стрелки компаса.   вращая   компасную   крышку,   направить   на   объект   визир. ­ ­   против   указателя   визира,   обращённого   к   объекту   прочесть   величину азимута. На выполнение задание 3 мин. Педагог: Вы  ребята   хорошо  потрудились  молодцы.  Но  не  расслабляйтесь вот вам последнее задание. Задание № 5.  Тест по теме. Тест "Ориентирование на местности" Вопрос: Что такое ориентирование на местности?  1. Определение сторон горизонта, определение своего местонахождения на местности относительно местных предметов и выбор направления движения  2. Определение сторон горизонта, определение своего местонахождения на местности относительно местных предметов и выбор направления движения, ориентиров  относительно 3.   местности.  4. Использование компаса и карты для определения своих координат    Знать   направление   движения   и   карту выбранных     Вопрос: Что такое компас?    для       Прибор   Прибор движения  1. 2. горизонта  3.   Прибор   для   определения.   использующий   магнитное   поле   Земли.  4. Проградуированный прибор, делящий пространство на 360 делений и 4 стороны света.  определения     определения направления   сторон для     Вопрос: Что такое ориентир?   1.   Предмет   на   который   ориентируются   при   движении   на   местности. 2.   Местный   предмет,   использующийся   в   качестве   начала   направления движения  3.Местный предмет, заметный издалека.  4. Характерный местный предмет, Обозначенный на карте.  Вопрос: Что такое карта?    Изображение   местности План уменьшенном   масштабе.  1. 2. местности.  3. Уменьшенное изображение участка земной поверхности в определенном масштабе.  4. Уменьшенное изображение местности с помощью условных обозначений.  в         Вопрос: Что такое азимут?  1.   Угол   между   направлением   на   север   и   направлением   на   ориентир.  2.   Угол,   измеряющийся   компасом   по   круговой   360­ти   градусной   шкале.  3. ориентир.  4. Угол между направлением на север и направлением движения.  показывающий Угол, на         Вопрос: Основные способы ориентирования     По компасу, 1. предметам.  2. По звездам, компасу, местным предметам, луне и линейным ориентирам.  3. компасу.  4. По компасу, местным предметам, Солнцу, звездам, Луне и часам. местным карте карте По и и                 Вопрос: Что такое линейный ориентир?   1.   Одиноко   стоящее   высокое   дерево   или   возвышение.  2.   Характерный   местный   предмет   прямолинейно   расположенный.  3. карте.  4. Искусственное сооружение, обозначенное на карте.    четко   обозначенный   на     Местный   предмет   Минимум Вопрос:   Сколько   ориентиров   необходимо   для   выбора   правильного направления?  1. 2. 3. 4. Один ориентир на который выбрано направление движения.  контрольный.    контрольный.  промежуточных.  промежуточный и исходный, основных   несколько   Три:   Два исходный два: и   и                   Вопрос: Что значит привязать карту к местности? 1. Найти на карте свое местоположение   2.Обозначить на карте ориентиры.  3.   Расположить   карту,   согласно   показаниям   компаса   и   положению ориентира.  4.   Установить   соответствие   между   обозначениями   на   карте   и   местными предметами.  Вопрос: Установите направление движения на 100 градусов по азимуту.  1. Северо­восток.  2. Восток.   3. Юго­восток.  4. Юг.  Вопрос: Установите направление движения на 200 градусов по азимуту.  1. Юго­восток.  2. Запад.   3. Юг.   4. Юго­запад.   Вопрос: Выберите 1. Одиноко стоящее дерево.    2. Болото.   3. Автомобиль .  4. Группа кустарников.   контрольные   ориентиры:    Вопрос:   Какое   созвездие   используется   для   определения   сторон горизонта 1. Созвездие Южный крест.     2. Млечный путь.   3. Созвездие Москва­Кассиопея .  4. Созвездие Большой медведицы.  Вопрос: 1. Соотношение размера местности и изображениями на карте. такое   Что     ночью?  масштаб?    2. Величина уменьшения изображения на карте по сравнению с местными предметами.  3. Показывает во сколько раз необходимо увеличить изображение на карте, чтобы   оно   совпало   с   размерами   местных   предметов.  4. Размер изображения предмета на карте и на местности.  Выводы. Акцентировать внимание на основные моменты занятия. Обратить внимание на ошибки. Итоги занятия. Рефлексия.  Что нового вы узнали и чему научились?

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»

Конспект практического занятия «Ориентирование на местности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018