Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского
колледж «Медведково»
Конспект пробного урока
в 4 «Д» классе ГБОУ «Школа № 763»
по Русскому языку
(учебные предмет)
Студентка ПНК д 41 ш – 13
Калашникова Татьяна
Методист Воробьева
Наталья Александровна
Учитель ОУ Дьяконова
Светлана Владимировна
Дата проведения________________
Подпись методиста_____________
Подпись учителя_______________
Оценка_______________________
Москва, 2016
Тема урока: Фразеологизмы.
Тип урока: Урок формирования и совершенствования умений и навыков.
Цель урока: Формирование умения пользоваться фразеологизмами в жизни с целью обогащения речи, узнать об их роли в речи.
Планируемые результаты
ü Предметные:
Знать: откуда происходят фразеологизмы, их значение в прошлом и настоящем; когда уместно употреблять фразеологизмы в речи. а когда нет; как фразеологизмы пришли в нашу речь; какую роль играют фразеологизмы в речи.
Уметь: отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний; понимать их значение; распознавать фразеологизмы синонимы и антонимы; пользоваться различными фразеологическими словарями; употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.
ü Метапредметные (УУД):
Личностные: Уметь формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; Уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Регулятивные: Уметь планировать и оценивать результаты своей работы на уроке; Уметь вносить необходимые дополнения и исправления, реального действия и его результата.
Познавательные: Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач, структурирование знаний; Уметь использовать приёмы анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Уметь соблюдать правила речевого поведения; Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
ü Для учителя
Учебник «Русский язык» Образовательная система «Школа России» 4 кл.
Раздаточный материал: тест по пройденному материалу на каждого ученика; тест на закрепление пройденной темы на пару; тест для проведения рефлексии на каждого ученика; карточки для рефлексии трех цветов.
Конспект урока.
ü Для ученика
Учебник «Русский язык» Образовательная система «Школа России» 4 кл.
Тетрадь.
Пенал.
Дневник.
Информационные источники:
Учебник «Русский язык» Образовательная система «Школа России» 4 кл.
http://portal2011.com/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-v-4-klasse/
Содержание урока
Этап урока, время |
Методы, приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД по каждому заданию |
Оборудование |
Организационный этап
Подготовка к активному и сознательному закреплению материала (актуализация)
Закрепление изученного материала
Подведение итогов
Информация о домашнем задании
|
М- словесный (беседа)
М – словесный (беседа) П – организационный (ответ с места, ответ у доски) М – словесный (работа с учебником, объяснение)
М – словесный (беседа) П – организационный (ответ с места, ответ у доски) М – словесный (работа с учебником, объяснение)
М – словесный (беседа) П – организационный (ответ с места, ответ у доски) М – словесный (работа с учебником, объяснение)
М – словесный (беседа)
|
-Здравствуйте ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, Татьяна Александровна. Проверьте готовность к уроку, у вас на парте должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, листочки с заданиями и карточки трех цветов.
-Перед тем как мы познакомимся с новой темой урока, проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущую. У вас на столах лежат тесты, на выполнение у вас есть 3 минуты. Не забудьте подписать фамилию и имя в верхней строчке.
-Время закончилось. Поменяйтесь тестом со своим соседом. Возьмите в руки простые карандаши. Если все сделано правильно, ставим +, если неправильно, ставим -.
-Кто прочитает нам первое задание?
Осуществляется проверка теста в устной форме.
-Молодцы ребята, отложите тесты на край стола.
-Зарубите себе на носу, вам сегодня придется работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счете, вас ждет успех!
-Все ли вам понятно в моем пожелании?
-Тогда скажите мне значение фразы- «зарубите себе на носу».
-А работать «засучив рукава»?
-«Не падайте духом»?
-«Возьмите себя в руки».
-Верно.
-А кто знает, что же это за необычные выражения?
-Именно так.
-А как вы думаете, зачем нам нужно изучать фразеологизмы?
-Именно так. Крылатых слов и выражений очень много у каждого народа. Их существует множество тысяч. Мудрых и серьезных, веселых и лукавых, остроумных и злых. Историей их происхождения занимается целая наука, а в русском языке существует целый раздел, который называется как? Кто мне подскажет?
-Верно. Найти толкование различных фразеологизмов вы можете в фразеологическом словаре.
-Так что же такое фразеологизм, ребята?
-Верно. Откройте учебник на стр. 49, упражнение 74.
-Кто хочет прочитать отрывок из «Дневника фокса Микки»?
-Кто-нибудь читал данное произведение?
-Я бы очень посоветовала вам прочитать это произведение, писателя Саши Черного.
-Как вы думаете, кто автор данного дневника?
-А если обратить внимание на изображение после отрывка текста?
-Верно. Автором дневника является собака породы «фокстерьер», которую зовут Микки. Поэтому и произведение называется «Дневник фокса Микки».
-Что вам показалось забавным?
-Какой фразеологизм вы заметили в произведении?
-Как вы понимаете его?
--Давайте проверим, там ли это. Кто прочитает раздел «Вспомните!»?
-Петя проспал сегодня первый урок в школе. Но ему совсем никак нельзя было опаздывать на второй урок, потому что его класс будет писать контрольную работу по математика. Он быстро собрал свой портфель и во весь опор помчался в школу.
-Какой фразеологизм вы услышали?
-Верно. Как вы думаете, что он обозначает?
-Давайте узнаем его точное значение и происхождения из странички для любознательных. Кто прочитает?
-Каждый фразеологизм имеет свое значение и свою историю происхождения, поэтому если вы захотите употребить его в речи, то потрудитесь и точно узнайте какое значение он имеет.
-А теперь все тихонечко встанем.
Физминутка.
Мы к плечам прижали руки, Начинаем их вращать. Прочь усталость, лень и скука. Будем мышцы разминать. А теперь покрутим шеей, Это мы легко сумеем. Как усталые все дети Скажем «Нет» на все на свете.
-А теперь переворачиваем страничку в учебнике и выполняем задание №75. Кто хочет прочитать первое предложение и попробовать объяснить значение фразеологизма?
-Какой фразеологизм употребляется в данном предложении?
-Что это значит?
(Все упражнение проверяется по аналогии. Затаив дыхание- сосредоточенно, напряженно вслушиваясь, испугавшись. Как из ведра- проливной, сильный дождь. Бить баклуши- бездельничать, заниматься пустяками. Куда глаза глядят- идти или ехать в неопределенном направлении. Считать ворон- быть невнимательным, растерянным. Совать нос- без надобности, без спроса лезть в чужие дела. Черепашьим шагом- очень медленно. Кашу заварил- это значит затевать сложное, хлопотное дело).
-Молодцы, ребята. -На страничке для любознательных мы познакомились с фразеологизмом «во весь опор», а кто мне скажет, какой из фразеологизмов данного упражнения противоположении ему во значению?
-А как называются слова, противоположные по значению?
-Значит фразеологизмы «во весь опор» и «черепашьим шагом» являются?
-Умнички, а теперь откройте свои рабочие тетради, запишите число, классная работа, и выпишите эти фразеологизмы к себе в тетрадь через запятую.
-Молодцы. Закройте свои тетради. У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполняем в парах. Не забываем подписывать в верхней строчке. Приступайте, у вас есть на это 5 минут.
-Итак, закончили. Кто хочет выйти к доске и прочитать что у него получилось? Все остальные взяли в руки карандаш и тоже проверяем.
(Проверяют правильность выполнения заданий.)
-Молодцы ребята. В конце урока сдадите мне тесты.
(Если остается время, то №76 из учебника).
-Итак, чем же мы занимались на сегодняшнем уроке?
-А что такое фразеологизмы?
-Что делают фразеологизмы с нашей речью?
-Где их можно употреблять?
-Верно. А теперь чтобы вы сами смогли оценить насколько продуктивно прошел урок, выполните маленький тест, который лежит на вашей парте. Каждый выполняет самостоятельно. Подберите синонимы к фразеологизмам. У вас есть одна минута, кто закончит, молча поднимите руку вверх. Начали.
-Берем в руки простые карандаши и проверяем сами себя.
-Я говорю номер, а вы соответствующую букву.
(Проверяют правильность выполнения)
-Молодцы ребята. Теперь сами оцените свою работу. Возьмите карточки трех цветов. Поднимите зеленую карточку, если вы не допустили ни одной ошибки в тесте. Поднимите желтую карточку, если допустили одна ошибку. И красную карточку, если больше одной ошибки.
-Я очень рада, что вижу только зеленые карточки!
-Откройте свои дневники, запишите домашнее задание. -Дидактический материал, стр. 18 упражнение 1,2.
-Спасибо, урок окончен. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Выполняют задание.
Читают задание.
-Да.
-Запомните.
-Усердно работать.
-Не унывайте.
-Сосредоточьтесь.
-Это фразеологизмы.
-Для яркости речи, для выразительности. Они помогают говорить метко и кратко.
-Фразеология.
-Устойчивое сочетание слов.
Ученик читает отрывок.
-Нет.
Выдвигают предположения.
-Автор этого дневника- собака.
Выдвигают предположения.
-Глаза на лоб полезли.
-Так говорят, когда хотят преувеличить какое-то чувство, например, от удивления, страха и т.д.
Читает.
-Во весь опор.
Выдвигают предположения.
Читает.
Читает первое предложение.
-Затаив дыхание.
Ученик объясняет.
-Черепашьим шагом.
-Синонимы.
-Синонимами.
Выходит к доске.
-Повторяли что такое фразеологизмы.
-Устойчивые сочетания слов.
-Украшают ее, делают более образной, яркой. -В споре, разговоре, выступлениях, написании сочинений и т.д.
Записывают домашнее задание. |
К- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р - умение контролировать свою готовность к уроку; осознание себя как ученика.
К-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П- (общеучебные) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р- оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Л- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Л- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Р- планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Р- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Р- оценка- выделение и осознаний учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. П- (общеучебные) поиск и выделение необходимой информации. П- (общеучебные) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Р- оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. П- (общеучебные) рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Р- планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
|
-
Тесты на проверку понимания предыдущего материала, учебник, тетрадь.
Учебник, тестовые задания
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.