Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)
Оценка 4.7

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
7 кл
24.07.2017
Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)
На протяжении всего урока реализовывается проблемный подход к обучению географии. Учителем выдвигается проблема: «Чем объясняется разнообразие природы Южной Америки», - которую учащиеся должны решать, путешествуя по предложенному учителем маршруту. Проводится на уроке Географическая разминка, матрица, характеристика каждой зоны для огэ
Разнообразие природы Южной Америки.docx
«Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие) План ­ конспект урока Методическое обеспечение урока 1. Наглядные   пособия:   физическая   карта   Южной   Америки, мультимедийная   презентация   учителя   «Природные   зоны   глобусы, атласы для 7 класса, учебник.   Раздаточный материал: отчётный лист­таблица «Характеристика природных зон», помощник­алгоритм   (для   слабых   учеников),   тест   «Особенности   природы   Южной Америки», карточки рефлексии. Технические средства обучения: мультимедийный экран, компьютер. 2. 3.   иллюстрации,   Южной   Америки», Методы: ­ Коммуникативные: беседа, монолог, диалог. ­ Познавательные: исследовательский, частично­поисковый. Методы стимулирования мотивации учения. Формы работы на уроке:         ­ индивидуально­дифференцированная (сообщения детей, работа с места)        ­ групповая (работа в парах, взаимопроверка)        ­ коллективная (работа с книгой, с атласом, выполнение теста) Форма проведения урока ­  групповая. Группы   учеников   выполняют   несколько   видов   деятельности:   исследуют, анализируют, информируют, взамопроверяют и оценивают. Цель:  продолжение формирования знаний о природе Южной Америки Задачи урока: Образовательные – способствовать формированию новых представлений и понятий; сформировать знания о принципе смены природных зон Южной Америки; изучить представителей органического мира, их приспособленность к условиям обитания. Развивающие  –   развивать   познавательную   активность   учащихся;   содействовать развитию   умений   осуществлять   самоконтроль,   самооценку   своей   деятельности; совершенствовать умения использовать компьютерные технологии; развивать умение анализировать,   сравнивать,   делать   выводы.  Воспитательные  –   воспитание   чувства ответственности   и   привычки   самостоятельно   решать   проблемные   ситуации, воспитывать  у учащихся чувство взаимопомощи, товарищества во время выполнения работы.    На протяжении всего  урока реализовывается  проблемный подход  к обучению  географии. Учителем выдвигается проблема: «Чем объясняется разнообразие   природы Южной Америки», ­ которую  учащиеся  должны  решать, путешествуя по  предложенному учителем маршруту. 1 Тип учебного занятия: изучение нового материала  1.Организационный момент         Подготовка учащихся к работе на уроке. Ход урока 2. Актуализация опорных знаний (Слайд 1) Географическая разминка        Сопоставь и назови: «Самое­самое Южной Америки»       ­ Самый высокий водопад… (Анхель)       ­ Самое высокогорное озеро… (Титикака)       ­ Самая полноводная река…  (Амазонка)       ­ Самая обширная низменная равнина…   (Амазонская)       ­ И сам материк самый…   (Влажный) Матрица Амазонка­1, 3, 6, 7, 11,12, Парана­4, 5,8, 11 Ориноко­2, 8,9,10, 11 1. растет кувшинка виктория­регия 2. начинается с Гвианского плоскогорья 3. полноводна круглый год 4. на одном из притоков находится водопад Игуасу 5. разливается летом (январь) с приходом ЭВМ 6. имеет самый большой речной бассейн 7. здесь водятся пираньи, пирарука 10. Разливается летом (июнь) с приходом ЭВМ 8. много порогов и водопадов 11. питание дождевое 9. на одном из притоков находится самый высокий водопад в мире 12. русло шириной от 5 до 80 км 3. Определение темы и целей урока «Четвертый лишний» На доске записаны в столбик 4 понятия. Найди лишнее. Что может объединять эти слова? (Тема урока ­ Природные зоны). Четвертый лишний 1 ряд. Гумбольт Сельва Магеллан Веспуччи 2 ряд. Анды Котопахи Аконкагуа Пампа 3 ряд.Амазонка Парана Кампос Ориноко 2 Мотивация Задаю  вопросы «Верите ли вы что…» ­..в Южной Америке растет растение с самой большой листовой пластиной? ­..здесь водятся самые крупные животные? ­..здесь водится самый крупный грызун? ­..о некоторые растения можно сломать топор? Тогда   предлагаю   совершить   виртуальную   экскурсию   по   природным   зонам   Южной Америки. 3. Изучение нового материала (Слайды 2­4) ­  Наш   сегодняшний     урок   не   совсем   обычный.   Мы   отправляемся   в путешествие. Стефан Цвейг писал: «Кто видел Амазонку, тому хватит красот на всю оставшуюся жизнь» (эпиграф на доске). План сегодняшнего урока: 1. 2. 3. 4. 5. Южная Америка как материк. Природные зоны материка. Растительный и животный мир материка. Эндемики. Итоги урока. Или (можно сказать и по другому): 1. Куда летим? 2. Чем нас природа удивит? 3. Кто нас встречает? 4. Мы с вами встретимся только здесь … 5. Проверка «бортового журнала» ­ Ребята, давайте вспомним? 1. В какой части земного шара расположен материк? (ответы учеников) 2.  В скольких полушариях? (ответы учеников) (Слайд5) От Строителя до Рио­ Де­Жанейро расстояние 11227 км. (Слайд 6) ­ Нас с вами встречают жители  Бразилии. Они хотят нам показать местные красоты.  Мы познакомимся  с удивительной природой. (Слайды 6,7) Задание:   Проанализируйте карту «Природных зон» в атласе. Сколько природных зон в Южной Америке? Перечислите их. ­ Учащиеся называют природные зоны, которые есть на материке. (Слайд 8) ­   В   Южной   Америке   некоторые   природные   зоны   имеют   свои,   местные названия. Например:  влажный экваториальный лес называется сельвой, что означает – лес. ­ А какие признаки характерны для влажных лесов? ­ Ответы учеников:        1. Влажность – 2000 мм/год. 2 Деревья не сбрасывают листву в течение одного сезона, а делают  постепенно в течение года. 4. Высота деревьев 50­60 м. 5.Раскидистая крона. 6. Кора ствола зелёная. 7.Множество летающих, прыгающих и лазающих животных. (Слайды 9,10,11) ­ Здесь тоже, как и в Австралии есть эндемики. А кто такие эндемики? ­ Ответы учеников: (Слайды 12­14)   Эндемики  –  это   растения  и  животные   характерные  только   для  данной местности.  ­ Эндемиками являются кувшинка Виктория – регия, пиранья, колибри. ­ И в наших местах тоже можно встретить эндемиков (сосна меловая). (Слайд 15­26) ­ Органический мир сельвы очень разнообразен! (Слайды 27, 28) К сельве примыкает природная зона переменно­влажных лесов и саванн. Почему леса называют переменно­влажными (ответы учеников)? ­   Верно!   Переменно­влажные   леса   расположены   в   субэкваториальном климатическом   поясе,   а   для   него   характерно   наличие   двух   воздушных масс: зимой – тропические, а летом – экваториальные.   А мы знаем, что тропические   воздушные   массы   по   своим   свойствам   жаркие   и   сухие, поэтому зимой осадков будет выпадать меньше. Эти леса часто окутаны туманом. (Слайд 29) Перед   вами   природа   саванн.   Саванны   представляют   собой   открытые пространства.  Какие признаки характерны для саванн? ­ Ответы учеников: 1. 2. 3. Преобладает травянистая растительность. Дожди выпадают в один сезон года, а другой – сухой. Листья у деревьев на макушках, т. к. у земной поверхности много  травоядных животных. (Слайд 30­33) ­ Животный мир саванн менее разнообразен по сравнению с сельвой  (Слайд 34) Задание Восстановите   последовательность   связей   компонентов   природы   в природной зоны. Для этого расположите карточки с терминами: «Климат», «Почвы»,   «Растительность»,   «Животный   мир»,   «Рельеф»,   «Внутренние воды» в определённой последовательности. Объясните последовательность (один из учеников выстраивает цепочку у доски). Задание:  Кто такой? Что такое? ­ Найдите в тексте учебника значение понятия:  Пампа. (Слайды 35, 36, 37) Пампа – субтропические степи Южной Америки. ­ Какие признаки характерны для степей? ­ Ответы учеников:  1. Преобладает травянистая растительность.  2. У растений стержневая корневая система.  3. Недостаток влаги.  4. Животные охотятся стадами, так как открытое пространство.  5. Ковыль – растение степей.   (Слайды 38­46) ­ Своеобразен растительный и животный мир пампы.  В учебнике на странице 177 найдите определение: патагония. (Слайды 47,48) Патагония – полупустыни Южной Америки. ­ Какие признаки типичны для полупустынь и пустынь? ­ Ответы учеников: Осадков выпадает мало. Средняя температура около +32С Длинные корни растений. Листья  превращены в колючки. Некоторые растения запасают влагу. Животный мир богаче растительного. Животные ведут ночной образ жизни. Часть животных запасают жир и воду. ­ В каком климатическом поясе расположена территория полупустынь  южной Америки? (Слайд 49) ­ Из животных в Патагонии  обитают нутрия, мелкие броненосцы, грызуны.  Среди них вискаша – грызун. Длина тела которого 60­70 см. (Слайд 50) ­ Сообщение ученика: «Грызун вискаша». (Слайд 51) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. ­ Знаете ли вы, что в Южной Америке расположена самая сухая пустыня в  мире. Это Атакама. Что же повлияло на образование самой сухой пустыни  мира, на самом влажном материке? Ответы учащихся. ­ Совершенно верно, это горы на западе и холодное течение на востоке. (Слайд 52) ­  На   севере   Венесуэлы   расположены   плоские   травянистые   равнины.   Их называют   ­     льяносы.    Льяносы  –   американские   саванны.   Они   хорошо подходят для выпаса огромных стад скота. (Слайд 53) Физкультминутка Слоганы Посмотри на полушария  Движения Поочередно   поднять   вверх   сначала   левую,   а потом правую руку Поочерёдно   поднять   вверх   сначала   левую,   а потом правую руку Руки поочерёдно к плечам Руки поочерёдно на пояс Руки вниз, два хлопка Руки вверх, 2 хлопка над головой Руки на пояс, по два наклона влево­вправо Ходьба на месте   с   Африку Вспомни Австралией К ним потом прибавь уверенно Антарктиду и Америку А не знать Европу с Азией Это просто безобразие Вот и части света названы Все далёкие и разные (Слайд 54) Задание: С помощью карт атласа опишите природную зону  (работа в группах). ­ Каждая группа получает один из объектов исследования: сельва, саванна, патагония и пампа. (Приложение 1)  Работа выполняется в отчётных листах (Листы могут быть разного цвета, например:   зелёный,   жёлтый,   розовый,   оранжевый.   Это   позволяет   с лёгкостью запомнить о какой природной зоне рассказывается). Участник группы отвечает на один из вопросов своего отчётного листа.    Природные условия и природные компоненты ­  Географическое положение 2.  ­ Природные условия; рельеф,             климат 3.   ­ Природные  компоненты:  почва,      внутренние воды ­ Растительный и животный  мир 1 ученик – даёт описание географического  положения природной зоны; 2 ученик – природные условия: рельеф и климат; 3 ученик – почва, внутренние воды; 4 ученик – растительный и животный мир. ­ Работу слабым ученикам можно упростить, предложив алгоритм ответа (вставить   или   выбрать   слово).   Например,   описать   географическое положение   сельвы   –   влажные   экваториальные   леса   расположены   в (северной,   южной,   западной)   части   материка,   в   бассейне   самой полноводной   реки   (…).   Сельва   имеет   большую   протяжённость   в (широтном, меридиональном)  направлении, то есть с запада на (…).  По завершению работы, каждая группа отчитывается по своему заданию. В процессе  работы (ответов учащихся) таблица полностью заполняется. (Слайды 55, 56) С помощью рисунка 76 учебника географии, назовите природные зоны в горах Андах.       ­ Как  происходит смена природных зон в горах? ­ Вспомните, что называют высотной поясностью? От чего она зависит? ­ Какие компоненты природы наиболее заметно сменяются при подъёме от подножия  горны к  её вершине?  ­ Найдите на глобусе горы Анды. ­ Изменилась бы природа,  если горы располагались на востоке материка?  ­ Кто обитает в горах? (ответы учеников). (Слайды 57­60) (Слайд 24) Знаете   ли   вы,   что   многие   культуры   к   нам   были   завезены   из   Южной Америки? ­ Какие? (томат, кукуруза, картофель хлопчатник). (Слайд 61) Природа   Южной   Америки   интенсивно   изменяется   под   воздействием хозяйственной   деятельности   человека.   Распашка   земель,   вырубка   лесов, пастбищное   скотоводство   привели   деградации   земель.   Например, значительная часть пампы распахана или используется для выпаса скота. Пастбища заросли сорняками. Пампа потеряла свой первозданный облик. Она превращена в бескрайние поля пшеницы и кукурузы, загоны для выпаса скота. (Слайд 62) ­ Территория тропических лесов и саванн представляет собой плантации кофейного дерева, завезённого из Африки, и плантации какао. Уничтожая   леса   Амазонии,   люди   улучшают   инфраструктуру   – строительство Трансамазонской автомобильной дороги (5000 км). (Слайд 63). ­ Поэтому создаются заповедники и национальные парки  4. Закрепление (Слайды 64, 65) Слово   учителя.   Ребята,   перед   вами   текст   ,   в   нем   есть   ошибки,   то   вы должны   их   записать.  Учащиеся   встают   в   зависимости   от   того,   сколько выписали ошибок.   Дневник капитана Врунгеля        достигли загадочной и по­прежнему Наконец участники нашей  экспедиции дикой Амазонкес. Наш интерес к этой самой длинной реке мира, несущей свои воды в  Тихий оке  ан,  был огромным. С большим трудом экспедиция пробиралась   сквозь   непроходимые   дебри   девственного   леса   ,называемой гилеей   Растительный   мир   здесь   просто   удивителен!   Не   задерживаясь,  мы поспешили дальше. На дороге, вдали от нашей тропы, мы увидели кенгуру, быстро удаляющуюся вглубь зарослей. ­После   кратковременного   привала   мы   отправились   дальше.   Вскоре   тучи заволокли небо, и пошел мелкий, моросящий дождь. К счастью он быстро закончился,   и   мы   снова   двинулись   в  путь.  Особенно   нас   поразило   своим мощным   стволом   огромное  дерево   баобаб  ,  которое   часто   называют обезьяньим   хлебом,  так   как  обезьяны   лакомятся  его   плодами.  Невдалеке послышался шорох. Из зарослей показался утконос. Совсем рядом крикнула птица­лирохвост.   И   снова   все   замерло,   воцарилась   тишина.   Наступила тропическая ночь…   Встаньте те, кто выписал 3 ошибки, спасибо, присаживайтесь, встаньте те, кто выписал 4 ошибки, хорошо, присаживайтесь, а теперь встаньте те, кто выписал 5 ошибок и т д. Молодцы! Какие же слова нужно было выписать?( 9 )  Затем   хлопают   тем,   кто   выписал   все     ошибки.   1   ученик   перечисляет выписанные слова. Домашнее задание: (Слайд 66)           п/п ,  сделайте туристическую рекламу:          «Посетите сельву!»          «Удивительная саванна!»          «Мир Патагонии!»          «Пампа – вас ждёт!» 4. Подведение итогов урока:          ­ Учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в самом начале урока: чем объясняется разнообразие  природы Южной Америки?      Во время подведения итогов оцениваю работу класса, комментирую и выставляю оценки. 5. Рефлексия. Барометр настроения. Урок понравился              безразличен             не понравился Приложение 1   сельв а пампа саванна пата гони я сельва пампа Отчётный лист П        Природные условия и  П  природные компоненты                ­  Географическое положение 2.  ­ Природные условия; рельеф,             климат ­   Природные   компоненты:   почва, внутренние воды.   ­ Растительный и животный  мир Лист жёлтый П        Природные условия и  П  природные компоненты                 ­  Географическое положение 2.  ­ Природные условия; рельеф,             климат ­   Природные   компоненты:   почва, внутренние воды.   ­ Растительный и животный  мир Лист розовый П        Природные условия и  П  природные компоненты                 ­  Географическое положение 2.  ­ Природные условия; рельеф,             климат ­   Природные   компоненты:   почва, внутренние воды.   ­ Растительный и животный  мир Лист оранжевый патагония саванны П        Природные условия и  П  природные компоненты                 ­  Географическое положение 2.  ­ Природные условия; рельеф,             климат ­   Природные   компоненты:   почва, внутренние воды.   ­ Растительный и животный  мир Лист зелёный П        Природные условия и  П  природные компоненты                 ­  Географическое положение 2.  ­ Природные условия; рельеф,             климат ­   Природные   компоненты:   почва, внутренние воды.   ­ Растительный и животный  мир                                                                                                     Приложение 2 Тест Проверка сформированности понятий  по теме «Природа Южной Америки» Как называется влажный экваториальный лес Южной Америки? 1.                   а) пампа,  б) саванна,   в) сельва.          2. Как называются субтропические степи?                   а) льянос,  б) пампа,    в) саванна.          3. Как называется зона полупустынь?                    а) патагнония,   б) сельва,   в) кампос.          4. Как называются плоские травянистые равнины в Южной Америке?                    а) льянос,  б) саванна,  в) патагония.           5.  В сельве произрастает:                  а) сейба,    б)  кебрачо,   в) ковыль,   г) злаки.           6. Анаконда обитает в:                  а) р. Ориноко,   б) р. Парана,  в) р. Амазонка.           7. Что означает слово – сельва:                  а) степь,  б) лес,  в) полупустыня.           8. Какие деревья вырастают до 80 м?                  а) пальма,    б) гевея,  в) сейба,  г) кебрачо.           9. Смена природных зон на равнине зависит от: а) географической широты, б) географической долготы,                 в) высоты горы. 10.                  а) сельве,    б) степи,  в) саванны. Броненосцы, муравьеды, свиньи­пекари обитают в:  Ответы: в;  2­б; 3­а; 4­а; 5­а; 6­в; 7­б; 8­в; 9­а; 10­в. Критерии оценивания: «5» ­ без ошибок «4» ­ 1­2 ошибки «3» ­ 3­4 ошибки «2» ­ не ставится, предлагается повторить материал дома.

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)

Конспект «Разнообразие природы Южной Америки» (урок – путешествие)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2017