Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»
Оценка 4.8

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Оценка 4.8
Семинары
docx
администрации +1
Взрослым
02.10.2017
Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»
В данном конспекте представлен педагогический семинар в рамках работы методического объединения педагогических работников учреждения дополнительного образования. Конспект поможет методистам, заместителям директоров в проведении подобных педагогических мероприятий. На педагогическом семинаре использовалась мультимедийная презентация, а также обобщение педагогического опыта педагогов дополнительного образования.
Конспект одаренные 06.09.17.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» Семинар  «Особенности работы педагога с одаренными детьми» Подготовила: Ларикова Лариса Николаевна, методист Новомосковск Сентябрь 2017 Тема: «Особенности работы педагога с одаренными детьми» Дата проведения: 06 сентября 2017 года. Целевая аудитория: педагогические работники учреждения. Цель:  повышение   уровня   компетентности   педагогических   работников   в вопросах выявления и особенностях работы с одаренными детьми. Задачи: расширить   знания   об   одаренности,   характерных   особенностях   одаренных детей; расширить понятие о приемах работы с одаренными детьми;  обменяться педагогическим опытом по выявлению и работе с одаренными детьми; формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме. Принцип проведения: сотрудничество. Методы   проведения:  репродуктивный, коммуникативно­ориентированный. Технологии:  ИКТ. Форма организации мероприятия: семинар­практикум. Продолжительность: 45 минут Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная презентация наглядно­иллюстрированный, словесные,  План проведения. I. Вступительная   часть.  Приветствие.   Цели   и   задачи   семинара. II. Сообщение плана работы семинара. Теоретическая часть Особенности работы педагога с одаренными детьми Выступление методиста Лариковой Л.Н. III. Практическая часть. ( Мультимедийная презентация) 1. Нормативно­правовая база проведения воспитательной работы.  2. Выполнение упражнения «Разрушители легенд». 3. Ознакомление с методическими рекомендациями  «»  Выступление методиста Лариковой Л.Н. 4. 5. Работа с опросными листками (см. Приложение) Ответы на вопросы педагогических работников. IV. Рефлексия V.Итог семинара Ход семинара­практикума: I. Вступительная часть. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара очень актуальна на сегодняшний день. II. Теоритическая часть. В   настоящее   время   проблема   работы   с   одарёнными   детьми   всё   более актуальна.   Обществу   нужна   творческая   личность.   Рыночная   экономика формирует   спрос   на   энергичных,   с   высоким   интеллектом   и   высокими творческими способностями молодых людей.  Выявление   одарённых   детей,   организация   системной   работы   –   одна   из главных задач современного образовательного учреждения и образовательной практики   в   условиях   модернизации   российской   системы   образования. Государственная   политика   в   области   образования   среди   множества планируемых   результатов,   предполагает   воспитание   и   развитие   качеств личности,   отвечающих   требованиям   современного   общества;   учёт индивидуальных   особенностей   учащихся;   разнообразие   их   развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Обзор   нормативно­правовой   базы   для   работы   с   одаренными   детьми. Федеральный закон от 29.12.2012 №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  В главе 1 «Общие положения», статье 5, «Право на образование. Государственные   гарантии   реализации   права   на   образование   в   Российской Федерации, п.5 написано: «В целях реализации права каждого человека на образование   федеральными   государственными   органами,   органами государственной   власти   субъектов   Российской   Федерации   и   органами местного самоуправления оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся   способности   и   к   которым   в   соответствии   с   настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального   развития   и   творческих   способностей   в   определенной сфере   учебной   и   научно­исследовательской   деятельности,   в   научно­ техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте». В   главе   8   «Дополнительное   образование»,   статье   71   «Особые   права   при приеме   на   обучение   по   программам   бакалавриата   и   программам специалитета», п.4 отмечено: «Право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеют: 1) победители и призеры заключительного   этапа   всероссийской   олимпиады   школьников,   члены сборных   команд   Российской   Федерации,   участвовавших   в   международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. В главе 11 «Особенности реализации   некоторых   видов   образовательных   программ   и   получения образования   отдельными   категориями   обучающихся»,   в   статье   77 «Организация   получения   образования   лицами,   проявившими   выдающиеся способности»,   написано:   «1.   В   Российской   Федерации   осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования. 2. В целях выявления   и   поддержки   лиц,   проявивших   выдающиеся   способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов   Российской   Федерации,   органами   местного   самоуправления, общественными   и   иными   организациями   организуются   и   проводятся олимпиады   и   иные   интеллектуальные   и   (или)   творческие   конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее ­ конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом,   интереса   к   научной   (научно­исследовательской)   деятельности, творческой   деятельности,   физкультурно­спортивной   деятельности,   на пропаганду   научных   знаний,   творческих   и   спортивных   достижений. Обучающиеся   принимают   участие   в   конкурсах   на   добровольной   основе. Взимание   платы   за   участие   во   всероссийской   олимпиаде   школьников,   в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается. 4. Для лиц, проявивших выдающиеся способности, могут предусматриваться  специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования указанных лиц. Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета,   в   том   числе   для   получения   указанными   лицами   образования, включая   обучение   за   рубежом,   определяются   в   порядке,   установленном Правительством   Российской   Федерации.   Органы   государственной   власти субъектов   Российской   Федерации,   органы   местного   самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе устанавливать специальные   денежные   поощрения   для   лиц,   проявивших   выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц. 5.   В   целях   выявления   и   поддержки   лиц,   проявивших   выдающиеся способности,   а   также   лиц,   добившихся   успехов   в   учебной   деятельности, научной (научно­ исследовательской) деятельности, творческой деятельности и  физкультурно­спортивной   деятельности,  в   образовательных   организациях создаются   специализированные   структурные   подразделения,   а   также действуют   образовательные   организации,   имеющие   право   реализации основных  и дополнительных  образовательных  программ, не  относящихся  к типу таких образовательных организаций В Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012­2017 годы» (от 1 июня 2012 года №761) говорится об обеспечении условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально­ имущественного положения их семей. В   подразделе   8   «Ожидаемые   результаты»   отмечено:   «Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами   проявления   способностей,   в   том   числе   индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью)». В   Постановлении   Правительства   РФ   от   04.10.2000   г.   №751   «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до   2025   года)  в   разделе   «Основные   цели   и   задачи   образования»   указано: «Система образования призвана обеспечить развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью». ­   Прежде   чем   перейти   к   обсуждению   вопроса,   что   же   такое   предлагаю   выполнить   упражнение "Разрушители одаренность, легенд". (Работа в группах) Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, предварительно обсудив их в группах. 1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо ­ если талант есть, то он и сам пробьется. 2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь. 3. Если ребенок неуспевающий в школе, может ли идти речь о наличии у него какой­то одаренности? 4.   Если   ребенок   явно   способен,   то   ему   нужно   давать   больше   учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена. Сейчас   мы   выслушали   ваше   мнение   по   поводу   стереотипов   об   одаренных детях. Мы с вами обсудили 4 стереотипа, хотя их гораздо больше. Исходя из этого  мы  можем  сказать,  что  при  работе  с одаренными  детьми  возникают определенные   стереотипы,  которые   зачастую   не   позволяют   педагогу   более тесно работать с ребенком, помогая ему развиваться. (Наверное, мы должны отходить от этих стереотипов.) ­ Но что же такое одаренность вообще? Поднимите руки те, кто считает себя одаренным? Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать; умеет играть на  музыкальных инструментах, любит и умеет готовить, умеет рисовать, вязать,  вышивать, плести макраме? Теперь еще раз поднимите руки те, кто считает себя одаренным. Я хочу сказать, что вы ­ одаренные люди, потому что работать с одаренными  детьми, по моему мнению, может только увлеченный, творческий педагог и  Человек! Сама профессия педагога предполагает одаренность человека в чем­ то. ­ Что же такое одаренность? Есть   много   понятий,   но   я   считаю,   что   следующее   понятие   наиболее   емко отражает показатель одаренности  Одарённость —   это   системное,   развивающееся   в   течение   жизни   качество психики,   которое   определяет   возможность   достижения   человеком   более высоких,   незаурядных   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный   ребенок  —   это   ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,   иногда   выдающимися   достижениями   (или   имеет   внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На   сегодняшний   день   большинство   психологов   признает,   что   уровень, качественное   своеобразие   и   характер   развития   одаренности   —   это   всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка,   а   также   психологические   механизмы   саморазвития   личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Сейчас я предлагаю Вам в опросниках выделить качества одаренного ребенка. Работа с опросниками Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей: • • Неровно успевающий. Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении, непонятный. Занятый своими делами (индивидуалист). Не умеющий общаться, конфликтный. Иногда тугодум, не может понять очевидного. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Не   всегда   подчиняющийся   большинству   или   официальному • • • • • • руководству. ­ Выделяют разные виды одаренности. Мы сегодня поработаем с видами  одарённости по критерию “Виды деятельности и обеспечивающие её сферы”:  Одарённость в практической деятельности: одаренность в  ремеслах, спортивная,организационная.  Одарённость в познавательной деятельности: интеллектуальная  Одарённость в художественно­эстетической  деятельности; хореографическая, сценическая, литературно­ поэтическая, изобразительная, музыкальная.  Одарённость в коммуникативной  деятельности: лидерская, аттрактивная (установка на другого  человека в совместной деятельности).  Одарённость в духовно­ценностной деятельности: одаренность в  создании новых духовных ценностей и смыслов, одаренность в  служении людям. Одним   из   наиболее   дискуссионных   вопросов,   касающихся   проблемы одаренных   детей,   является   вопрос   о   частоте   проявления   детской одаренности.   Существуют   две   крайние   точки   зрения:   «все   дети   являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Одаренность   часто   проявляется   в   успешности   деятельности,   имеющей стихийный, самодеятельный характер.  Например, увлеченный техническим конструированием   ребенок   может   дома   с   энтузиазмом   строить   свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни   в   специально   организованной   внешкольной   деятельности   (кружке, секции, студии).  Кроме того,  одаренные  дети  далеко  не  всегда  стремятся демонстрировать   свои   достижения   перед   окружающими.  Так,   ребенок, сочиняющий   стихи   или   рассказы,   может   скрывать   свое   увлечение   от педагога. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его   школьным   или   внешкольным   делам,   но   по   инициированным   им самим формам деятельности. Как же определить – есть ли признаки одаренности у того или иного ребенка? Именно такой вопрос часто задают психологам. Очень часто такая постановка вопроса как бы предполагает, что от рождения есть способности, одаренность (а одаренность есть не что иное, как высокие способности), а задача взрослых их увидеть («не упустить одаренного!») и в соответствии с этим   что­то   делать.   Однако,   все   не   так.   От   природы   нет   никаких способностей.   Есть   только   задатки,   своего   рода   семена   будущих способностей. Конечно, дети отличаются по своим задаткам, но все дело в том, что увидеть сами по себе задатки практически нельзя ­ это фактически анатомия и физиология мозга, ученые только делают первые и еще робкие шаги в этом направлении. Что делать?  Развивать из этих самых невидимых задатков способности ­ только тогда их и можно увидеть. Иначе говоря, хотите знать, к чему и как способен тот или иной ребенок, – дайте ему возможность действовать, точнее, действуйте вместе с ним. Справляется,   вносит   что­то   новое,   идет   дальше   –   все   признаки одаренности. Не   стоит   использовать   словосочетание   «одаренный   ребенок»   в   плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ибо   очевиден   психологический   драматизм   ситуации,   когда   ребенок, привыкший к тому, что он — «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Исходя из этого, в   практической   работе   с   детьми   вместо   понятия   «одаренный   ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).    Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Мне хочется предоставить слово педагогам   нашего   учреждения,   чтобы   рассказать   о   приемах   работы   с одаренными детьми, которые применяются на занятиях. Выступление педагогов. По каким же принципам строится обучение одаренных учащихся? Принципы   педагогической   деятельности   в   работе   с   одаренными детьми:    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;      принцип   создания   условий   для   совместной   работы   учащихся   при минимальном участии учителя;     принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.  Формы работы с одаренными учащимися:  творческие мастерские;  групповые занятия с сильными учащимися; занятия исследовательской деятельностью;  НОУ   конкурсы;   интеллектуальный марафон;   научно­практические конференции;   участие в конкурсах, соревнованиях;  работа по индивидуальным планам;   сотрудничество со школами, ВУЗами. Но   и   дети   с   признаками   одаренности   предъявляют   особые требования к педагогу. Педагог должен быть:  увлечен своим делом;   способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;   профессионально грамотным;   интеллектуальным, нравственным и эрудированным;  проводником передовых педагогических технологий;   психологом,   воспитателем   и   умелым   организатором   учебно­ воспитательного процесса. Делая   вывод   по   сегодняшней   встрече,   хочется   сказать,   что   одаренный человек словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто­то очень умный сказал: “Судьба ребенка зависит от опыта   и   взглядов   конкретного   педагога,   традиций   учреждения,   жизненных амбиций родителей”. На самом деле работа с одаренными или талантливыми детьми   диктует   определенные   требования,   которым   мы   должны соответствовать и стремиться идти в ногу со временем, не боясь меняться, не страшась новых вершин. Практическая часть 1. Предлагаю   Вашему   вниманию   мультфильм   «Суперсемейка». Этот мультфильм   в 2005   году   был   номинирован   на   Оскар   в   категории “Лучший   короткометражный   анимационный   фильм”.   В   фильме рассказывается   о   том,   как   молодая   няня   пыталась   следить   за   ребенком, который наделен суперспособностями. Все   считали,   что   Джек   ­ обычный   ребенок.   Джек   был оставлен под присмотром   соседской   девочки.   Кэри   решила   стимулировать   развитие ребенка   логическими   задачами   и музыкой   Моцарта.   Результат   превзошел все ожидания. Что из этого получилось, предлагаем посмотреть. Прошу отнестись к этому фильму с философской точки зрения. Демонстрация мультфильма. Подводя   итог   нашей   встречи,   можно   с   уверенностью   утверждать,   что реализация   требований   новых   стандартов   образования   позволит   выявить одаренных детей и работать с ними. Главное! Каким бы одаренным не был ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!  2.   Ознакомление   с   методическими   рекомендациями    «Работа   с   одаренными   и   талантливыми   детьми   в   системе   дополнительного образования».           3. Ответы на вопросы педагогических работников. I. Рефлексия (Цель – оценка деятельности всех участников и организаторов этапа,  упражнения, семинара, подведение итогов). II. Итог семинара Я   надеюсь,   что   наш   семинар   принес   Вам,   уважаемые   коллеги, практическую   пользу.   В   связи   с   этим   позвольте   мне   подвести   его   итоги. Думаю,   что   не   ошибусь,   если   выскажу   свое   мнение   о   своевременности   и актуальности   проведения   семинара­практикума   для   педагогических работников   «Особенности   работы   педагога   с   одаренными   детьми».   Хочу выразить   уверенность   в   том,   что   проблем   с   организацией   работы   по выявлению   и   развитию   детей,   имеющих   задатки   одаренности     в   нашем коллективе не будет.  Теперь Вы, коллеги, обладаете полной информацией об нормативной базе, знаниями о работе с одаренными детьми и я призываю всех педагогов продолжить успешную работу по обучению таких детей детских объединений учреждения. Источники http://www.odardeti.ru Закон «Об образовании в Российской Федерации» Концепция   поддержки   одаренных   детей. http://www.menobr.ru/materials/164/30058/  «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до 2025 года)   Режим   доступа: Приложение

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

Конспект семинара «Особенности работы педагога с одаренными детьми»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2017