Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"
Оценка 5

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир +1
Взрослым
27.06.2017
Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"
Данный материал можно использовать как на учебном занятии, так и на воспитательном мероприятии. Благодаря занятию на эту тему учащийся узнает кто такие реликты и эндемики, чем они важны и зачем их охранять. Так же познакомятся с представителями характерных для различных регионов Хабаровского края.
Реликты и эндемики.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум» Разработка учебного занятия  по программе дополнительного образования детей «Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю» Реликты и эндемики Хабаровского края Занятие № 2.9.1, 2 год обучения Автор: Коршунова Е.О., ПДО МБОУ ДО Кванториум Комсомольск­на­Амуре, 2017 Тема: Реликты и эндемики Хабаровского края Цель: познакомить учащихся с реликтами и эндемиками Хабаровского края.  Задачи занятия по формированию УУД:  1 Образовательная: сформировать, представление детей о эндемиках и реликтах края; Развивающая: совершенствование умений анализировать, конкретизировать  2 учебную информацию, развитие умения объективно оценивать  и делать выводы; Воспитательная: воспитание бережного отношения к природным богатсвам нашего края. 3   Оборудование:  Красная   книга   Хабаровского   края,   карты   Хабаровского   края,   стенды “Реликты”, “Эндемики”. План занятия:       Организационный момент (3­5 мин.). Актуализация знаний (7­10 мин.). Объяснение нового материала (15 мин.). Динамические паузы (2­3 мин.) Закрепление материала (7­10 мин.) Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.) ХОД УРОКА Организационный момент: Приветствие.  Рефлексия:  1. 2. Педагог: Я хочу узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие. Давайте  посмотрим на нашу доску. На ней мы видим солнышко, но это солнышко без лучиков.  Лучики у нас отдельно и разного цвета. Каждый из вас подойдет и прикрепит к нашему  солнышку по лучику, такого цвета, который соответствует его настроению. У нас есть  красные, желтые и зеленые лепестки.  Учащиеся выполняют задание Педагог: молодцы. Смотрите, какие у нас получились разноцветные лучики. 3. Актуализация занятия:  Педагог: в руках у меня книга. Раньше мы с ней уже знакомились. Кто мне скажет, что это за книга?  Учащиеся: красная книга Хабаровского края. Педагог: вы правы. В руках я держу документ высочайшего природоохранительного  статуса– Красную книгу  Хабаровского края. А что в этой книге есть?  Учащиеся: В ней собраны редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений  и животных. Причина – хозяйственная деятельность человека, приводящая часто к гибели  естественных экосистем, обеднению уникального видового состава флоры и фауны,  появлению новых кандидатов в Красную книгу.  Педагог: Хорошо. Листая страницы этого издания, под картинками встречаем слова:  редкий вид, эндемик, реликты, “живые ископаемые”. А как вы думаете почему  представители флоры и фауны имеют разный статус охраны? Учащиеся: Потому, что они находятся в разных степенях исчезновения. Педагог: а сможете ли вы среди представленных картин из Красной книги определить, кто  из них реликт, эндемик? Учащиеся: нет.  Педагог: вот мы и подошли к основной цели нашего занятия. Нам необходимо сегодня  выяснить, какая деятельность человека приводит к сохранению численности растений и  животных, а иногда и к полному исчезновению. Познакомиться поближе с эндемиками,  редкими видами Красной книги, выяснить – кто такие реликты. Изучению нашего  материала должны были помочь наши специалисты по изучению и сохранению природы  нашего края: профессор Российской академии наук, лесовод и биолог. К сожалению, они  не смогли к нам приехать. Зато они прислали письма, в которых расскажут свое мнение  относительно нашей темы! 4. Изучение нового материала:   Педагог: А начнем мы наше занятие со слов Максима Горького «Я хочу, … чтобы ничто,  достойное внимания, не исчезало из памяти людей» Учитель: Давайте, ребята, прежде чем послушать наших гостей, обратимся к словарю. Редкий вид – вид, сокращающее своё распространение. Примеры: ирис мечевидный,  амурский лесной кот, амурский тигр. Эндемики – виды растений или животных, свойственные относительно небольшой  территории. Примеры: рододендрон сихотропский, рябчик Максимовича, лотос Комарова,  дикуша. Реликт – организм, сохранившийся как пережиток минувших эпох, как остаток далекого  прошлого. Примеры: женьшень настоящий, кубышка японская, тис остроконечный и т. д. Педагог: Итак мы подошли к первому письмо и это письмо от биолога. Давайте  послушаем, что он скажет. Кто прочитает?  Учащиеся:  Письмо биолога : Растительный и животный мир Хабаровского края очень уникальный в  своём разнообразии видового состава. В сочетании суровости  северных и многоцветном  великолепии южных ландшафтов, открытых пространств и таёжных дебрей, горных стран и обширных равнин, морей и рек, населённых разнообразными, а порой уникальными  сообществами животных и растений, ценными в хозяйственном и эстетическом отношении  – вот краткая характеристика нашего края, где мы живём!  Быстрый рост промышленности (край очень богат полезными ископаемыми), городов и  населённых пунктов, частичное решение вопроса утилизации мусора, несанкционированные рубки, пожары, свалки, массовое собирательство таёжных даров, браконерчество, в  настоящее время приводит к резкому сокращению ареалов (площадей обитания) животных, исчезновению красиво цветущих и декоративных растений, ещё 20 лет назад  произраставших почти повсеместно. А ведь мало кто знает, что среди растений и животных Хабаровского края встречаются настоящие «живые ископаемые», сохранившиеся с  мезозойской эры. (Лотос Комарова, бразения Шребера, Эвриала устрашающая, трапелла  китайская, сибирский углозуб (тритон), Амурский тигр, дальневосточный леопард, сосна  корейская и др.)              Чтобы сохранить богатство и разнообразие растительного и животного мира была  создана организация заповедников: Большехекцирский, Комсомольский, Буреинский,  Джуджурский, Ботчинский.               Главой администрации Хабаровского края В.И. Ишаевым от 7 июня 1995 года была создана красная книга Хабаровского края, куда были занесены редкие и находящиеся под  угрозой исчезновения виды растений, животных, грибов. 5. Динамическая пауза: игра «как живешь». Педагог: Хорошо. Теперь откроем второе письмо, оно от нашего лесовода.  Письмо лесовода: На сегодняшний день в крае 47 видов растений, 6 видов  млекопитающих, 38 видов птиц, 2 вида рептилий, 1 вид земноводных, 4 вида моллюсков, 32 вида насекомых занесены в красные книги разных уровней. Для сохранения природных  комплексов, поддержания их в первосозданном виде создана природоохранная сеть в виде  заповедников (в крае – 6), памятников  природы (100 ботанических памятников природы). Педагог:  Мы с вами выслушали два письма. От биолога и лесовода. О каких растениях и  животных мы узнали?  Учащиеся: Лотос Комарова, Амурский тигр, дальневосточный леопард, сосна корейская.   Педагог: Молодцы. Итак, мы с вами выяснили – в чём заключается уникальность природы  Хабаровского края. А теперь посмотрим, что нам написал  о реликтах профессор   российской академии наук.  Письмо от профессора Российской академии наук: Пестрота экологических условий и  история формирования флоры юга Дальнего Востока определили представительство  реликтовых видов растений. Реликты делятся на группы.   I группа – процветающие реликты, хорошо биологически приспособлены к  специфическим условиям среды, возобновляющиеся  естественным путём: элеутерококк  колючий, актинидия коломикта, сирень амурская и.т.д.   II группа – реликты, которые на юге нашего края хорошо растут и развиваются:  орех маньчжурский, осмунда азиатская, акантопанакс сидячецветковый  III группа – отступающие реликты – растения и животные сокращающие свой ареал в результате хозяйственной деятельности человека: эвриола устрашающая, кониограмма  средняя, кубышка японская, лотос Комарова, тис остроконечный и.т.д. В геологическом прошлом Приамурья с конца Мезозойской эры и в течении третичного и  четвертичного периодов, в основном сохранились материковые условия, необходимые для  развития наземной фауны. В то же время отсутствие таких резких катастрофических  явлений в прошлом, как ледниковый период, и незначительное влияние морских  перемещений воздуха способствовало сохранению на территории края прежней древней  флоры и фауны.  Педагог: Давайте познакомимся теперь с краткой характеристикой растительности  Хабаровского края. Краткая характеристика растительности Хабаровского края:  1. Характерной особенностью растительного мира края является многоярусность с  многовидовым составом. 2. Уникальность растительному покрову края придают обитающие на его территории  реликтовые семейства: аралиевые, актинидиевые, диоскорейные, лотосовые, виноградные,  лимонниковые, маслиновые, тисовые и десятки других, имеющих в нашем крае свои  северные границы. 3. В пойме Амура найдены самые северные на Евроазиатском континенте водные  растения, считающиеся «живыми ископаемыми». 4. Из 60 лесных орхидей, произрастающих на российском Дальнем Востоке, 40%  находятся в Хабаровском крае. Некоторые из них занесены в Красные книги СССР,  РСФСР. Из 1300 видов семейства лилейных, растущих на планете – 25 растут в нашем  5. регионе и включены в Красные книги, хорошо прижились в широколиственных и кедрово­ широколиственных лесах. Педагог: В Хабаровском крае антропогенное воздействие испытывают и водные реликты,  обитающие в пойме Амура и его притоках. Лотос, бразения Шребера, трапелла китайская.  Ребята, перечислите примеры отрицательного влияния человека на природу нашего края.  Учащиеся: браконьерство, массовое собирательство, мусорные свалки, пожары. Педагог: А какие меры по охране природы вы можете назвать?  Учащиеся: Изготовление кормушек, не мусорить, экологические акции в школе, листовки  по охране природы. Педагог: Ребята! Обратите внимание на доску. На ней висят таблички с эндемиками и  реликтами края. Многих из них вы встречали в лесу, а некоторых – вы увидите только в  книжках – они очень редко встречаются. Так давайте, не допустим их полного  уничтожения, будем охранять, беречь, возрождать.  6. Закрепление материала:   Педагог: Сегодня мы узнали много новых растений, познакомились с некоторыми  понятиями. Какой вывод мы можем сделать из полученных знаний?  Учащиеся:  Ареалы реликтов сокращаются, и виной тому не только заготовка  лекарственного сырья, но и приносимые букеты живых и высохших трав. Всего в  Хабаровском крае сейчас требуют защиты и особой заботы 170 видов растений. Нуждаются в этом и животные. Помните об этом, ребята, и оберегайте растительный и животный мир  своей родной земли. Педагог: Молодцы ребята. А теперь другое задание.  o o Решение экологической ситуации. Что неверно в этой ситуации? Как можно ее исправить? Встретились во дворе две подружки. Одна другой хвастается воскресным днем,  проведенным вместе с родителями. При этом показывает букет из завядших лесных цветов, веточки можжевельника и говорит, что этой «елкой» папа разжигал большой костер.  Кедровый стланик как бы обрамляет леса в наших горах, очерчивает их границу.  Какие особенности этого растения позволяют ему переносить суровые, климатические  условия, зимние морозы?  Какой фактор и как окажет влияние на лесное сообщество? 7. Рефлексия: Педагог: давайте теперь мы вернемся к нашему солнышку. У нас остались еще  лучики и теперь задание будет такое же, как и в начале нашего занятия. Рядом со  своим прошлым лучиком наклеим новый, и посмотрим, как у вас изменилось  настроение. Молодцы ребята. Наше занятие подходи к концу и закончить я его хочу  следующими строками: «Я сорвал цветок, и он завял.  Я поймал мотылька, и он  умер у меня на ладони. И тогда я понял – прикоснуться к Красоте можно только  сердцем». Всем спасибо и до встречи.

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"

Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017