Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир +1
Взрослым
27.06.2017
Данный материал можно использовать как на учебном занятии, так и на воспитательном мероприятии. Благодаря занятию на эту тему учащийся узнает кто такие реликты и эндемики, чем они важны и зачем их охранять. Так же познакомятся с представителями характерных для различных регионов Хабаровского края.
Реликты и эндемики.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум»
Разработка учебного занятия
по программе дополнительного образования детей
«Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю»
Реликты и эндемики Хабаровского края
Занятие № 2.9.1, 2 год обучения
Автор: Коршунова Е.О.,
ПДО МБОУ ДО Кванториум КомсомольскнаАмуре, 2017
Тема: Реликты и эндемики Хабаровского края
Цель: познакомить учащихся с реликтами и эндемиками Хабаровского края.
Задачи занятия по формированию УУД:
1
Образовательная: сформировать, представление детей о эндемиках и реликтах края;
Развивающая: совершенствование умений анализировать, конкретизировать
2
учебную информацию, развитие умения объективно оценивать и делать выводы;
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природным богатсвам нашего края.
3
Оборудование: Красная книга Хабаровского края, карты Хабаровского края, стенды
“Реликты”, “Эндемики”.
План занятия:
Организационный момент (35 мин.).
Актуализация знаний (710 мин.).
Объяснение нового материала (15 мин.).
Динамические паузы (23 мин.)
Закрепление материала (710 мин.)
Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
ХОД УРОКА
Организационный момент: Приветствие.
Рефлексия:
1.
2.
Педагог: Я хочу узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие. Давайте
посмотрим на нашу доску. На ней мы видим солнышко, но это солнышко без лучиков.
Лучики у нас отдельно и разного цвета. Каждый из вас подойдет и прикрепит к нашему
солнышку по лучику, такого цвета, который соответствует его настроению. У нас есть
красные, желтые и зеленые лепестки.
Учащиеся выполняют задание
Педагог: молодцы. Смотрите, какие у нас получились разноцветные лучики.
3.
Актуализация занятия:
Педагог: в руках у меня книга. Раньше мы с ней уже знакомились. Кто мне скажет, что это
за книга?
Учащиеся: красная книга Хабаровского края. Педагог: вы правы. В руках я держу документ высочайшего природоохранительного
статуса– Красную книгу Хабаровского края. А что в этой книге есть?
Учащиеся: В ней собраны редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений
и животных. Причина – хозяйственная деятельность человека, приводящая часто к гибели
естественных экосистем, обеднению уникального видового состава флоры и фауны,
появлению новых кандидатов в Красную книгу.
Педагог: Хорошо. Листая страницы этого издания, под картинками встречаем слова:
редкий вид, эндемик, реликты, “живые ископаемые”. А как вы думаете почему
представители флоры и фауны имеют разный статус охраны?
Учащиеся: Потому, что они находятся в разных степенях исчезновения.
Педагог: а сможете ли вы среди представленных картин из Красной книги определить, кто
из них реликт, эндемик?
Учащиеся: нет.
Педагог: вот мы и подошли к основной цели нашего занятия. Нам необходимо сегодня
выяснить, какая деятельность человека приводит к сохранению численности растений и
животных, а иногда и к полному исчезновению. Познакомиться поближе с эндемиками,
редкими видами Красной книги, выяснить – кто такие реликты. Изучению нашего
материала должны были помочь наши специалисты по изучению и сохранению природы
нашего края: профессор Российской академии наук, лесовод и биолог. К сожалению, они
не смогли к нам приехать. Зато они прислали письма, в которых расскажут свое мнение
относительно нашей темы!
4.
Изучение нового материала:
Педагог: А начнем мы наше занятие со слов Максима Горького «Я хочу, … чтобы ничто,
достойное внимания, не исчезало из памяти людей»
Учитель: Давайте, ребята, прежде чем послушать наших гостей, обратимся к словарю.
Редкий вид – вид, сокращающее своё распространение. Примеры: ирис мечевидный,
амурский лесной кот, амурский тигр.
Эндемики – виды растений или животных, свойственные относительно небольшой
территории. Примеры: рододендрон сихотропский, рябчик Максимовича, лотос Комарова,
дикуша.
Реликт – организм, сохранившийся как пережиток минувших эпох, как остаток далекого
прошлого. Примеры: женьшень настоящий, кубышка японская, тис остроконечный и т. д. Педагог: Итак мы подошли к первому письмо и это письмо от биолога. Давайте
послушаем, что он скажет. Кто прочитает?
Учащиеся:
Письмо биолога : Растительный и животный мир Хабаровского края очень уникальный в
своём разнообразии видового состава. В сочетании суровости северных и многоцветном
великолепии южных ландшафтов, открытых пространств и таёжных дебрей, горных стран и
обширных равнин, морей и рек, населённых разнообразными, а порой уникальными
сообществами животных и растений, ценными в хозяйственном и эстетическом отношении
– вот краткая характеристика нашего края, где мы живём!
Быстрый рост промышленности (край очень богат полезными ископаемыми), городов и
населённых пунктов, частичное решение вопроса утилизации мусора, несанкционированные
рубки, пожары, свалки, массовое собирательство таёжных даров, браконерчество, в
настоящее время приводит к резкому сокращению ареалов (площадей обитания) животных,
исчезновению красиво цветущих и декоративных растений, ещё 20 лет назад
произраставших почти повсеместно. А ведь мало кто знает, что среди растений и животных
Хабаровского края встречаются настоящие «живые ископаемые», сохранившиеся с
мезозойской эры. (Лотос Комарова, бразения Шребера, Эвриала устрашающая, трапелла
китайская, сибирский углозуб (тритон), Амурский тигр, дальневосточный леопард, сосна
корейская и др.)
Чтобы сохранить богатство и разнообразие растительного и животного мира была
создана организация заповедников: Большехекцирский, Комсомольский, Буреинский,
Джуджурский, Ботчинский.
Главой администрации Хабаровского края В.И. Ишаевым от 7 июня 1995 года была
создана красная книга Хабаровского края, куда были занесены редкие и находящиеся под
угрозой исчезновения виды растений, животных, грибов.
5.
Динамическая пауза: игра «как живешь».
Педагог: Хорошо. Теперь откроем второе письмо, оно от нашего лесовода.
Письмо лесовода: На сегодняшний день в крае 47 видов растений, 6 видов
млекопитающих, 38 видов птиц, 2 вида рептилий, 1 вид земноводных, 4 вида моллюсков, 32
вида насекомых занесены в красные книги разных уровней. Для сохранения природных
комплексов, поддержания их в первосозданном виде создана природоохранная сеть в виде
заповедников (в крае – 6), памятников природы (100 ботанических памятников природы). Педагог: Мы с вами выслушали два письма. От биолога и лесовода. О каких растениях и
животных мы узнали?
Учащиеся: Лотос Комарова, Амурский тигр, дальневосточный леопард, сосна корейская.
Педагог: Молодцы. Итак, мы с вами выяснили – в чём заключается уникальность природы
Хабаровского края. А теперь посмотрим, что нам написал о реликтах профессор
российской академии наук.
Письмо от профессора Российской академии наук: Пестрота экологических условий и
история формирования флоры юга Дальнего Востока определили представительство
реликтовых видов растений. Реликты делятся на группы.
I группа – процветающие реликты, хорошо биологически приспособлены к
специфическим условиям среды, возобновляющиеся естественным путём: элеутерококк
колючий, актинидия коломикта, сирень амурская и.т.д.
II группа – реликты, которые на юге нашего края хорошо растут и развиваются:
орех маньчжурский, осмунда азиатская, акантопанакс сидячецветковый
III группа – отступающие реликты – растения и животные сокращающие свой ареал
в результате хозяйственной деятельности человека: эвриола устрашающая, кониограмма
средняя, кубышка японская, лотос Комарова, тис остроконечный и.т.д.
В геологическом прошлом Приамурья с конца Мезозойской эры и в течении третичного и
четвертичного периодов, в основном сохранились материковые условия, необходимые для
развития наземной фауны. В то же время отсутствие таких резких катастрофических
явлений в прошлом, как ледниковый период, и незначительное влияние морских
перемещений воздуха способствовало сохранению на территории края прежней древней
флоры и фауны.
Педагог: Давайте познакомимся теперь с краткой характеристикой растительности
Хабаровского края.
Краткая характеристика растительности Хабаровского края:
1.
Характерной особенностью растительного мира края является многоярусность с
многовидовым составом.
2.
Уникальность растительному покрову края придают обитающие на его территории
реликтовые семейства: аралиевые, актинидиевые, диоскорейные, лотосовые, виноградные,
лимонниковые, маслиновые, тисовые и десятки других, имеющих в нашем крае свои
северные границы. 3.
В пойме Амура найдены самые северные на Евроазиатском континенте водные
растения, считающиеся «живыми ископаемыми».
4.
Из 60 лесных орхидей, произрастающих на российском Дальнем Востоке, 40%
находятся в Хабаровском крае. Некоторые из них занесены в Красные книги СССР,
РСФСР.
Из 1300 видов семейства лилейных, растущих на планете – 25 растут в нашем
5.
регионе и включены в Красные книги, хорошо прижились в широколиственных и кедрово
широколиственных лесах.
Педагог: В Хабаровском крае антропогенное воздействие испытывают и водные реликты,
обитающие в пойме Амура и его притоках. Лотос, бразения Шребера, трапелла китайская.
Ребята, перечислите примеры отрицательного влияния человека на природу нашего края.
Учащиеся: браконьерство, массовое собирательство, мусорные свалки, пожары.
Педагог: А какие меры по охране природы вы можете назвать?
Учащиеся: Изготовление кормушек, не мусорить, экологические акции в школе, листовки
по охране природы.
Педагог: Ребята! Обратите внимание на доску. На ней висят таблички с эндемиками и
реликтами края. Многих из них вы встречали в лесу, а некоторых – вы увидите только в
книжках – они очень редко встречаются. Так давайте, не допустим их полного
уничтожения, будем охранять, беречь, возрождать.
6.
Закрепление материала:
Педагог: Сегодня мы узнали много новых растений, познакомились с некоторыми
понятиями. Какой вывод мы можем сделать из полученных знаний?
Учащиеся: Ареалы реликтов сокращаются, и виной тому не только заготовка
лекарственного сырья, но и приносимые букеты живых и высохших трав. Всего в
Хабаровском крае сейчас требуют защиты и особой заботы 170 видов растений. Нуждаются
в этом и животные. Помните об этом, ребята, и оберегайте растительный и животный мир
своей родной земли.
Педагог: Молодцы ребята. А теперь другое задание.
o
o
Решение экологической ситуации.
Что неверно в этой ситуации?
Как можно ее исправить? Встретились во дворе две подружки. Одна другой хвастается воскресным днем,
проведенным вместе с родителями. При этом показывает букет из завядших лесных цветов,
веточки можжевельника и говорит, что этой «елкой» папа разжигал большой костер.
Кедровый стланик как бы обрамляет леса в наших горах, очерчивает их границу.
Какие особенности этого растения позволяют ему переносить суровые, климатические
условия, зимние морозы?
Какой фактор и как окажет влияние на лесное сообщество?
7. Рефлексия:
Педагог: давайте теперь мы вернемся к нашему солнышку. У нас остались еще
лучики и теперь задание будет такое же, как и в начале нашего занятия. Рядом со
своим прошлым лучиком наклеим новый, и посмотрим, как у вас изменилось
настроение. Молодцы ребята. Наше занятие подходи к концу и закончить я его хочу
следующими строками: «Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал мотылька, и он
умер у меня на ладони. И тогда я понял – прикоснуться к Красоте можно только
сердцем». Всем спасибо и до встречи.
Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"
Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"
Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"
Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"
Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"
Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"
Конспект учебного занятия "Реликты и эндемики Хабаровского края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.