Конспект урока по математике для 3 класса по теме "Переменная". Обучающиеся в деятельностной форме откроют понятие переменной и, работая в парах, научатся считать такие выражения, записывать выражения с переменной. Также будут учиться работать в парах, оценивать себя и своих товарищей.Конспект урока математики
Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Краевой центр образования»
Конспект открытого урока
по предмету «Математика»
в классе 3.4
Тема «Переменная»
Автор: Чувашова Л.В.
учитель начальных классовТема: Переменная.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технологии: технология проблемного обучения, информационнокоммуникативная.
Цель урока: организовать процесс самостоятельного построения детьми открытия новых знаний и в
процессе собственной учебной деятельности создать условия для открытия детьми приема замены
нескольких числовых выражений одним выражением с переменной.
Задачи урока: Образовательные: 1) ввести в активный словарь понятия переменная, значение переменной;
выражение с переменной 2) формировать умения составлять предложения и выражения с переменной;
находить значения выражений при данном значении переменной.
4) отработать навыки устных вычислений, повторить и закрепить решение уравнений с комментариями по
компонентам действий, решения задач.
Развивающие: развитие математической речи; развитие внимания; развитие логического мышления.
развитие кругозора. Воспитательные: воспитывать интерес к математике; воспитывать самостоятельность;
воспитывать желание преодолевать трудности.
Предметные результаты:
сформировать представление о переменной;
учить составлять выражения с переменной, находить значение выражений с переменной;
совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100;
закрепить изученные табличные и внетабличные случаи умножения и деления, приемы умножения круглых
чисел;
тренироваться решать уравнения.
Метапредметный результат: Познавательные:
общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации,
моделирование задачи, составление алгоритма действия умножения;
логические – анализ объектов с целью выделения существенных признаков, самостоятельное создание
способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в решении задач,
построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок.
Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать собственное мнение и
аргументировать его, задавать уточняющие вопросы, использовать в речи математические термины,
оформлять свою речь соответственно целям и условиям делового общения, формулировать простые выводы,
сотрудничать в работе с одноклассниками.
Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа
урока, проявление интереса к изучаемому материалу, оценивание усваиваемого содержания, применять
приобретенные навыки в практической деятельности, соотносить собственный ответ с предложенным
вариантом.
Методы обучения: деятельностный, проблемный, поисковый, наглядный.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.Универсальные
учебные
действия
Личностные:
самоопределение.
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества
учителем
сверстниками.
с
и
Познавательные:
логические анализ
объектов, построение
логической
цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез и
их обоснование.
Личностные:
оценивание
знаний.
своих
№ Этап урока
Деятельность учителя
1. Мотивация к
учебной
деятельности
Учитель предлагает прочитать
записанное на доске предложение
«Нас ждут великие дела!».
Какие великие дела сейчас вам
предстоит совершить на уроке?
(Узнавать новое, учиться.)
Деятельность
ученика
Подготовка класса к
работе:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем
и
сверстниками.
2. Актуализация
и
знаний
фиксация
затруднения в
пробном
действии.
Выполняют задания,
тренирующие
отдельные
способности
учебной
деятельности,
мыслительные
операции и учебные
навыки.
к
Воспроизведение
знаний и способов
действий
необходимых
и
достаточных для
открытия новых
знаний.
Определение границ
знания и незнания.
Проговаривают
проблему, отделяя
знания от незнания.
Какая запись на доске лишняя? (5 +
3 = 8 – это равенство, а остальные
записи выражения.)
На какие группы можно разбить
эти выражения? (Частные и
разности, числовые и буквенные
выражения.)
12 : 3
х : 5
8
12 : 1
5 + 3 =
Какие выражения называются
числовыми и буквенными?
Числовые выражения это
выражения, составленные из
чисел, знаков арифметических
действий и скобок.
Буквенные выражения это
выражения, содержащие буквы.
Назовите буквенные выражения.
Назовите числовые выражения.
Попробуйте эти выражения
записать одним общим выражением.
В чем возникли трудности? ( Мы не
знаем, как выполнить задание, как
записать выражение в общем виде).
(Научиться
Какова цель урока?
записывать несколько числовых
выражений одним общим).и
Определяют
формулируют
проблему,
познавательную цель
и тему для изучения
совместной
в
деятельности
с
учителем.
Составляют план
достижения цели.
Формулируют тему
урока.
(книга,
энциклопедия)
Сравнивают свои
ответы с учебником
(автором)
Регулятивные:
целеполагание.
Познавательные:
формулирование
познавательной цели.
Логические:
формулирование
проблемы.
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование.
Познавательные:
моделирование.
Логические: решение
проблемы, построение
логической
цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез и
их обоснование.
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество.
3. Открытие нового
знания
выражениях
Какой компонент деления в
записанных
не
меняется? (Делимое).
Какой компонент деления
меняется? (Меняется делитель).
Вы сказали, что делитель меняется,
он как бы изменчивый, переменный.
Какое название можно дать этому
компоненту?
(Переменная).
Молодцы, это и есть тема нашего
сегодняшнего урока.
На доске появляется карточка со
словом переменная.
Как Вы понимаете слово
переменная?
Где можно проверить свои
предположения?
В математике величина, которая
меняется, называется переменной.
Переменная обозначается любой
буквой латинского алфавита.
Посмотрите на доску и назовите
буквенное выражение.( х : 5).
Использовалась ли в записи
переменная? ( Да).
Какая это переменная?
( Переменная х)
Каким компонентом действия
является переменная х?
( Делимым).
А какой компонент действия не
меняется? ( Делитель не меняется,
он равен 5).
А теперь вы можете выполнить
задание,
вызвало
затруднение? Напоминаю задание.
Запишите выражение с переменной,
которое заменит все выражения,
записанные на экране.
12 : а, 12 : х, 12 : с.
Учитель записывает выражения на
доске.
Посмотрите, как интересно: у вас
получились разные выражения с
переменными. Давайте проверим,
правильно ли они составлены.
Объясните,
почему во всех
выражениях есть число 12? (Этот
компонент действия не менялся.)
Почему делитель у вас обозначен
буквами латинского алфавита?
( Потому что переменную мы
можем обозначить любой буквой
латинского алфавита)
Значит, все записи верны.
А какие значения принимает
переменная? (1, 2, 3, 4, 6, 12)
Числа, которые подставляют
вместо переменной,
называют
значением переменной.
На доске появляется карточка со
словами значение переменной.
На доске:
которое4. Первичное
закрепление во
внешней речи.
12 : 1 12 : 2 12 : 3 12 : 4 12 : 6 12 : 12
Выражение с переменной: 12 : а
Переменная а
Значения переменной а {1, 2, 3, 4, 6,
12}
Подведем итог. Какие числовые
выражения вы составили? (12 : 1, 12
: 2, ...)
Каким общим выражением вы
заменили
числовых
шесть
выражений? (12 : а).
Как оно называется?
( Выражением с переменной).
Назовите переменную в данном
выражении. ( Переменная а.)
Назовите значения переменной.
(1, 2, 3, 4, 6, 12)
Давайте вспомним, какую цель мы
ставили перед собой. (Научиться
записывать нескольких выражений
одним с помощью переменной).
Что нам предстоит после
открытия нового знания?
Переменная используется не
только в математике и не только с
математическими выражениями.
слайд 10,11
1. Учитель предлагает выполнить
задание № 2,3,4,5 на стр.65
фронтально.
Учащиеся
комментируют по шагам.
2. Учитель организует выполнение
задания № 1 стр.65 – в парах.
Ученики
очереди
проговаривают друг другу шаги
алгоритма по ходу выполнения
задания.
по
Ученики выполняют задания по
вариантам. Сначала один ученик
выполняет задание первого варианта,
а его сосед слушает и проверяет
правильность; а затем ученики
меняются ролями.
На доске:
Вариант 1. С. 65, № 1 (а).
Вариант 2. С. 65, № 1 (б).
переменная
Проверяем работу в парах по
вопросам:1. Какие значения может
принимать
в
предложении: В моем портфеле
лежит а?
2. Какие значения может принимать
переменная в предложении: В
школьном буфете продают y.
Составьте
замены
нескольких числовых выражений
алгоритм
Научиться
применять
практике
на
типовые
с
Решают
задания
проговариванием
алгоритма вслух.
Регулятивные:
контроль,
оценка, коррекция.
Познавательные:
общеучебные:
умение
структурировать
знания,
наиболее
эффективных
способов
задания, умение
осознанно
и
произвольно строить
речевое высказывание.
решения
выбор
Регулятивные:
контроль, коррекция,
выделение и осознание
того, что уже усвоено
и что ещё подлежит
усвоению,
осознание
качества и уровня
усвоения.
Личностные:
самоопределение.
Коммуникативные
управление
поведением партнера –
контроль, коррекция,
оценка
действий
партнера.одним выражением с переменной.
Расположите карточки в нужном
порядке.
Записать буквенное выражение
5. Физминутка
6. Самостоятельна
я работа с
самопроверкой
по эталону.
Определить, какая часть
выражения
не меняется
Алгоритм перед нами. Дальше я
хочу проверить, хорошо ли вы
усвоили новое знание.
Учитель предлагает задание для
самостоятельной работы № 7,8
стр.66
Выполните это задание.
Сверьте свою работу с эталоном.
«я читаю х»
∈
х
{книга, газета, журнал}.
«у дружит с Таней»
∈
у
{Катя, Миша, Нина}.
У кого возникло затруднение? В
чем? У кого были ошибки?
Что вам нужно сделать, чтобы их
избежать? (Еще потренироваться.)
А тем, у кого не было ошибок,
нужно потренироваться?
(Да,
нужно. Для выполнения более
сложных заданий)
7. Включение
в
систему знаний и
повторение.
переменную?
Где вы можете встретить
буквенные выражения?
Посмотрите на экран, что это за
записи. (Свойства арифметических
действий)
Опираясь на эти свойства, давайте
выполним задания № 9,10,11,12
страница 66.
В каких заданиях мы можем
встретить
(В
уравнениях, в задачах)
Сегодня мы поупражняемся в
решении уравнений, выполняя №14
стр.67.
В чем отличие уравнений в первом
столбике от уравнений во втором
столбике? ( В первом столбике
уравнения на сложение и вычитание,
а во втором на умножение и
деление.)
Давайте решим уравнения второго
столбика.
Выполняя различные задания
сегодня на уроке, вы узнали над чем
вам надо ещё поработать,
потренироваться.
А где и когда вы можете это
сделать? (Дома, при выполнении
Сверка с эталоном
Определить, какая часть
выражения меняется, и
заменить её буквой
Учащиеся
Самостоятельная
работа.
осуществляют
проверку, сравнивая
с эталоном.
Регулятивные:
контроль, коррекция,
выделение и осознание
того, что уже усвоено
и что ещё подлежит
усвоению,
осознание
качества и уровня
усвоения.
Личностные:
самоопределение.
Предположения
детей.
Личностные:
самоопределение.
выбор
умение
Познавательные:
структурировать
знания,
наиболее
эффективных
способов решения
задачи, рефлексия
способов и условий
действия.8. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке.
Домашнее
задание будет
домашнего задания.)
следующим: №14а,15б стр.67.
В каких еще заданиях вы могли бы
встретиться с переменной? (В
задачах.)
На следующем уроке нам
предстоит работа с задачами.
и
Какие новые математические
понятия встретились на уроке?
(Переменная
значение
переменной).
Какую совместную цель мы
ставили на уроке?
(Научиться
записывать несколько числовых
выражений одним выражением с
переменной).
Оцените свою работу на уроке,
свои знания по новой теме.
Заполните лестницу успеха у себя в
тетрадях.
Я думаю, что сегодня все могут
поздравить себя и друг друга с
успехом, которого вы все добились
в открытии нового знания.
Урок окончен. Спасибо за работу.
Учащиеся осознают
и
оценивают
уровень и качество
усвоения нового
материала.
Личностные:
оценивание
своих
знаний,исходя
из
социальных
и
личностных ценностей.
Коммуникативные
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.