Разработка урока внеурочной деятельности по теме «Решение логических задач с помощью таблиц»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомство с логическими задачами, решаемыми с помощью сос тавления таблиц, отработка вычислительных навыков.
Иконка файла материала Разработка урока внеурочной деятельности.docx

Разработка урока внеурочной деятельности

по теме «Решение логических задач с помощью таблиц»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель математики :

Реснянская Т.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Picture background

 

 

Тема занятия: Решение логических задач с помощью таблиц.

Цель занятия: знакомство с логическими задачами, решаемыми с помощью сос тавления таблиц, отработка вычислительных навыков.

Термины и понятия: логические задачи, таблица.

Планируемые результаты.

Предметные: выделять существенную информацию в тексте задачи, представлять условие задачи в виде таблицы.

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование способности к самооценке.

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи, оценка своей деятельности.

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, формулирование и обоснование собственного мнения, воспитание уважительного отношения к иному мнению.

Познавательные: развитие умения выделять существенную информацию в тексте задачи, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Учебный предмет: арифметика.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

 

I.Мотивационный этап.

(Обеспечение мотивации учения, принятия обучающимися целей урока)

Проверка домашнего задания по решению старинных задач.

На стенд «Моё творчество» прикрепить задачи подготовленные учащимися по теме старинные задачи, под номерами. Каждый учащийся вытаскивает из коробки карточку с номером задачи, которую следует решить дома к следующему занятию; автор проверит решение задачи.

II.Этап учебно-познавательной деятельности.

(Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания темы)

Сообщение учителя: вся наша жизнь — это непрерывное решение больших и маленьких логических проблем. Без умения логически думать, рассуждать, делать выбор жить трудновато. Основной смысл в решении логической задачи состоит в том, чтобы как следует разобраться в условии, распутать все связи между участвующими объектами. В первую очередь, логика отвечает за упорядочивание мыслей. Отсюда можно сказать, что логические задачи – задачи, в первую очередь, на установление порядка.

Рассмотрим следующую задачу.

В семье четверо детей. Им 5,8,13 и 15 лет. Их зовут Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребёнку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три?

1.Ответить на вопросы:

-Как вы думаете, в чём особенности этой задачи? (Много информации, которую необходимо сопоставить)

-Какую информацию мы получали из задачи? (Возраст детей, их имена и дополнительная информация, косвенно указывающая на возраст детей)

2.Давайте подумаем, как удобнее представить полученную в задаче информацию графически.

Решение.

Данные имена детей и их возраст разместим в таблице: столбцы-имена детей, строки-их возраст. Заполняем таблицу знаками «+», «-» в соответствии с условием задачи: Ане не 5 лет и не 8лет, так как она старше Бори, а он не ходит в детский сад. Ей не 15 лет, так как суммы 15+5, 15+8, 15+13 не делятся на 3. Значит, Ане 13 лет.

 

Возраст

Аня

Боря

Вера

Галя

5

-

-

 

 

8

-

 

 

 

13

+

 

 

 

15

-

 

 

 

Значит, Вере не 15 лет, так как 13+15 не делится на 3. Так как Аня старше Бори, то Боре 8 лет.

Возраст

Аня

Боря

Вера

Галя

5

-

-

 

 

8

-

+

 

 

13

+

-

-

-

15

-

-

-

 

Так как Ане, Боре и Вере не 15 лет, то 15 лет Гале. Значит, Вере-5 лет

Возраст

Аня

Боря

Вера

Галя

5

-

-

+

-

8

-

+

-

-

13

+

-

-

-

15

-

-

-

+

 

Ответ: Аня-13 лет, Боря-8 лет, Вера-5 лет, Галя-15 лет.

III.Физкультминутка.

(Снятие утомляемости)

Ученики выполняют действия, когда называется единица измерения.

Меры длины-поднять руку, площади-хлопнуть в ладоши, веса-зажмурить глаза, объёма сесть на стул.

IV.Этап закрепления практических навыков.

(Установление правильности и осознанности изучения темы)

Решим следующие задачи.

1.Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании, причём никакие два мальчика не делили между собой какие-нибудь места. На вопрос, кто какое место занял, Коля ответил: «Ни первое, ни четвёртое»; Борис сказал: «Второе», а Вова заметил, что он был не последним. Какое место занял каждый из мальчиков?

 

 

Коля

Боря

Вова

Юра

Первый

0

0

1

0

Второй

0

1

0

0

Третий

1

0

0

0

Последний

0

0

0

1

 

2. Три друга - Алёша, Боря и Витя учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, другой — на трамвае, третий — на троллейбусе. Однажды после уроков Алёша пошёл проводить своего друга до остановки троллейбуса. Когда мимо них проходил автобус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!» Кто на чём ездит домой?

 

транспорт

Алёша

Боря

Витя

автобус

0

0

1

трамвай

1

0

0

тролейбус

0

1

0

 

V.Подведение итогов (рефлексия).

(Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности)

Учащимся нужно с помощью одной из цветных карточек оценить своё восприятие урока (красная- «сложно»; жёлтая- «понял почти все, но остались вопросы»; зелёная- «понял все»)

VI.Домашнее задание.

1.     Решить задачу, выбранную со стенда.

2.     В туристический лагерь приехали три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов; отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. У кого какая фамилия?

3.      

Фамилия

Миша

Володя

Петя

Иванов

1

0

0

Семёнов

0

1

0

Герасимов

0

0

1