Конспект урока по математике "Умножение на трехзначное число 312 на 201"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Умножение на трехзначное число 312 на 201.docx

МАОУ «Гимназия №41»

 

 

 

 

 

 

 

Конструкт урока по математике

на тему: «Умножение на трехзначное число: 312*201»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Липатникова Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2024


Тема: Умножение на трехзначное число: 312*201

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний об умножении на трехзначное число в процессе решения математических задач.

Актуальная цель: сформировать представление у обучающихся об умножении на трехзначное число вида 312*201 в процессе решения математических задач.

 

Задачи:

Обучающая - моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятия «умножение на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0», выполнять действие умножение в столбик.

Развивающая - развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.

Воспитательная - воспитывать ответственность, любовь к математике.

 

Предметные результаты: узнают, письменное умножение на трехзначное число вида 312*201, научатся выполнять действие умножение на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0 в столбик.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения.

Познавательные: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами; применять базовые логические универсальные действия; проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимать и адекватно использовать математическую терминологию.

Регулятивные: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения.

 

Личностные: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам; оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения.

 

Оборудование: учебное пособие, тетрадь, интерактивная доска, раздаточный материал.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип целостного представления о мире.

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021 Указ №286.

Учебник. Математика. Л.Г. Петерсон 3 класс, 2 часть, с.41-42.

 


 

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

-Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток.

-Какие способы умножения вы уже знаете?

-Знание этого материала вам поможет в изучении нового.

Здороваются с учителем.

Готовятся к уроку.

 

 

 

Поднимают руку.

 

-табличное умножение, умножение на двузначное число, умножение на круглое число, умножение в столбик, умножение круглых многозначных чисел, умножение на трехзначное число.

Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя.

Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика.

Регулятивные: способность к саморегуляции.

Предметные: знают способы умножения.

  1. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-Давайте откроем тетради.

-Какое сегодня число?

-Сколько клеток отступаем от последней записи?

-На полях записываем 12.04. Запишите «Классная работа».

-Отступите две клеточки вниз и одну слева поставьте точку.

-Выполним небольшой математический диктант по таблице умножения.

-Отступаем две клеточки вниз и одну клеточку слева, ставим точку.

-Я буду диктовать выражения, вам нужно записать только ответ, через запятую в строку.

-Первое выражение: 3 умножить на 9.

-Первый множитель 21, второй множитель 7, найдите значение произведения.

-Найдите произведение чисел 320 и 50.

-180 увеличили в 30 раз.

-Поставьте точку. Отступите вниз две клетки. Найдите значение произведения чисел 3280 и 470.

 

 

 

 

-Ребята, давайте проверять. Возьмите в руки карандаш. Поменяйтесь тетрадями. (спрашивает учеников по цепочке, ставят плюсы/минусы)

-Поменяйтесь обратно тетрадями. У кого стоят все плюсы, поднимите руку.

-Ребята, нам нужно 312 умножить на 201.

(записывает на доске)

-Что интересного вы заметили?

 

-А вы знаете, как вычислить значение произведения чисел 312 и 201?

-Что у нас возникло?

-Возникло затруднение, что нужно сделать?

-Где возникло затруднение?

 

-Почему возникло затруднение?

 

 

-Используя слова «я не смог это сделать, потому что…» объясните свою причину затруднения.

 

 

-Что нужно сделать, чтобы выйти из ситуации затруднения?

-Что нам поможет выйти из затруднения?

Открывают тетради.

-12 апреля.

-От последней записи отступаем 4 клетки, в пятой пишем.

На полях записывают дату, после классную работу.

Отступают две клеточки вниз и одну справа, ставят точку.

 

 

Отступают две клетки вниз и одну слева, ставят точку.

 

 

Записывают 27.

Записывают 147.

 

Записывают 16 000.

Записывают 5400.

Записывают:

       х 3280

           470

     + 2296

     1312  

    1.541.600

 

Проверяют.

 

 

 

Поднимают руку.

 

 

 

-Во втором множителе количество единиц в десятках отсутствует.

-Мы такое еще не изучали.

 

-Затруднение.

-Нужно остановиться и подумать.

-Умножении на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

-Мы не знаем, как умножать на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

-Я не смог это сделать, потому что не знаю, как умножать на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0. Я не смог это сделать, потому что не могу объяснить.

-Нужно узнать алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.

-Учитель, учебник.

Предметные: знают способы умножения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: обобщение знаний.

Личностные: умение оценить свое задание.

Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль, способность к саморегуляции.

  1. Действие целеполагание

-Какая цель сегодняшнего урока?

 

(На доске появляются предложения:

Я узнаю, как умножить на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

Я научусь умножать многозначное число на трехзначное, в разряде десятков которого стоит 0.

Я узнаю, алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.)

-Давайте поставим личную цель. Посмотрите на доску, нам нужно поставить цели в правильном порядке.

-Итак, ребята. Что сначала мы узнаем?

-Молодцы. Что дальше?

 

 

-А потом?

 

-Цель сегодняшнего урока: Узнать алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

 

 

 

 

 

В парах выполняют задание.

 

 

-Сначала мы узнаем, как умножить на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

-Дальше мы узнаем алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

-Потом мы научимся умножать многозначное число на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: способность к самоопределению.

Физкультминутка

-Давайте немного разомнемся.

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)

Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)

Раз присядем, (Приседания.)

Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.)

Улыбнемся,

Тихо сядем.

Выполняют за учителем движения.

 

  1. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

-Ребята, какая наша первая цель?

 

 

-Обратите внимание на доску. Прочитайте задание.

 

 

 

 

-Какой первый множитель в первой записи?

-А во второй?

-Какой второй множитель в первой записи?

-А во второй?

-В чем же тогда отличие?

-Кто попробует прокомментировать первую запись?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Рассмотрим вторую запись. Что вы заметили?

 

 

-Как вы думаете, какой способ удобнее? Почему?

-Верно. Давайте с вами проговорим, как нужно умножать на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

 

 

 

-Узнать, как умножить на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

-312.

-Тоже 312.

-201.

-Тоже 201.

-Отличие в самом решении.

-Нам нужно 312 умножить на 201. Начинаем с единиц. 1 умножить на 2 получится 2. 2 пишу под единицами. 1 умножить на 1, получится 1. Пишу под десятками. 1 умножить на 3, получится 3. Пишу под сотнями. Далее умножаю десятки. 0 умножить на 2 получится 0. Пишу под десятками. 0 умножить на 1 получится 0. Пишу под сотнями. 0 умножить на 3 получится 0. Пишу под единицами тысяч. Умножаю сотни. 2 умножить на 2 получится 4. Пишу под сотнями. 2 умножить на 1 получится 2. Пишу под единицами тысяч. 2 умножить на 3 получится 6. Пишу в следующей клетке. Далее складываем полученные произведения. Получится 62712.

-Умножение на десятки не записано, а сразу умножаются на сотни. И начинаются писать тоже под сотнями.

-Второй способ. Меньше места для записи.

-Сначала умножаем на единицы и начинаем записывать под единицами, после умножаем на сотни и начинаем записывать под сотнями. После складываем получившиеся произведения.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность.

Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

Предметные: умеют умножать на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Давайте потренируемся. Выполним №2 письменно в учебнике на с.41. Записываем в тетрадях №2. Выполним только верхнюю строку.

-Денис решает у доски под буквой А с полным комментированием, опираясь на алгоритм. Остальные записывают в тетрадях.

-Молодец, Денис. Вероника, выходи к доске, решай выражение под буквой в.

-Молодец, Вероника. Миша, выходи к доске, решай выражение под буквой д.

-Молодец, Миша. Вова, выходи к доске и решай выражение под буквой ж.

-У кого остались вопросы по умножению многозначных чисел на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0, поднимите руку. (при необходимости еще раз объяснить)

Записывают №4 в тетрадях.

 

 

 

Полностью комментируют решение.

-963*407 = 391941

 

- 529*104 = 55016

 

- 807*307 = 247749

 

- 402*609 = 244818

 

Поднимают руку.

Предметные: умеют умножать на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе выполнения математических заданий.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

  1. Включение знаний в систему знаний и повторение.

-Выполним № 3 письменно. Запишите №3 в тетрадь. Прочитайте задание вслух.

-Что нужно сделать?

 

 

-Выполним это необычным способом. Первые парты решают под буквой Д, вторые парты – Ю. третьи парты – И, четвертые и пятые парты – М. На выполнение вам дается 1 минута.

-Что у нас получилось?

 

Записывают №5 в тетрадь.

Один читает вслух, остальные следят.

-Вычислить выражения и узнать, скольким литрам равна старинная мерка.

Д – 438 912

Ю – 305 095

И – 349 184

М – 578 934

-МЮИД (около 270 литров)

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе учебной ситуации.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самоконтроль.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки.

Предметные: умеют умножать на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

  1. Самостоятельная работа

-Теперь предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание. Обратите внимание на доску. Вам нужно в тетрадях вычислить произведения выражений в столбик. На выполнение вам дается 5 минут.

 

-Давайте проверять. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки карандаш. Если ответ совпадает, то поставьте плюс, если другой минус. Поменяйтесь обратно.

-У кого нет ошибок, поднимите руку. После урока все сдайте тетради на проверку.

Вычисляют самостоятельно в столбик.

Проверяют. Ставят плюс/минус.

 

 

 

Поднимают руку.

Личностные: обучающиеся проявляют самостоятельность.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: применяют полученные знания на практике.

Коммуникативные: умение слушать объяснения учителя.

Предметные: умеют умножать на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

  1. Рефлексивно оценочные действия

 

-Итак, ребята, что нового мы узнали на уроке и чем мы сегодня занимались?

 

 

-Что вам было трудно сделать на уроке?

-Что интересного было на уроке?

-Достигли ли мы своей цели?

-Поднимите левую руку те, у кого все получилось, было все понятно.

Поднимите правую руку те, у кого что-то не получилось, были затруднения.

И поднимите две руки, если у вас ничего не получилось или было слишком сложно.

-Мы узнали, алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит 0.

Ответы учеников

Ответы учеников

-Да

Поднимают руки.

Личностные: адекватная самооценка своих ошибок и достижений.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

Коммуникативные: рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его.

9.       Инструктаж по выполнению домашнего задания

-Ребята, дома вы должны будете выполнить №2 вторую строку в учебнике на с.41 и №4.

-Поднимите руку, кому все понятно.

Слушают учителя.

 

Поднимают руку.