На уроках учащиеся знакомятся с музыкальным искусством нашего народа , обрядовые песни, пляски , фольклор, игры, прибаутки, символика , таким образом развивается музыкальный кругозор, любовь к музыке , к народу нашего края, с детства закладываются лучшие образцы музыкальной культуры, Учащиеся не только познают и восхищаются красотой в музыкальной культуре нашего народа , и сами становятся добрее, музыкальнееМузыка нашего народа
3-4 кл музыка нашего народа конспект.docx
Автор разработки: Михеева Елена Олеговна МБОУ Ш №173 Нижний Новгород
Разработка урока музыки в группе разновозрастного обучения
в малокомплектной школе
34 класс
Тема I полугодия «Музыка нашего народа»
Тема урока «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»
(2 урок по теме)
Цель: Познакомить детей с разнообразием народных музыкальных инструментов.
Образовательная: пробудить интерес к истории возникновения и бытования музыкальных
инструментов на Руси, узнать особенности состава оркестра русских народных
инструментов.
Развивающая: формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые
факты и понятия, развивать тембровый слух, чувство ритма.
Воспитательная: любовь к народной музыке нашей страны.
Метод: системнодеятельностный подход в группах разновозрастного обучения;
Форма урока: урок – путешествие (работа с маршрутным листом)
Формировались УУД:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
Планировать свои действия с поставленной задачей;
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату работы;
Планировать поиск знаний «От общего к частному».
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
Формировать умение совместной деятельности в группе, в парах;
Формирование мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление),
Быть ответственным за результат общего дела (работа в коллективе);
Умение договариваться, принимать решение в результате совместной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
Проводить сравнение и классифицировать по заданным критериям;
Расширять представление о народной музыке, разнообразии народных инструментов.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Воспитание интереса к музыкальным традициям и истории нашей страны;
Познание различных явлений окружающей действительности.
Оборудование:
проектор, слайдовая презентация;
народные музыкальные инструменты;
шумовые музыкальные инструменты;
маршрутные листы;
звукозапись народных песен. Ход урока.
Звучит фонограмма «Во поле березка стояла»
Приветствие учащихся и педагога: Добрый день, добрый день, здравствуйте!
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в удивительный мир
музыки, и не просто музыки, а самой родной и близкой каждому русскому человеку.
Возможно, ктото из вас сегодня сделает для себя открытие, ктото вспомнит забытое, кто
то проявит свои исполнительские таланты, а ктото окажется благодарным слушателем.
Все найдется сегодня место в нашем путешествии.
Для начала давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке.
(Ответы: заполняли маршрутные листы, познакомились с разными музыкальными
инструментами – перечисляют).
Учитель: В нашем маршрутном листе появились названия станций («Музыкальные
инструменты» – 1 станция, «Народные музыкальные инструменты» – 2 станция)
Звучит народная музыка
Учитель: Для того чтобы нам продолжить наше путешествие мы должны с вами определить
дальнейший маршрут, наметить цели. Что мы хотим еще узнать о народных музыкальных
инструментах?
Основная часть урока.
1.
Учитель: Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите в оформлении нашего кабинета?
(Инструменты)
Да, вокруг нас сегодня множество самых разных инструментов. Со многими из них вы уже
знакомы, слышали их звучание.
С ними мы познакомились на 1 станции – «МУЗЫКАЛЬНЫЕ НИСТРУМЕНТЫ».
Давайте же попробуем разобраться, какие из них были лишними на второй станции?
(Гитара, скрипка, труба). Почему? ( Они не являются народными музыкальными
инструментами)
Правильно. Давайте их уберем в сторону, пусть в нашем путешествии они будут гостями,
поближе мы с ними познакомимся на следующих занятиях.
Как же называлась вторая станция, на которой мы побывали на прошлом занятии? (2
станция – НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ НИСТРУМЕНТЫ) Почему мы их так называем?
(На них играли в древности, они придуманы народом, под них исполняются народные
песни).
Где и в чьем исполнении мы можем услышать их звучание? (На праздниках, в оркестре)
Как называется оркестр? (Народных инструментов) Хотите услышать?
ЗАДАНИЕ: Узнать, какие инструменты звучат.
Звучит фонограмма оркестра «Пойду ли выйду ль я»
(Звучит баян, балалайка)
Учитель: Итак, наше путешествие продолжается.
Давайте еще внимательней посмотрим на наши инструменты. Можно ли их разделить по
группам?
ЗАДАНИЕ: Разделить инструменты по группам
(1. Балалайка, гармонь; 2. Маракасы, трещотки, бубны, бубенцы….)
По каким признакам вы их разделили?(Ответы детей) Учитель: В нашем маршрутном листе есть третья станция, пока без названия.
Давайте подумаем, как мы можем её назвать? (Ответы детей) Почему?
Вспомните, какие звуки бывают ЗВУКИ ШУМОВЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 3 СТАНЦИЯ
«Шумовые музыкальные инструменты»
Подберите однокоренные слова к слову «ШУМОВЫЕ» шумные, шум, шумливые,
шумный. Правильно ли я вас поняла, что при помощи этих инструментов можно издавать
различные шумы и звуки? Совершенно верно.
Звучат они совершенно поразному:
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ И ДЕРЕВЯННЫЕ
Деятельность учащихся:заполняют индивидуальный маршрутный лист
СЛАЙД
Учитель: С незапамятных времен человека сопровождают звуки природы, которые в
последствии помогли появиться и музыкальным звукам. Слушая завывание ветра,
натягивая тетиву лука, стуча камень о камень, человек слышал различные звуки и шумы.
Конечно, до музыки было ещё очень далеко. Но первые музыкальные инструменты уже
существовали.
Как вы думаете, какие инструменты самые древние? (Ответы: бубен, ложки….)
СЛАЙД
БУБЕН – один из самых древних инструментов.
Кто и когда обнаружил удивительную способность окружающих предметов звучать от
удара, сказать невозможно. Но впоследствии были созданы ударные музыкальные
инструменты
Деятельность учащихся: заполняют маршрутный лист(бубен, ложки, барабан)
Ребята, посмотрите, у нас на столе есть множество предметов, из которых можно
извлекать звуки. Назовите их. (ЛОЖКИ)
СЛАЙД
ЛОЖКИ.
Давайте же познакомимся с Госпожой ложкой. Что ей можно делать? А для того чтобы она
стала музыкальным инструментом, нужно ударять друг об друга. Послушайте, как она
звучит.
Кто хочет попробовать?
(Дети пробуют)
Вот так во время праздников и гуляний музыканты – умельцы веселили честной народ
игрой на ложках.
СЛАЙД
ТРЕЩЕТКА
Трещетка – тоже ударный музыкальный инструмент из связанных пластинок. В старину на
них в основном играли женщины, исполняя величальные песни на свадьбах и девичниках.
СЛАЙД
РУБЕЛЬ А кто знает, что это такое? (Рубель). Это старинный утюг – гладильный инструмент, но
народ ухитрился и из него сделать музыкальный инструмент. Послушайте, как он звучит.
При помощи его издаются ударные звуки.
СЛАЙД
КОЛОКОЛЬЧИК
Где мы можем слышать звучание колокольчика? (Ответы…) Назовите, какие
инструменты можно назвать братьями колокольчику и почему (бубенцы, треугольник.по
металлическому звуку). Они звучат, если к ним прикоснуться или ударить, значит они тоже
относятся к группе ударных музыкальных инструментов.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ(треугольник, колокольчик…)
Когда появился металл люди стали замечать и его звучание…
Из наших инструментов, какие можно отнести к металлическим музыкальным
инструментам (Колокольчик, треугольник)
Учитель: Ребята, посмотрите, а ведь у нас есть еще одна группа музыкальных
инструментов, которую мы не можем оставить без внимания.
Давайте попробуем издать звук при их помощи (Дети играют на маракасах, киндерах,
погремушках) Что мы слышим – ШУМ. А звук издается при помощи рук или встряхивания
и удара.
Значит, как мы их можем назвать ШУМОВЫЕ УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ,
ШУМОВЫЕ ПОГРЕМУШКИ
( погремушки, маракасы, шумовые яйца…)
Учитель: Заполняя маршрутные листы, посоветуйтесь с соседями, возможно, они
запомнили больше, или помогите соседям, если они чтото забыли в дороге.
(совместная деятельность)
Давайте внимательно посмотрим на наш маршрутный лист
С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? Значит, наша станция
имела название?
(Ответы детей)
Вернемся к цели нашего путешествия: Что мы хотели с вами узнать? Что узнали?
(Ответы детей)
Вот мы и приближаемся к концу нашего путешествия. Но оно было бы не законченным,
если бы мы не услышали звучание всех инструментов вместе.
Деятельность учащихся: коллективноемузицирование на примарных музыкальных
инструментах.
Рефлексия
Звучи музыка «Во кузнице».
2.
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Подумайте, почему такая оценка, что нужно еще
узнать, что хотели бы узнать?
(Ответы детей)
Домашнее задание: каждый прописывает в своем в маршрутном листе. Ребята, но ведь есть инструменты еще древнее, они есть у каждого из нас с самого
рождения (ладошки, ноги, голос)
Давайте все поаплодирует себе, и поблагодарим всех за интересное путешествие:
Коллективное исполнение: Спасибо, спасибо, до свидания!!!
Звучит музыка «Пойду ль я, выйду ль я да….»
Конспект урока " Музыка нашего народа"
Конспект урока " Музыка нашего народа"
Конспект урока " Музыка нашего народа"
Конспект урока " Музыка нашего народа"
Конспект урока " Музыка нашего народа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.