конспект урока « ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ» БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ. 1 класс ДХШ.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сотни тысяч людей проходят мимо разных интересных явлений и остаются равнодушными к ним. Они их просто не замечают. Но вот это же явление видит человек с острым глазом, он запоминает его и потом показывает другим людям. Такой человек - художник. Именно он не остался равнодушным к красоте и подарил нам замечательные живописные полотна, произведения искусства.конспект урока « ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ» БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ. 1 класс ДХШ.
Иконка файла материала Жанры живописи.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» конспект урока « ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ» БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ. 1 класс ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                            МБУ ДО «ДШИ  Починковского района»                           Казакова Инна Викторовна2017 год Тема урока: Жанры живописи   Цель урока: расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве Задачи: 1. Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства. 2. Дать определение понятиям: жанр, натюрморт, портрет, пейзаж,  анималистический жанр, бытовой и исторический жанры. 3. Развивать эстетический вкус Образовательные: ­ Выработка предметных компетенций; ­ Привитие интереса к предмету; Развивающие: ­ Развитие коммуникативных способностей детей; ­ Развитие умений выступления перед аудиторией; ­ Повышение общеобразовательного уровня, уровня владения наукой. Воспитательные: ­ Привитие навыков культурного общения; ­ Развитие творческой активности учащихся, самостоятельности, коллективизма; ­ Воспитание чувства ответственности. Тип урока: Комбинированный­ применение и использование знаний. Формы работы: Эвристическая беседа, фронтальный устный опрос, просмотр и анализ  работ, самооценка учащихся по уроку. Оборудование: Мультимедийная презентация; музыкальное сопровождение;  оформленная рамочка и информационный лист за урок для каждого учащегося;  художественный материал ­ лист для рисования, гуашь, акварель, кисти, баночка с  водой, палитра, тряпочка, простой карандаш, ластик.Оформление доски:  Разножанровые рисунки детей Тема: Жанры живописи Муз. – Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи,  слушаем симфонии, читаем романы, останавливаемся перед величественными  зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и  кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления  обозначаются одним словом – искусство. Давайте вспомним что такое искусство? Искусство (от старославянского искоусити) – это художественное творчество в целом.  – Вам мало лет, но вы имеете значительный опыт творческой деятельности, опыт  общения с искусством и созерцания искусства. – Какие виды искусства вы можете перечислить? (Изобразительные, музыкальные, танцевальные, кино).  – Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство. – Вы уже знакомы с понятием “виды” изобразительного искусства. Перечислите их.  (Живопись, скульптура, архитектура, графика, ДПИ.)  Соотнеси картинку с видом изоживопись архитектура ДПИ графика скульптура Сотни тысяч людей проходят мимо разных интересных явлений и остаются  равнодушными к ним. Они их просто не замечают. Но вот это же явление видит человек с острым глазом, он запоминает его и потом показывает другим людям. Такой человек ­ художник. Именно он не остался равнодушным к красоте и подарил нам замечательные  живописные полотна, произведения искусства.  ­Где хранятся произведения искусства? (в галереях, музеях) ­Вы были на экскурсии в картинной галерее? (ответы учащихся) Вспомните, что такое живопись? Живопись – вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые  создаются с помощью красок, наносимых на какую­либо твёрдую поверхность. ­Термин «Живопись» произошел от старинного русского выражения «писать с  живства» Как вы думаете, что означает это выражение? (ответы учащихся) ­  Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей  природы, каждый художник по­своему видит окружающий мир, и все что ни есть,  может стать предметом изображения, кроме реального мира это могут быть сказочные  события, фантазии, состояние души, музыка. Цвет – основа языка живописи.    Людей, которые красками пишут этот удивительный и загадочный живой мир  называют живописцами, а картины ­живописью. В связи с тематическим разнообразием картин их подразделяют на жанры. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.­ Жанры живописи ­ Как вы думаете, какие основные понятия вы усвоите на уроке? Что такое живопись, жанр. ­ Какие цели вы поставите для себя? Узнать, что такое жанр Выяснить какие жанры существуют Сегодня на уроке я помогу систематизировать знания о жанре. Вы узнаете, как они  называются и кого изображают. Продолжите знакомство с  известными  художниками,  работающими в разных жанрах. Мы оформим свою галерею и вы защитите свою работу. А поможет вам в этом презентация, информационный лист и ваша активность на уроке. Существует легенда о живописи ­ «Однажды один греческий художник написал  на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы  стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград»  Эта легенда говорит о том, что художник может передать очень живо мир, который  видит вокруг себя. Умеете ли вы смотреть и запоминать то, что увидели? Посмотрите вокруг. Что вы  видите? Вспомните то, что вы видели в лесу, в саду? Вокруг нас ­ природа, животные,  люди, предметы. Мы все вместе живем в этом загадочном мире. О нем можно  рассказать, спеть. На протяжении многих столетий художники изображали в своих  картинах окружающий нас мир, все его многообразие. Отсюда возникла деление картин по жанрам. Дома вы работали со словарем, выяснили что такое жанр? Жанр – в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом  тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету. – Давайте познакомимся, какие существуют жанры изобразительного искусства.  Мы прослушаем ваши сообщения, и они помогут вам систематизировать ваши  знания. Когда мы готовили сообщение, мы просмотрели словари, информацию в интернете,  выяснили, что понятие “жанр” появилось в живописи сравнительно недавно,  определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения  животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии.  пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках.Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв.  и завершилось в основном в 17 в., В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический,  батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. Портрет – от франц.– изображать – изображение человека либо группы людей,  существующих или существовавших реально. Портрет – один из ведущих жанров  живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета  лежит увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим условием  портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только  внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как  представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды.  Поразительного совершенства он достиг уже в Древнем Египте, почти пять  тысячелетий тому назад. Портрет – один из самых распространенных жанров  изобразительного искусства. Существуют парадные и психологические портреты.  Ракурсы: фас (анфас), профиль, три четверти. Анималистика – жанр изобразительного искусства, главные герои – животные.  Древнейший – анималистический (от фраflЦ.Animale – животное). Именно ему  больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс – олицетворение единства животного и человека,  в греческой – кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но  и с литературой. Известный писатель – анималист Евгений Чарушин написал и  проиллюстрировал множество своих произведений. Произведения анималистического  жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.  Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства,  посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре  занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник  стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает  батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.  Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства,  посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. Обращенный в основном к прошлому (порою и к глубокой древности), исторический жанр включает также изображения недавних событий,  историческое значение которых признано современниками. Исторический жанр часто  переплетается с другими жанрами – бытовым (историко­бытовые изображения);  портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно­исторические  композиции), пейзажем (так называемый исторический пейзаж); особенно тесно  смыкается с ним батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных  событий. Зачатки этого жанра известны с глубокой древности, когда воспоминания ореальных переселениях или войнах племен соединялись с фольклорным вымыслом и  мифами. Сказочно­мифологический – жанр изобразительного искусства, герои которого  персонажи былин, мифов, сказок . Это один из самых душевных и таинственных  жанров. Одним из таких художников является Васнецов. Для Васнецова мир сказки —  это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над  злом. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи,  художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных  сказочных героев.  Пейзаж – от франц.– страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или  отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является  природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от  изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно  недавно хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Существуют  следующие виды пейзажа: лесной, городской, сельский, ландшафтный,  индустриальный, морской и т.д. Состояние пейзажа зависит от времени года, времени  суток, погоды. Натюрморт – от франц.– мертвая природа – жанр изобразительного искусства  (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению  неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу.  Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя  это слово переводится с французского как "мертвая натура”, натюрморт рассказывает  о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны,  творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д.   Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый  повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К  бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура,  преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних  времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет  бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических  художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой  деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.  Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия ХVII века. В наше время это  один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще  совсем недавно первой половине минувшего столетия, он считался низким,  недостойным вниманий художника. К бытовому жанру относятся: картины, рисунки,  скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.  Закрепление нового материала.– Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения  искусства.   Работа по карточкам­заданиям. – Подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные  произведения?  Самостоятельная работа: а сейчас каждый из вас на некоторое время представит  себя живописцем. По окончанию выполнения работы, мы определим жанр вашей  картины, и оформим свою галерею.   Для начала работы необходимо: ­выбор положения листа, ­ выполнение рисунка,  ­ обрабатывание цветом, ­ уборка рабочего места. И помните: Значение цвета очень велико в жизни человека. Мы рождаемся и видим мир в красках,  цветной мир, не черно­белый. Отдавая предпочтение какому­либо цвету, о человеке  можно судить не только о его вкусе, но и об особенностях характера, пристрастиях,  психологии и просто сиюминутного настроения. А сейчас мы отправимся в путешествие по залам картинной галереи и определим, какие картины, к какому жанру относятся. Работаем по группам. На обсуждение дается одна  минута. Картинная галерея. Рефлексия  Сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я выполнял задания…; я понял,  что…; теперь я могу…; я приобрел…; я научился…; я почувствовал, что…; у меня  получилось …; я смог…; я попробую…; меня удивило… Оценка работы групп учащихся.