Конспект урока чтения на тему: "Ю.Яковлев «Полосатая палка". Обобщение." 3 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
24.04.2017
урок направлен на обобщение по прочитанному рассказу. основные цели урока: - речевое развитие учащихся; развитие навыков беглого, выразительного, осознанного чтения художественных произведений; формирование навыков комплексного анализа текста;
- формирование целостного восприятия литературного произведения и развитие способности эмоционального выражения собственного отношения к нему;
- нравственное воспитание и формирование адекватных межличностных отношений.
чтение 3 класс.docx
Конспект урока по литературному чтению
(УМК «Планета знаний» : учебник Э.Э Кац «Литературное чтение» 3 класс)
Тема: Ю.Яковлев «Полосатая палка". Обобщение.
Цели:
речевое развитие учащихся; развитие навыков беглого, выразительного, осознанного
чтения художественных произведений; формирование навыков комплексного анализа
текста;
формирование целостного восприятия литературного произведения и развитие
способности эмоционального выражения собственного отношения к нему;
нравственное воспитание и формирование адекватных межличностных отношений.
Материалы и оборудование: презентация.
Форма проведения: проблемнодиалогический урок.
Ход урока.
1. Введение в урок, эмоциональный настрой.
Речевая разминка ( дети читают стихотворение хором):
Чтобы жизнь
За шагом шаг
Не прошла вдруг
Просто так,
Ничего
Нельзя в ней делать
Нам с тобою
Просто так:
Просто так
Смотреть в окно,
Просто так
Ходить в кино,
Огорчаться
Просто так,
Просто так
Смеяться,
Расставаться
Просто так,
Просто так
Встречаться.
Почему?
А просто так…
Просто мир
Устроен так! В речевой разминке мы использовали это стихотворение неслучайно. Всё, что
происходит с нами в жизни – это не просто так. Каждое событие расширяет наш
жизненный опыт. И сегодня работа на уроке тоже поможет нам кое в чём
разобраться.
2. С каким произведением вы познакомились дома? ( Ю. Яковлев «Полосатая
палка»)
К какому литературному жанру относится это произведение? ( рассказ)
докажите. ( Рассказ – это малая форма повествовательной литературы, в
которой даётся изображение какого – либо эпизода из жизни героя).
Каковы особенности жанровой формы рассказа? ( кратковременность
изображаемых событий, малое число действующих лиц)
Кто главный герой этого произведения?
Каким вы его себе представляете?.Расскажите.
Давайте подтвердим ваши высказывания словами из текста.
3.Какова тема этого произведения?
4. Весь текст можно разделить на части.
В какой последовательности должны выстроиться эти части? ( На слайде дан
план текста, но части перепутаны, дети исправляют ошибки)
План
1.Мишка хулиган.
2. Встреча со старушкой.
3.Случай на перекрёстке.
4.Мучает совесть.
5. Что же делать?
Подумайте, последовательность событий, происходящих в тексте такая же?
( Нет)
1. Перечитайте вступительную часть рассказа. Найдите фразы,
характеризующие главного героя (фразы фиксируются на доске с помощью
заранее подготовленных карточек).
«Ему всё сходило с рук».
«Стоял в стороне, словно его это не касалось».
«Давал обещание исправиться. Лишь бы отвязались».
«Угрозы не пугали его – он хорошо знал им цену».
«Я не преступник. Я разболтанный».
«Лучшая оборона – наступление».
Каким вы представляете себе Мишку?
2.Почему Яковлев, описывая героя, использует местоимения он, его, ему
и только в конце вступления называет по имени?
+ Возможно, что таким образом Яковлев выражает своё отношение к
персонажу или показывает отношение к Мишке окружающих людей.
Читаем, как палка попала к мальчику.
Что он стал с ней делать?
Какое у него было настроение? 3.Каким было отношение Мишки к полосатой палке до того, как он
узнал, что она принадлежит слепому человеку?
+ Своей раскраской «приводила Мишку в восторг».
«Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами».
4.Какие слова говорил сам себе Мишка, став обладателем заветной
палки? Как они характеризуют героя?
+ «Ничего страшного. Купит себе другую палку. Не будет в другой раз
глазеть в небо и мешать людям переходить улицу!»
5. – Как Мишка узнал о настоящем предназначении палки?
Читаем его диалог со старушкой по ролям.
+ Не случись этой встречи, Мишка остался бы прежним Мишкой, каким он
нравился самому себе. «Не надо было останавливаться и вступать с ней в
разговор. Тогда было бы всё в порядке». А теперь «слова старушки не оставляли
Мишку в покое и тащили его на шумный городской перекрёсток …»
6. Изменилось ли его отношение к палке после того, как он узнал, что
украл палку у слепого человека?
«Палка стала для Мишки обузой. Своими жирными чёрными полосами она
перечеркнула всё хорошее настроение».
«Тяжёлая палка оттягивала руку, мешала жить».
Как вы думаете, а почему автор именно так расположил части?
+ Если бы у Мишки не было совести, то он не обратил бы на слова старушки
никакого внимания. Но Мишка задумался, вспомнил все события и ему стало
стыдно.
Доказываем это словами из текста.
+ «Он даже хотел наказать самого себя».
7. Что происходит с героем, когда он остаётся один на один с
полосатой палкой? Прочитайте, как автор описывает душевную борьбу
Мишки с самим собой.
+ «Его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и
отдать палку хозяину».
«Несколько раз он порывался повернуть обратно. Он уговаривал себя не
ходить, требовал, угрожал. Окончательно рассорился сам с собой».
8. Какой приговор выносит Мишка своему поступку?
+ «Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь
город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник».
9. Как вы считаете, почему главный герой не забросил палку, не спрятал
её в укромном месте? Что его останавливало это сделать?
+ Думаю, Мишка понял (вероятно, впервые в жизни), что даже если и
избавишься от палки, это не принесёт облегчения, потому что невозможно
спрятаться от самого себя, оставшись один на один с совестью.
10.Каким вы видите Мишку теперь? Изменилось ли ваше отношение к
герою? + Теперь в случившемся Мишку осуждают не учителя, не милиция, не
родители обиженных им детей. Он судит о своём поступке САМ.
11.В рассказе нет развязки. Прочитайте, какими словами автор
заканчивает своё произведение. Как вы понимаете эти слова?
6. – Какова же основная мысль текста? Часто она выражается в названии текста.
Почему автор назвал своё произведение «Полосатая палка»?
8. И вот мы переходим к последней части рассказа. Автор использует
замечательный приём. Все предыдущие части принадлежат к какому типу
текста? ( повествование)
Перечитываем последнюю часть. Что замечаем? ( текст – рассуждение)
9. Нашёл мальчик ответ на свои вопросы?
Нашёл выход из трудного положения?
Как вы думаете, почему автор закончил именно так?
10 Домашнее задание: придумайте концовку к этому рассказу.
11. Итог урока.
Итак, в жизни ничего не происходит просто так. Вспоминаем слова
стихотворения.
Что вы решили для себя, прочитав это произведения, побывав сегодня на
уроке?
+ Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе
силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку.
Конспект урока чтения на тему: "Ю.Яковлев «Полосатая палка". Обобщение." 3 класс
Конспект урока чтения на тему: "Ю.Яковлев «Полосатая палка". Обобщение." 3 класс
Конспект урока чтения на тему: "Ю.Яковлев «Полосатая палка". Обобщение." 3 класс
Конспект урока чтения на тему: "Ю.Яковлев «Полосатая палка". Обобщение." 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.