конспект урока "Девочка Снегурочка"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Тема Урока.docx
Учебник :УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова Урок литературного чтения Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка" Цели:  Обучающая:   Формирование учебно­познавательных компетенций через создание условий для  знакомства с народной сказкой «Снегурочка»  Формирование понятия об авторской и народной сказках  Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений. Развивающая:   Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания  посредствам литературных произведений  Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность,  выразительность) Воспитывающая:   Формирование социально­трудовых компетенций через воспитание любви к  родной литературе, произведениям устного народного творчества  Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты. Тип урока: комбинированный. Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы­опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь. Ход урока 1. Организационный момент (психологический настрой на урок).  ­ Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного  чтения. ­ Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Вы рано утром шли в школу,  вам было холодно.  Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и  расслабились. Вспомните зиму, как выиграли в снежки, катались с горки.  Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй,  поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас  получились. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким  настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. Присаживайтесь.2. Целеполагание. Белая звёздочка с неба упала  вам на ладошку легла, не растаяла. ­ А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке.     ­ Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения? (На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова:  слушать, читать,, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать,  решать примеры, бегать на 100 метров. Дети объясняют, что на этом уроке  мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров)  ­А теперь давайте сдуем с нашей ладошки снежинку. III. Определение темы урока. ­ Тема нашего урока спрятана в ребусе:    (На доске рисунки: Снеговик, огурец, бочка. Дети разгадывают ребус. Появляется  «Снегурочка») ­ В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”). Любят сказки все на свете, Любят взрослые и дети, Любят слушать и смотреть. Сказки могут душу греть. Чудеса в них происходят, Люди к счастью путь находят, И, конечно же, добро Побеждает ложь и зло. ­ На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор?  (Владимир Иванович Даль).    ­ Если у сказки есть автор, значит она… (авторская).  ­ А в какой сказке еще встречали слово «Снегурочка»? ­ Скажите, а в сказке Снегурочка есть автор? То она какая? Сегодня на уроке мы будем с вами сравнивать две сказки: Владимира Ивановича  Даля «Девочка Снегурочка» и русскую народную сказку «Снегурочка»­ Для того чтобы сравнить эти сказки, необходимо нам выбрать  из двух  определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений.  (У  детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова) Снегурочка:  1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами  солнца.  2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских  новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) ­ Какое определение подходит? Почему вы так считаете? Сегодня будем говорить о снегурочке, тающая под лучами солнца. ­ А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик,  Снежная королева, снежная баба). ­ Давайте проверим домашнее задание и прочитаем эту сказку с выражением. VI. Сравнительный анализ произведений А теперь поработаем с вами в парах. Игра “Крестики­нолики”.  ­ На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о  произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые  значки, если различия, то – разные. (на доске прикрепляется таблица, у детей ­  аналогичные на листочках) Назва ние Авто р Геро и Жан р “Девочка Снегурочка” “Снегурочка”                 Нача ло  (зачи н)     Основ . часть Окон чание         Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу) 1). Название произведения. (устные ответы)  1 вариант ­ “Девочка Снегурочка” 2 вариант – “Снегурочка” 2). Автор. (устные ответы) 1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)  2 вариант – сказка народная  3). Герои. (выбор правильного варианта ответа)    ­ Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого  произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке,  герои из какого произведения.Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк Лиса Дед Баба Снегурочка Подружки Коровушка (Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”,  а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на  второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет) 4). Жанр произведения ­ Чтобы доказать, что данное произведение является сказкой, вспомним характерные  признаки сказки:  Зачин, Волшебство, Концовка, Добро побеждает зло ­ А какие виды сказок вы знаете?(Волшебная, фольклорная, сказка о  животных ­ Любая сказка включает в себя 3 основные части:  Зачин Основная часть Концовка 6) ­ Одной из примет сказки является зачин. Что это такое? ­ Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение) Вывод: зачин в сказках одинаковый V. Физминутка: Видео 7) Сравнение основной части сказки. ­ Как появилась Снегурочка в сказке Владимира Ивановича? А как в народной  сказке? ­ Как относились Старики к снегурочке? А в обеих ли сказках проявляется эта  любовь? ­ Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Сейчас  разделимся на 3 групп. Ваша задача определить точность последовательности  событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (Дети  восстанавливают содержание сказки) Карточка 1 варианта:                                                           Карточка 2 варианта:           “Девочка Снегурочка” Жучка нашла Снегурочку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Старик прогнал Жучку.Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Снегурочка в лесу потерялась. Лиса украла кур. 8) ребята найдите и прочитайте в тексте концовку сказки В.И даля «Девочка  Снегурочка»? А теперь в русской народной сказки? Какая сказка на ваш взгляд грустная? Почему народная сказка «Снегурочка закончилась печально и почему? А вот В.И. ­Так  Почему же народная сказка закончилась печально? ­ А вот В.И.Даль взял за основу русскую народную сказку «Снегурочка»  переработал и чтобы детям не было грустно, написал сказку «Девочка  Снегурочка».Как же заканчивается эта сказка?VI. Обобщение. (На доске заполненная таблица:  Вариант «Девочка  Снегурочка » Названи Автор В.И.Дал ь Герои Старик Старуха Снегуроч ка Жанр Сказка  Авторск ая Начал Основна Окончание Снегурочка Жили­ вернулась  были … домой  Разные  события «Снегурочк а» Народ Дед Баба Снегуроч (Х и О обозначают различия в сказках) ­ Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где­нибудь, скажем, в  Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей). Снегурочка растаяла и  превратила Разные  события Сказка  Народна я Жили­ были … Книг заветные страницы  Мы успели здесь сравнить И теперь настало время Итоги с вами подвести. VIII. Итог урока. ­ Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали? (Сказки разные, но их  связывает героиня – Снегурочка. В сказках добро побеждает зло. Обе сказки по­ своему хороши. Обе Снегурочки понравились и т.д.) ­ В чём различия сказок авторских и народных? ­ Что общего во всех сказках?  IХ. Рефлексия. Слайд17. ­ Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали,  слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что  планировали.  Солнышко с лучиками.(я научился …, я узнал …, мне было интересно …, мне было трудно …)  Х. ­ Вы все хорошо сегодня работали, но я хочу отметить особо активных детей. Оценки за урок.  ХI. Домашнее задание