Конспект урока «Доли числа»
Цели: 1) Ввести новое понятие «доля величины», учить определять долю от
величины и величину по её доле.
2) Развивать математическую речь, вычислительные навыки, внимание
наблюдательность, память, мышление.
3) Воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать
соблюдение гигиенических норм.
Оборудование: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный
проектор, экран или интерактивная доска, презентация, цветные карандаши,
линейки.
Презентацию к уроку скачивайте вверху страницы
Ход урока:
Организационный момент
а) подготовка класса к уроку;
б) психологический настрой:
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На уроке сопутствует успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
в) сообщение темы и цели урока.– Сейчас мы посмотрим мультфильм, чтобы узнать тему нашего урока.
(Просмотр мультфильма)
– Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только
один, а их много)
– Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)
– Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема
нашего урока?
– Сегодня на уроке мы вспомним, что такое доли, научимся находить доли от
величины и величины по его доле.
2) Введение в тему
– Приглашаю вас на чай. (Слайд 1)
А у нас будет необычное математическое чаепитие. К чаю принято подавать
угощения. Ой, к нам пришли гости. У нас есть шоколадка. Давайте их
угостим шоколадкой. Нам её нужно разделить на равные части. В математике
равные части называются долями.
– На сколько частей нужно разделить шоколадку? (на три части).
– Какую долю получит каждый гость? (третью)
– А вот еще гости, давайте и их теперь угостим шоколадкой.
На сколько частей надо ее разделить? (6 гостей, значит на 6 частей)
– Какую долю получит каждый гость? (шестую)
(Слайд 2)
– А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?
– А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?
(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на
неравные части)
(Слайд 3)
– К нам пришли в гости мыши. Они не едят торт. Они любят сыр.– Сколько мышей? (2)
(Слайд 4)
– Если разделить сыр, какую долю получит каждая мышь? (вторую)
– К ним пришли подружки, какую долю получит каждая? (четвёртую)
– Ой, на запах сыра прибежали еще мыши, придется для них еще головку сыра
достать.
(Слайд 5)
– На сколько частей надо поделить сыр? (на 8)
– Какую часть получит каждая мышь?
– А теперь проверим вашу сообразительность. Вот вам еще одна головка сыра.
Её нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить
ее в парах. Подготовьтесь для объяснения.
(Слайд 6)
3) Работа над новым материалом.
а) Нахождение доли от величины (Учебник стр.28)
1) №88
– Скажите, какую долю составляет закрашенная часть полоски от всей
полоски. Сделай это для каждой из трёх полосок. Используй следующие
названия: половина, треть, четверть.
На какое число нужно разделить величину, чтобы найти её половину? А для
того, чтобы найти её треть? Её четверть?
2) №89
– Начертите квадрат с длиной стороны 4 см. Вычисли площадь этого
квадрата.
Раздели квадрат на 4 равные части. Вычисли площадь четверти, или одной
четвёртой части, этого квадрата.
Раздели квадрат на 8 равных частей. Вычисли площадь восьмой доли, или
одной восьмой части, этого квадрата.S = 4*4 =16 кв.см.
16/4 = 4 кв.см.
16/8 = 4 кв.см.
3) Задача 90. Туристам нужно преодолеть расстояние 75 км. В первый день
они преодолели треть намеченного пути. Какое расстояние туристы
преодолели за первый день?
75/3 = 25 км.
4) Работа в тетради на печатной основе №38(1)
(Работа в парах)
Вывод: – Каким действием находим долю от величины? (Делением)
– Как это сделать? (Нужно разделить данную величину на
соответствующее число.)
б) Нахождение величины по её доле
1) №91
– Во сколько раз нужно увеличить треть данной величины, чтобы получить
всю величину?
Вычисли длину отрезка, если треть этого отрезка имеет длину 5 см.
2) №92
– Торт разделили на 8 равных частей. Одна такая часть имеет массу 125 г.
Какую массу имеет весь торт.
3) Сколько стоит батон колбасы, если его пятая часть стоит 32 руб?
4) Работа в тетради на печатной основе №39 (1)
(Работа в парах)
Вывод: – Каким действием находим величину по его доле? (Умножением)
– Как это сделать? (Нужно долю умножить на соответствующее
число.)
в) Решение задания №96г) Дифференцированный подход
– Выберите задачу и решите её
(Задачи на разных карточках: на красной – трудная, на зелёной – средняя, на
жёлтой – лёгкая.)
В первое хранилище привезли 300 тонн картофеля, что составило четверть
всего собранного в хозяйстве урожая картофеля. Сколько тонн картофеля
собрали в хозяйстве?
Решение: 300*4 = 1200 (т)
В первое хранилище привезли 300 тонн картофеля, что составило четверть
всего собранного в хозяйстве урожая картофеля. Во второе хранилище
привезли треть всего собранного картофеля. Сколько тонн картофеля
привезли во второе хранилище?
Решение: (300*4)/3 = 400 (т)
В первое хранилище привезли 300 тонн картофеля, что составило четверть
всего собранного в хозяйстве урожая картофеля. Во второе хранилище
привезли треть всего собранного картофеля. А оставшийся картофель отвезли
в третье хранилище. Сколько тонн картофеля привезли в третье хранилище?
Решение: (300*4)/3 =400 (т)
1200300400 = 500 (т)
4) Закрепление
– Каким действием находим долю от величины? (Делением)
– Как это сделать? (Нужно разделить данную величину на соответствующее
число.)
– Каким действием находим величину по его доле? (Умножением)
– Как это сделать? (Нужно долю умножить на соответствующее число.)
5) Рефлексия:
1 На уроке я узнал…
2 На уроке я научился…3 Было интересно…
4 Было трудно…
5 Я хочу ещё узнать…